Все же более или менее систематизированные представления о ми- ровой политике и международных отношениях стали формироваться лишь в эпоху Возрождения. Одним из первых мыслителей этой истори- ческой эпохи, обратившихся к исследованию международных отноше- ний, стал Никколо Макиавелли. Его же можно считать и продолжате- лем реалистической традиции в подходе к проблемам международной политики. Считая войну неизбежной спутницей человеческой исто- рии по причине изначальной склонности людей к применению силы и испорченности общественных нравов, Н. Макиавелли полагал, что достижение всеобщего мира между народами невозможно. Главная за- 26 дача государства во внешнеполитической деятельности — это эффек- тивная защита своих интересов. А интерес и выгода — мотивы, лежа- щие в основе любой политики на международной арене.
Непреходящее значение для теории международных отношений сохраняет наследие Томаса Гоббса (1588–1679). В основу подхода ан- глийского философа к определению и пониманию сущности межго- сударственных отношений легла его общая социально-политическая концепция, трактующая человека как существо эгоистическое, облада- ющее бессознательным стремлением к власти, господству над другими людьми и материальному обогащению. Как следствие, естественным состоянием человеческих взаимоотношений является «война всех про- 27 тив всех и каждого против каждого». Сохранение естественного состо- яния представляет угрозу для существования человеческого общества, так как таит в себе опасность самоуничтожения. Для того чтобы этого избежать, люди должны заключать общественный договор. На основе такого договора и возникает государство (Левиафан), которому в об- мен на гарантии безопасности, мира и спокойствия люди добровольно уступают часть своих прав и свобод. Отношения между людьми упоря- дочиваются в рамках «гражданского состояния», но отношения между государствами сохраняют «естественный» характер. Суверенные госу- дарства не связаны никакими ограничениями, и единственным регуля- тором их взаимоотношений остается сила. По мнению Т. Гоббса, госу- дарства — это «военные лагери», которые защищаются «друг от друга с помощью солдат и оружия»8.
Наиболее ярким представителем реалистического подхода к меж- дународной политике в эпоху Нового времени был великий немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831). Он полагал, что нормы права в международных отношениях не способствуют предот- вращению конфликтов, а, напротив, порождают разногласия между го- сударствами. Договорные нормы «допускают столько толкований, что при самом точном определении всех возможных аспектов отношений всегда еще остается неисчислимое множество таких, по поводу кото- рых могут вспыхнуть споры»10. Причем даже «если одна сторона осу- ществляет предоставленное ей право в тех пределах, которые ей даны, она обязательно затронет какое-либо право, закрепленное за другой стороной»11. По мнению Гегеля, войны — составная часть правово- го регулирования международных отношений. Именно война решает, «какое право должно уступить другому праву, должна установить не истинность права той или другой стороны, ибо истинны права обеих сторон», а какое право из двух обречено на уступки
Гегель не поддерживал идею международного сотрудничества. Бо- лее того, философ характеризовал мирное время как время, когда осо- бый размах приобретают многие «отрицательные» явления социальных отношений15, а особые интересы государств порождают борьбу между ними. Он отрицал также идею совершенствования международного со- трудничества и создания международного парламента. Взгляды Гегеля были использованы в XX столетии при формировании основных кон- цептуальных положений школы «политического реализма». До сих пор некоторые из них находят свое выражение в трудах наследников этой школы.