Принцип проецирования
земли (рис.6.1) При этом параллельные солнечные лучи становятся проеци-рующими прямыми, а бесконечно-уда-лённое Солнце – центром проециро-вания. Определение 6.1. Проекция про-странственного объекта на одну пло-скость, полученная его проецирова-нием из бесконечно-удалённого цент-ра, называется п а р а л л е л ь н о й. Если за источник проецирующих лу- чей принять электролампочку в насто- льной лампе с коническим абажуром, то фигуры освещённых участков стола и стены будут ц е н т р а л ь н ы м и проекциями на их плоскости соответ-ственно нижнего и верхнего круглых отверстий абажура (рис. 6.2). Так же обстоит дело с принципом получения фотоизображения, когда оп-тический центр объектива играет роль центра проецирования, а плоскость плёнки – роль плоскости проекций (картины). Определение 6.2. Проекция прост- ранственного объекта на одну плос-кость из центра проецирования, уда- лённого на конечное расстояние от картины, называется ц е н т р а л ь - н о й. Проекционная природа падающих теней и фотоизображений послужила основанием возвести её в принцип про-ецирования, лежащий в основе концеп-туального конструирования различных вариантов некоего «технологического оборудования» по производству раз-личных изображений с наперед задан-ными свойствами. Это конструирование является концептуальным потому, что оно осуществляется мыслительно, на основе соответствующих идей или концепций, продиктованных требова-ниями, предъявляемыми к качествам получаемых изображений. Наиболее простым из аппаратов этого «оборудования» является аппа-рат центрального проецирования, как геометрическая модель фотографичес-кой камеры-обскуры (рис.6.3). Он состоит из центра проецирова- ния – точки S и картины П ¢, удалённых друг от друга на определённое конеч-ное расстояние, называемое г л а в – н ы м. Для получения этим аппаратом изо-бражения какого-либо объекта S после-дний предварительно подвергается, как пространственная система, структурно- му анализу, в результате которого на нем выделяются его взаимосвязанные структурные элементы (точки, линии), подлежащие изображению. Сущностью процесса проецирова-ния является мысленная процедура, cостоящая из двух операций. Первая заключается в конструктивном задании проецирующих прямых, плоскостей и поверхностей, определяемых точками
вырожденной проекции проецирующей прямой
А,В,…,прямыми c,d,… и кривыми лини- ями объекта и центром проецирования S. Вторая операция сводится к реше- нию позиционных задач на пересече- ние проецирующих элементов с плос- костью картины П ¢. Определение 6.3. Прямые линии, плоскости и поверхности, проходящие через центр проецирования и элемен-ты пространства, называются п р о – е ц и р у ю щ и м и. Определение 6.4. Результаты пе-ресечения проецирующих элементов с картинной плоскостью называются их к а р т и н н ы м и с л е д а м и и являются соответствующими п р о- е к ц и я м и проецируемых элементов изображаемого объекта. Утверждение 6.1. Проекцией А ¢ точки А объекта S является картин-ный след проецирующего луча SA: А¢ = SA ´ П¢. Утверждение 6.2. При заданном аппарате проецирования (S, П¢) изо-бражаемая точка однозначно опреде-ляет свою проекцию. Утверждение 6.3. Проекцией с¢ прямой линии с объекта S является картинный след проецирующей плос-кости a (с, S): c¢ = a ´ П¢. Утверждение 6.4. Проекцией а¢ кривой линии аобъекта S является картинный след а¢ проецирующей ко-нической поверхности Ф: а¢ = Ф ´ П¢. Среди множества линий на изобра-жаемой поверхности существует един-ственная, состоящая из т о ч е к к а –с а н и я к ней лучей проецирующей связки, образующих проецирующую ко-ническую поверхность. Определение 6.5. Линия на по-верхности объекта, являющаяся ли-нией касания к нему проецирующей конической поверхности, называется к о н т у р о м в и д и м о с т и этого объекта или его с и л у э т о м. Силуэт отделяет изображаемый об- ъект от фона, на котором он находится и является линией, подлежащей обяза-тельному изображению. Определение 6.6. Проекция силуэ-та или контура видимости объекта называется о ч е р к о м его п р о е к- ц и и. Очерк проекции очерчивает часть картинного пространства, заполняемую изображением объекта и отделяет её от чистого поля картины, «изображаю-щего» фон объекта.
|