Конкретные приемы обсуждаются в разделе о технологическом прогнозировании в главе 3. 17 страница
2 Adams H. The Education of Henry Adams: An Autobiography. Boston - N.Y., 1918. P. 494-495.
Сегодня идея экспоненциальных кривых, отражающих любое ускорение удваивающимися темпами, стала вещью обычной. Так, мы знаем, что время, необходимое для кругосветного путешествия, в период с 1889-го — то есть с момента плавания Н.Блая — и до 1928 года, когда состоялся первый кругосветный перелет на самолете, каждую четверть столетия сокращалось вдвое, а затем стадо сокращаться за такой же срок в десять раз. Д.Прайс утверждает (в связи с проблемой, которую мы подробнее рассмотрим ниже), что со времен Ньютона объем научных работ удваивался каждые 15 лет, иди увеличивался приблизительно в три раза в течение активного периода жизни ученого. Важно иметь в виду, что эти экспоненциальные кривые не только отражают резкое изменение в масштабе времени, но и все более быстро трансформируют характер наших знаний и самой жизни. К.Хаскинс, президент Института Карнеги в Вашингтоне, в своем президентском докладе за 1965—1966 годы писал, что еще в 1920 году “было широко распространено мнение, что Млечный Путь действительно исчерпывает собой всю Вселенную. Только за последние 10 лет мы полностью осознали, что наша галактика в действительности является лишь одной из миллионов или, возможно, миллиардов других галактик, заполняющих небеса и простирающихся на расстояния, о которых мир 20-х и даже 50-х годов не мог иметь сколько-нибудь реального представления...” Только в последнее десятилетие мы узнали о квазарах (квазизвездных радиоисточниках), причем один из них, открытый чуть больше двух дет назад, представляет собой источник электромагнитного излучения, превышающий по мощности наше Солнце примерно в два с половиной триллиона раз. Подобные открытия радикально изменили наши представления о природе и пределах Вселенной. Сами их темпы за последние триста дет, со времен Галилея, повысились настолько, что информация, полученная только в последние несколько дет, позволила создать целостную картину и взаимно увязать отдельные представления, формирование которых потребовало многих десятилетий. Это повторяется во многих областях знания — от исследований астрономов до постижения биологии. Столетие назад монах Г.Мендель заложил основы генетики. Несколькими годами позже молодой биохимик Ф.Мишер с помощью ферментов проник в протоплазму живой клетки и открыл основы ее ядра. Потребовалось семьдесят пять лет после работ Ф.Мишера, чтобы в 50-е годы Л.Полинг и Р.Корей выдвинули теоретические положения о молекулярной структуре генов, и менее десяти лет, чтобы Крик и Уотсон дешифровали основы генетического кода. Как бы ни был значим каждый из этих примеров, простой и важнейший факт, который Генри Адаме проницательно отметил еще в 1900 году, состоит в том, что никогда больше дети не будут жить в том же мире — социальном и интеллектуальном, — который населяли их отцы и деды. Тысячелетиями — и это и сегодня можно сказать относительно некоторых угодков мира, хотя таковые неуклонно сокращаются, — дети, идя по стопам своих родителей, следовали установившемуся образу действий и заведенному порядку, имели общую с ними книгу знаний и морали, поддерживали тесные связи с домом и семьей. Сегодня ребенок не только обречен на радикальный разрыв с прошлым; он должен готовить себя к неизвестному будущему. И эта задача стоит [не только перед отдельным человеком, но и] перед всем обществом. ИЗМЕНЕНИЕ МАСШТАБОВ Второй важный факт, отличающий современность от прошлых времен, — это “изменение масштабов” нашей жизни. Рассмотрим прежде всего вопрос о числах. Любопытно, что в период, когда была принята Конституция, которой и сейчас руководствуется американское общество, в тринадцати штатах проживало менее четырех миллионов человек. Из них 750 тыс. составляли чернокожие рабы, поставленные вне общества. Население было молодо — его средний возраст составлял всего 16 лет, — и не более 800 тыс. мужчин достигли избирательного возраста. Когда Джордж Вашингтон был приведен к присяге как первый президент Соединенных Штатов, население Нью-Йорка, тогдашней столицы страны, составляло всего 33 тыс. человек. В городах жили немногие. Лишь 200 тыс. человек населяли “городские районы”, в каждом из которых было сосредоточено 2500 или более жителей. Существуя изолированными группами, образующими небольшие общины, или проживая в малонаселенных районах, люди редко передвигались на большие расстояния, и гость издалека был для них редкостью. Поскольку это был мир земледельцев и источником искусственного освещения служили в основном свечи и керосиновые лампы, повседневная жизнь была связана с движением солнца (кстати, обращение “добрый день” пришло из земледельческой эпохи), и “ночная жизнь” была исключением. Новости обычно распространялись в виде слухов, и существовало лишь несколько газет, в которых освещались преимущественно местные события. Представления рядовых граждан о мире и его политической жизни были чрезвычайно ограниченными. Что же мы видим сегодня? В настоящее время население Соединенных Штатов превышает 200 млн. человек, из них более 110 млн. живут в урбанизированных районах, т.е. в пределах местности, окружающей городской центр с населением не менее 50 тыс. человек. Мало кто живет или работает в условиях социальной изоляции (60 процентов занятых в обрабатывающей промышленности работают на предприятиях, каждое из которых применяет труд более 500 человек). Даже фермеры вовлечены в единое национальное общество через средства массовой информации и современную культуру. Однако наиболее примечательное различие состоит в том (и здесь проявляется реальное изменение масштабов по сравнению с 1798 годом), с каким числом людей знаком каждый из нас, о скольких он знает, или, иначе говоря, в том, каким образом мы воспринимаем наш мир. Сегодня любой человек на работе, в школе, по месту жительства, в профессиональной и социальной сфере непосредственно общается с сотнями людей, и если учесть современную необычайно высокую мобильность — географическую, профессиональную и социальную, — каждому из нас в течение жизни приходится узнать в качестве знакомых или друзей несколько тысяч человек. С учетом же тех лиц, которых преподносят нам средства массовой информации, — а также в связи с развитием политической жизни и ростом разнообразия в сфере культуры, — число людей (и мест), которые знает каждый из нас, устремляется вверх экспоненциальными темпами. Что же происходит, когда население начинает переживать этот скачок, [как меняются] социальное сознание, контакты и взаимодействие? Рассмотрим количественные скачки в росте населения, хотя бы на примере последнего столетия. Только в 1859 году, после многих тысяч лет достаточно развитой социальной жизни, население мира достигло одного миллиарда человек. Второй миллиард добавился через 75 дет (с 1850 до 1925 год), а третий — всего через 35 — к 1960 году. Скорее всего, показатель в четыре миллиарда будет достигнут к 1980 году, и если нынешняя тенденция останется неконтролируемой, пятый миллиард добавится всего за десять дет, к 1990 году. Как отмечает Р.Ревелл, при нынешних уровнях рождаемости и смертности прирост населения только за период с 1965 до 2000 года превысит все количество ныне живущих людей. Если же взглянуть на удваивающиеся темпы роста населения в ином ракурсе, можно подсчитать, что из всех людей, когда-либо живших на Земле, пятая часть жива сегодня. Однако изменение масштабов — это не просто количественный рост прежних институтов. Ни один биологический организм или человеческое сообщество не могут претерпеть изменения в размерах и, соответственно, в масштабах, не меняя своих форм и структуры. Этот общий принцип был установлен Галилеем еще 350 лет назад. Выдающийся биолог д'Арси Уэнтуорф Томпсон, рассматривая эту проблему в своем классическом труде “О росте и форме”, пишет: “[Галилей] говорил, что если бы мы попытались строить корабли, дворцы иди храмы чрезмерных размеров, то реи, балки и, сваи не выдержали бы нагрузок и разрушились; таким же образом природа не может взрастить дерево или создать животное сверх определенного размера, сохраняя при этом прежние пропорции и используя те же материалы, которые подходили для конструкций меньшего размера. Объект разрушится под тяжестью собственного веса, если мы... не изменим соответствующие пропорции...”3 Согласно Галилею, изменения в пропорциях происходят в соответствии с математическим принципом, известным в пространственной Эвклидовой геометрии как закон квадрата-куба: с увеличением объема в кубе ограничивающая его поверхность увеличивается только в квадрате. Изменение социальных институтов не следует строго пространственному закону, однако хотя такое сравнение имеет биологический контекст, существует про 3 D'Arcy Thompson. On Growth and Form. Cambridge, 1963. Vol. I. P. 27.
цесс структурной дифференциации, “в результате которой одна структура иди организация превращается в две, отличающиеся друг от друга по своей внутренней субординированности и функциям в системе, частью которой они являются, но представляющие собой в определенной мере “функциональный эквивалент” прежнего, менее дифференцированного элемента”4. Концепция структурной дифференциации, восходящая к Э.Дюркгейму и М.Веберу и развитая Т.Парсонсом и его учениками, является сегодня, вероятно, ключевой социологической концепцией, позволяющей анализировать бурные социальные изменения. Она указывает, что по мере роста масштабов и функций социальных институтов создаются четко определенные подсистемы для решения тех иди иных задач. С развитием специализированных подсистем возникают также новые проблемы, [в первую очередь] связанные с вопросами координации, иерархии и социального контроля. В контексте социальных изменений процесс дифференциации прослеживается вплоть до ранних человеческих сообществ, где, например, первоначально неразрывно связанные жреческие и политические функции (воплощенные во власти фараонов в Древнем Египте) развились позже в обособленные религиозные и политические институты (хотя эти две функции оставались символически взаимосвязанными в Японии даже после “революции Мэйдзи”, а в Англии воплощены в одном человеке до сегодняшнего дня). Семья, которая в свое время была важнейшим социальным институтом, объединявшим экономические, бытовые, рекреационные и другие функции, также модифицировалась, результатом чего стало обособление семейной и профессиональной систем, а семейное фермерство, семейный бизнес или семейная торговля стали утрачивать свое значение. В современном индустриальном обществе наиболее значительную внутреннюю дифференциацию обнаруживают экономические институты. Когда возникло противостояние сходных по своей сущности форм и сообществ, появились конкуренция и “нарастающая борьба за существование”. В прошлом такая конкуренция часто приводила к войнам между сообществами, становясь их главной причиной. В современном обществе, где экономиче- 4. Parsons Т., Smelser N.J. Economy and Society. L., 1956. P. 255-256.
ский рост обеспечивается прежде всего через увеличение производительности, а не эксплуатацию иди грабеж, такая конкуренция приводит к разделению труда и возникновению отношений взаимозависимости. Чтобы достойно ответить на вызов конкуренции иди избежать ее, структурные элементы общества (регионы, города, фирмы) встали на путь специализации, сужая сферу свой профессиональной деятельности и тем самым дополняя друг друга. Таким же образом, как усложнение процесса поставки товаров на все более крупные рынки вызывал разделение торговли на оптовую и розничную, шла и профессиональная специализация, сопровождая рост отдельных фирм и экономики в целом. Так же, как возникло разделение собственности и управления, оказались дифференцированными и различные задачи менеджмента, в результате чего производство, финансы, маркетинг, технологические исследования, работа с персоналам и тому подобное становились предметом новых формировавшихся профессий5. То, что уже давно стало знаменательной и неотъемлемой чертой экономической жизни, сегодня начинает проявляться также в образовании и интеллектуальной жизни. Рост университетов с 5 тыс. до 50 тыс. студентов представляет собой не просто линейное увеличение их масштаба, а крупные изменения во внутренней структуре. Если в прошлом (и это в определенной мере еще остается справедливым для Оксфорда и Кембриджа) вопросы финансирования, административного управления, приема и обучения были прерогативой единого академического органа, то теперь мы видим сложную иерархию хозяйственных чиновников, администраторов, руководителей учебных подразделений и исследовательских институтов, должностных лиц, отвечающих за приек студентов, и преподавателей, причем первые и последние находятся между собой в сложных отношениях бюрократического типа. В научно-исследовательских институтах и академических учреждениях идет аналогичный процесс роста дифференциации — и напряженности — в коллективе. Если в этом плане и 5 О ходе дискуссии по проблемам теории “структурной дифференциации” см.: Parsons Т. Some Reflections on the Institutional Framework of Economic Development // Parsons T. Structure and Process in Modem Societies. Glencoe (111.), I960. P. 98-132.
имеет место нечто, отличающее вторую половину двадцатого столетия от первой, то это проникновение специализации функций из сферы экономики в сферу интеллектуальной деятельности. Эти две концепции — темпы перемен и изменение масштабов — представляют собой идеи, вокруг которых может быть построено обсуждение ключевых структурных компонентов постиндустриального общества — знания и технологий. ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗНАНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗНАНИЯ Каким образом можно датировать общественное изменение? Как определить время появления новой социальной проблемы? Что касается характера знания, то переломным моментом я условно назвал бы 1788 год. Как отмечается во вводных замечаниях к 11-му изданию Британской энциклопедии, “ее первые издания (1745—1785 годы), как и все предшествовавшие ей аналогичные работы, составлялись одним иди двумя людьми, которые могли считать все сферы человеческих знаний полем приложения своих усилий. Начиная с 3-го издания (1788 год) при составлении энциклопедии впервые решено было полагаться на знания специалистов”. Такова дата, когда единый массив знаний был расчленен на части. Следует отметить, что в подготовке издания энциклопедии 1967 года принимали участие около 10 тыс. “известных экспертов”. Что понимается под “знанием”? “Энциклопедия” означает “полный спектр”, и в сферу этого определения может быть включено все, что известно человеку (что записано иди сказано). Для целей данной главы я определяю знание как совокупность субординированных фактов или суждений, представляющих собой аргументированное утверждение или экспериментальный результат, способный быть переданным другим людям с использованием средств связи в определенной систематической форме. Таким образом, я отличаю знание от новостей и сообщений развлекательного характера. Знание состоит как из новых суждений (исследования), так и новых изложений уже известных суждений (учебники). Это определение имеет более широкий характер, чем некоторые из принятых философских понятий подобного рода. Так, М.Шедер различает три класса знания: знание в области действия и контроля (Herrschaftswissen); знание в области нематериальной культуры (Bildungswissen) и знание в духовной области (Erioesungswissen) (в переводе Ф.Махдупа — инструментальное Знание, интеллектуальное знание и духовное знание). Мое определение, однако, уже, чем всеобъемлющая классификация Ф.Махдупа, который в “Производстве и распределении знаний в Соединенных Штатах” пишет, что “объективная интерпретация, соответствующая тому, что известно, будет менее удовлетворительной, чем субъективная интерпретация в соответствии со значением, которое знающий придает знаемому, т.е. в соответствии с тем, кто знает, почему и зачем”6. Используя затем “субъективное значение известного для знающего как критерий”, Ф.Махдуп различает пять типов знания: 1. Практические знания, которые пригодны для использования в работе, решениях и действиях и могут быть подразделены, в соответствии с видами человеческой деятельности, на: а) профессиональные знания; б) предпринимательские знания; в) знания навыков физического труда; г) знания в области ведения домашнего хозяйства; д) иные практически применяемые типы знания. 2. Интеллектуальные знания, удовлетворяющие интеллектуальную любознательность человека и считающиеся составной частью либерального образования, гуманистического и научного обучения, общей культуры и приобретающиеся, как правило, в результате активного сосредоточения усилий на оценке существующих проблем и ценностей. 3. Бесполезные и развлекательные знания, вызванные к жизни неинтеллектуальной любознательностью или желанием получить легкое развлечение или эмоциональный стимул, включающие местные слухи о происшествиях, в том числе криминальных, легкие романы и рассказы, шутки, игры и т.п., приобретающиеся, как правило, в результате пассивного отдыха после занятий 6 Machiup F. The Production and Distribution of Knowledge in the United States. Princeton (N.J.), 1962. P. 21.
“серьезными” делами и подходящие для удовлетворения эмоциональных потребностей человека. 4. Духовные знания, имеющие отношение к религиозному пониманию Бога и путей спасения души. 5. Нежелательные знания, находящиеся вне сферы интересов человека, обычно приобретающиеся случайно и сохраняющиеся бесцельно7. Р.Лэйн, выдвинувший идею “общества знания” (knowledge society), стремится подвести философско-эпистемодогический фундамент под свою концепцию. Подобно Ф.Махлупу, он включает в нее как “знаемое (известное)”, так и “состояние знания”, однако стремится также подчеркнуть возрастающее социальное самосознание, обеспечиваемое таким знанием. Р.Лэйн пишет: “В качестве первого приближения к определению можно сказать, что обладающее знаниями общество (knowledgeable society) — это такое общество, члены которого в большей мере, чем члены других сообществ: а) познают основы своих представлений о человеке, природе и обществе; б) руководствуются (возможно, бессознательно) объективными стандартами истины, а при достижении высокого уровня образования следуют научным правилам доказательства и построения выводов; в) выделяют значительные ресурсы на получение знаний, в результате чего имеют большой их накопленный объем; г) систематически собирают, организуют и интерпретируют знания для извлечения из них всего того, что полезно для практических целей; д) используют знания для демонстрации (и, возможно, модификации) своих ценностей и целей, а также для их совершенствования. В той же мере, в какой основанием “демократического” общества являются государственные и межличностные отношения, а основанием “общества изобилия” — экономика, корни общества, обладающего знаниями, уходят в эпистемодо-гию и логику познания”8. Определения такого рода не являются ни правильными, ни ошибочными; они скорее устанавливают некоторые границы ис- 7 Machiup F. The Production and Distribution of Knowledge... P. 21-22. 8 Lane E.E. The Decline of Politics and Ideology in a Knowledgeable Society // American Sociological Review. Vol. 21. No. 5. October 1966. P. 650.
пользования терминов. При рассмотрении проблем всеобъемлющих социальных изменений следует учитывать эти формулировки. Однако для целей социальной политики, [в центре которой находится] необходимость определять пропорции распределения ресурсов общества для конкретных целей социального характера, я предложил бы более узкое определение: знание — это то, что объективно известно, это интеллектуальная собственность, принадлежащая определенному лицу иди группе лиц и удостоверенная авторским правом иди какой-либо другой формой социального признания (скажем, публикацией). Это знание оплачивается — на основе времени, затраченного на исследование и изложение его результатов, и на основании расходов, связанных с его распространением и передачей при обучении. Знание подвержено оценкам со стороны рынка, высших административных и политических должностных лиц иди равных им по положению людей, которые могут высказывать суждения в отношении как ценности результатов, так и обоснованности претензий на ресурсы, когда таковые предъявляются. В этом смысле знание является составной частью социальных инвестиций; оно представляет собой законченное изложение [чего-либо] в форме книги, статьи или даже компьютерной программы, записанной на бумагу иди магнитную ленту с целью передачи, и подвержено грубой количественной оценке. Нет необходимости подчеркивать, что такое утилитарное определение не претендует на включение таких вопросов “социологии знания”, как социальное установление идей, их взаимосвязи, их отношение к тем или иным структурным основам и т.п. Любая оценка специфического характера того или иного конкретного набора знаний, безусловно, потребует рассмотрения подобных вопросов, однако в данном случае это не входит в мои задачи9. ИЗМЕРЕНИЕ ЗНАНИЯ Проявления роста. В последние годы мы привыкли к утверждениям, что знание увеличивается экспоненциальными темпами. 9 О всеобъемлющей парадигме, излагающей типы вопросов, на которые должна ответить социология знания, см.: Merton R.K. The Sociology of Knowledge // Social Theory and Social Structure. Glencoe (111.), 1957. P. 460-461.
Первый грубый подсчет — и первое предупреждение о том, что рост знаний порождает проблему их хранения и поиска, — относятся к 1944 году, когда Ф.Райдер, сотрудник библиотеки Уэслианского университета, опубликовал выкладки о том, что книжные фонды американских научных библиотек удваиваются в среднем каждые 16 лет. Взяв в качестве примера для исследования десять колледжей, он показал, что в период с 1831 года (когда в библиотеке каждого из них имелось в среднем по 7000 книг) по 1938 год библиотечный фонд удваивался каждые 22 года; соответствующие же цифры для крупнейших американских университетов за тот же период свидетельствовали, что там удвоение происходило каждые 16 лет10. На примере Иельского университета Ф.Райдер показал, как эта проблема будет выглядеть в будущем: “...В начале XVIII столетия Иельская библиотека имела около 1000 томов. Если бы удвоение происходило каждые 16 дет, их число в 1938 году достигло бы 2,6 млн. томов, фактически же оно составило в 1938 году 2,7 млн., что поразительно близко к “стандартным” темпам роста... Не составляет большого труда подсчитать, что в 1849 году протяженность книжных полок библиотеки Иельского университета составляла полторы мили, а ее карточный каталог занимал приблизительно 160 ящиков. В 1938 году ее 2,7 млн. томов занимали полки протяженностью в 80 миль, а каталоги всех видов, размещенные в различных местах, должны были составить порядка 10 тыс. ящиков. Для обслуживания этой библиотеки требовался штат численностью свыше двухсот человек, из которых, вероятно, половину составляли каталогизаторы”". Ф.Райдер размышлял — и эти размышления выглядели в тот период эксцентрично — о том, что произойдет, если Йельская библиотека будет и впредь продолжать расти “темпами, не более самых консервативных”, которыми фонды библиотеки увеличивались в предыдущий период. В этом случае, подсчитал он, в 2040 году Иельская библиотека будет иметь “приблизительно 200 млн. томов, которые будут занимать более б тыс. миль полок. Набор ее каталогов — если тогда они сохранятся в карточной форме — будет состоять из почти трех четвертей миллиона ящиков, занимающих не менее восьми акров площади помеще- 10 Rider F. The Scholar and the Future of the Research Library. N.Y., 1944. " Ibid. P. 11-12.
ний. Новые поступления достигнут 12 млн. томов в год, а их каталогизация потребует штата библиографов, превышающего 6 тыс. человек”12. Результаты проведенных Ф.Райдером исследований роста американских научных библиотек были распространены Д.Прайсом на оценку всей совокупности научных знаний. В своей первой книге, посвященной этой проблеме, “Наука со времен Вавилона”13, он стремился нарисовать картину роста издания научного журнала и научной газеты как двух основных индикаторов знания. И тот, и другая были продуктами научной революции кояца XVIII века. Они позволяли обеспечить сравнительно быструю передачу новых идей растущему кругу лиц, проявлявших ингерес к науке. Старейшим из сохранившихся журналов являются “Философские труды Лондонского Королевского Общества”, впервые опубликованные в 1665 году, за которыми последовали еще три иди четыре подобных журнала других национальных академий европейских государств. Затем число издаваемых журналов стадо расти, достигнув к началу девятнадцатого века около ста, к середине столетия — тысячи, а к 1900 году — примерно 10 тыс. Д.Прайс делает следующий вывод: “Если произвести... подсчет за период с 1665 года до наших дней, сразу же становится очевидным, что огромный рост количества научных периодических изданий от единицы до порядка ста тысяч происходил с чрезвычайной регулярностью, которую редко можно наблюдать в статистике какой-либо человеческой деятельности и природных процессов. С большой степенью точности вырисовывается, что это количество возрастало десятикратно каждые полвека, начиная с 1750 года, когда в мире было около десяти научных журналов”14. В последующих публикациях Прайс отстаивает идею подсчета издаваемых газет как способа оценки уровня научного 12 Rider F. The Scholar and the Future of the Research Library. P. 11-12. При это!" не принимается в расчет возможность замены книг микрофильмами. Однако это проблема хранения, а не роста знания. 13 Price D. Science Since Babylon. New Haven (Ct.), 1961. Его первой публикацией по этому вопросу была статья, вышедшая во французском “Archives Internationales d'Histoire des Sciences” в 1951 году (No. 14). Впоследствии она была расширена и помещена в более популярной форме в лондонском журнале “Discovery” (июнь 1956 года). 14. Price D. Science Since Babylon. P. 96.
знания. В статье, опубликованной в 1965 году, он писал: “Для самого ученого публикация представляет собой непостижимо мощный, вечный и открытый литературный архив, в котором он читает результаты своих исследований. Только в очень редких и особых случаях ученому приходится иметь дело лишь с собственно научной работой, в которой нет конечного продукта, имеющего литературную форму. К ним относятся скорее патологические случаи, подобные тому, что произошел с Г.Кавендишем, занятым интенсивными научными исследованиями, но в подавляющей части не публиковавшим свои выводы и открытия. По этой причине они на столетие были потеряны, пока их не обнаружил Дж.Максвелл, всего через несколько лет после того, как эти ценные результаты были независимо подучены другими. Являются ли вкладом в науку неопубликованные труды, подобные работам Г.Кавендиша, или те, что остаются неизвестными и не публикуются, потому что числятся государственными секретами? Я считаю, что в целом будет правильным сказать: нет, не являются. Наука, которая не имеет способов передачи своих результатов, — это не наука! Таким образом, согласно нашему определению, наука — это то, что публикуется в научных журналах, газетах, докладах и книгах. Короче, это то, что воплощается в литературе. Достаточно удобным представляется то, что печатную продукцию намного легче определить, очертить ее границы и дать ее количественную характеристику, чем что-либо другое, с чем в данном случае приходится иметь дело. Ввиду того что научная литература имеет важнейшее функциональное значение для ученых, она в течение столетий является объектом систематизации с использованием индексов, классификаторов, реферативных журналов и систем поиска... Она подсчитывается, классифицируется и год за годом подбирается в продолжающиеся серии. Например, главный компонент исследовательской литературы может быть определен как публикации в научных сериях, включаемых во “Всемирный перечень научных периодических изданий” — инструмент для ссылок, хорошо знакомый работникам библиотек”15. 15 Price D. The Science of Science // Platt J.R. (Ed.) New Views of the Nature of Man. Chicago, 1965. P. 58-59.
К 1830 году, когда стадо очевидно, что при наличии в мире около трехсот научных журналов человек, работающий в науке, уже не в состоянии успевать знакомиться с новым знанием, появился новый инструмент — реферативный журнал, в сжатом виде представлявший содержание статей и позволявший заинтересованному человеку решить, с какими из них ему целесообразно ознакомиться в подробном виде. Однако, как указывает Д.Прайс, число реферативных журналов также росло, повторяя тот же путь — увеличиваясь десятикратно каждые полстолетия. В результате к 1950 году их количество достигло “критической величины” — около трехсот изданий. Из этих цифр Д.Прайс попытался вывести “закон экспоненциального роста”. Он считал важнейшим выводом то, что количество новых журналов росло не линейно, а экспоненциально. “Константа выражается примерно 15 годами для удвоения, что соответствует десятикратному увеличению за 50 дет и тысячекратному — за полтора столетия...” Если это так, то важно отметить, что мы не просто наблюдаем быстрый рост, но и что отражающая его кривая должна быть экспонентой, как математическое следствие той зависимости, что чем больше количество, которое возрастает, тем быстрей происходит его рост. “Почему происходит так, — спрашивает Д.Прайс, — что издаваемые журналы вызывают рост новых темпами, пропорциональными их количеству в какой-то один момент, а не с конкретным уровнем?” Так должно происходить потому, говорит он, что “это связано с научными открытиями иди статьями, в которых они публикуются... Так как каждое научное достижение генерирует новую серию успехов достаточно постоянными темпами, то количество появляющихся достижений строго пропорционально количеству открытий в то или иное конкретное время”16.
|