Конкретные приемы обсуждаются в разделе о технологическом прогнозировании в главе 3. 16 страница
Если взглянуть на современное положение США в мировой экономике, три обстоятельства не могут не казаться очевидными. Во-первых, Соединенные Штаты имеют положительный торговый баланс с остальным миром только в сфере производства высокотехнологичных товаров. В области сельскохозяйственных продуктов, минерального сырья, топлива и целого ряда других несельскохозяйственных и не принадлежащих к обрабатывающим 29 Теоретическая оценка этой проблемы дана в: Baumol W.J. Macroeconomics of Unbalanced Growth: The Anatomy of Urban Crisis // American Economic Review. June 1967. Как пишет профессор У.Дж.Бомодь: “Поскольку нет никаких оснований полагать, что в прогрессивных секторах экономики прекратится накопление капитала или остановится процесс инноваций, повышение реальной стоимости мунииипиальных услуг вряд ли приостановится; поэтому неизбежно и вне зависимости от наличия инфляции местные бюджеты почти наверняка будут расти и в будущем... Ответственность за эту тенденцию не может быть возложена ни на одного человека и ни на одну группу, и поэтому нет ничего, что могло бы остановить ее” (С. 423). Неомарксистский подход к данной проблеме изложен в: O'Connor J. The Fiscal Crisis of the State // Socialist Revolution. Vol. I. No. 1 (January—February 1970); Vol. I. No. 2 (March-April 1970).
отраслям продуктов (за исключением высокотехнологичных товаров) баланс резко смещен в противоположную сторону. Текстиль, транзисторные радиоприемники, пишущие машинки и фотокамеры — все эти ставшие стандартизированными продукты иностранного производства, захлестнули американский рынок. Даже в высокотехнологичных отраслях, таких, как производство компьютеров, лазеров, точных инструментом и т.д., имеют место тенденции к спаду: в 1962 году положительный баланс составлял 4:1 (экспортировалось товаров на 10,2 млрд. долл., импортировалось на 2,5); в 1968 году он оказался уже на уровне 2:1 (экспорт составил 18,4 млрд. долл., импорт — 9,4). В 1971 году общий дефицит торгового баланса достиг 12 млрд. долл., и президент Р.Никсон был вынужден предпринять экстренные шаги по девальвации доллара и установлению квот на иностранные товары, продаваемые на американском рынке. Сокращение расходов на транспортировку наряду с разницей в уровне заработной платы во все большей мере позволяет американским многонациональным корпорациям производить значительную часть комплектующих частей за границей и доставлять их в страну для изготовления конечного продукта. Компания “Форд” смогла выпустить свою дешевую модель “Пинто” только потому, что большинство ее составных частей производится за границей, а “Крайслер” сообщил, что возрастающая часть деталей всех его автомобилей будет производиться не в Детройте, а за рубежом. В-третьих, Соединенные Штаты все более становятся обществом рантье, где значительная и все возрастающая часть торгового баланса представлена не столько экспортом, сколько поступлениями от зарубежных инвестиций американских корпораций. Все это ставит серьезную проблему перед американскими трудящимися. Сфера, в которой труд наиболее организован, — обрабатывающая промышленность — стоит перед перспективой серьезного сокращения рабочих мест. В ответ американское рабочее движение, всегда приверженное идее свободной торговли, занимает сегодня жесткие протекционистские позиции. Тем самым оно может сохранить рабочие места в ряде сфер (текстильной промышленности, электронике, металлургии, автомобилестроении), но потребителю придется заплатить за это высокую цену. В результате, в силу наличия двух серьезных сдерживающих факторов — меняющегося соотношения между материальным производством и сферой услуг и возникающих опасностей для американских производителей на международной арене — сужается после социальных экспериментов. Так, если работники потребуют в этих условиях большего контроля над условиями труда — что неизбежно повысит издержки', — противодействие подобным требованиям ввиду изменившейся экономической ситуации может быть весьма значительным. Однако наиболее серьезным сдерживающим фактором является рост разнообразия самих политических требований. Как я отмечал ранее, постиндустриальное общество во все большей мере становится коммунальным обществом, где социальные механизмы в большей мере, нежели рынок, становятся ответственными за распределение благ и общественный выбор в большей мере, чем индивидуальный спрос, становится арбитром в сфере услуг. Коммунальное общество по самой своей природе порождает новые права — права детей, студентов, бедноты, разного рода меньшинств — и воплощает их в форму все новых и новых требований, предъявляемых к сообществу. Рост экстернадий — последствий частных действий для сообщества — превращает чистый воздух и чистую воду или потоки транзитного транспорта в предметы общественных дискуссий и требует большего регулирования и контроля со стороны общества. Потребности в высшем образовании и лучшем здравоохранении резко расширяют роль правительства как обеспечивающего фонды и устанавливающего стандарты. Потребности в дополнительных удобствах, призывы к лучшему качеству жизни заставляют правительство умножать усилия в сфере защиты окружающей среды, обеспечения отдыха и развития культуры. Однако все это предполагает наличие двух проблем: мы не знаем в точности, учитывая недостатки нашей социальной теории, как эффективно решить многие из этих задач; учитывая значимость их всех и не имея достаточно средств для удовлетворения каждого из требований, как выделить наиболее важные и насущные. В 1960 году созданная президентом Д.Эйзенхауэром Комиссия по определению национальных целей сформулировала минимальный набор стандартов для качества жизни — стандартов, которые кажутся примитивными всего десять дет спустя, — но, когда Национальная ассоциация планирования экстраполи^ ровада эти цели на 1975 год (заложив в расчеты четырехпроцентный темп роста ВНП, который так и не был достигнут), оказалось, что для осуществления всех поставленных задач не хватает 150 млрд. долл. Таким образом, основная проблема по-прежнему заключена в выборе приоритетов. Но как достичь этого? Одной из черт коммунального общества является растущее участие отдельных лиц и групп в жизни сообщества. В действительности, например, на городском уровне сегодня имеет место более активное участие населения [в решении социальных вопросов], чем когда-либо ранее в американской истории30. Но само расширение участия ведет к парадоксу: чем большим становится число групп, каждая из которых борется за достижение собственных целей, тем выше вероятность того, что они начнут накладывать вето на интересы друг друга, и такая ситуация может вызвать лишь озлобленность и безвластие. Это справедливо не только для местного, но и для национального уровня, где в течение последних двадцати лет возникло множество новых политических общностей. Традиционно носителями групповых интересов были предприниматели, рабочие и фермеры, в то время как этнические группы играли заметную роль фактически исключительно на уровне районов или городов. Однако в последние двадцать дет мы стали свидетелями роста влияния ученых, работников образования, интеллигенции, афроамериканцев, молодежи, бедноты, причем все они играют свою роль в борьбе за влияние и распределение ресурсов31. Прежние коалиции не играют более решающей роли. В последнее время мы наблюдаем рост независимой от прежних партий компоненты, чьи колеблющиеся голоса становятся исключительно важными. Проблема достижения консенсуса по 30 Развитие этих аргументов и соответствующие статистические и документированные данные по этому вопросу содержатся в: Bell D., Held V. The Community Revolution // The Public Interest. Summer 1969. 31 Всегда ли бизнес оказывает конструктивное влияние? Это зависит от конкретной ситуации. Следует различать лежащую в основании общества систему, которая и сегодня является капиталистической, и современную “экологию игр”, когда по различным вопросам формируются различные коалиции, а по отдельным политическим вопросам среди представителей дедовых кругов возникают весьма заметные разногласия.
политическим вопросам будет становиться все более сложной. Однако отсутствие консенсуса означает конфликт, а постоянны1й конфликт разделяет общество, открывая путь к подавлению и репрессиям со стороны одной части социума по отношению к другой. Западное индустриальное общество отмечено тремя отличительными чертами: ростом крупных корпораций, становящихся моделью для любого коммерческого предприятия; отпечатком, который накладывают машины и их ритм на характер труда; и трудовым конфликтом, воплощающим в себе противостояние классов, которое способно разорвать общество на части. Все эти три элемента существенно модифицируются в условиях постиндустриального общества. Современная коммерческая корпорация была социальным изобретением, появившимся на рубеже веков и имевшим целью использовать тот “экономизированный тип” [жизни], которое стало движущей силой общественных перемен32. Она представляла собой устройство, радикально отличавшееся от армии и церкви (двух ранних форм широкомасштабных организаций) своей способностью объединять людей, исходные материалы и рыночные структуры ради массового производства благ. На протяжении первой половины нашего столетия, начало которого было символически ознаменовано появлением первой корпорации, превзошедшей рубеж в 1 млрд. долл., — ею стала в 1901 году “Юнайтед стейтс стид компани” Дж.П.Моргана, — роль корпораций постоянно росла, и такие знакомые всем гиганты, как “Дженерал моторе”, “Дженерал электрик”, “Стандард ойл” и другие монолиты, занимающие первые строчки списка Fortune 500, господствовали в экономике. Однако к 1956 году корпорации, казалось, достигли некоторого предела, когда они обеспечивали 57 процентов совокупного национального дохода, и с этого периода данная доля стабилизировалась. Современная коммерческая корпорация отличается большими размерами: активов, продаж, числа занятых. (“Дженерал моторе”, крупнейшая корпорация в США, в 1970 году имела 695 тыс. 790 работников; “Эрвин индастриз”, пятисотая по раз- 32 К рассмотрению вопроса об “экономизированном типе” мы обратимся В главе IV — “Субординация корпорации”.
меру — 7 тыс. 850.) Однако отличительной чертой сферы услуг/ является маленький размер отдельных предприятий. Хотя в сервисном секторе и можно найти гигантские компании, вполне сравнимые по размеру с любой промышленной корпорацией, - такие, как “ДТ и Т” в области коммуникаций, “Чейз Манхэттен” в банковской сфере, “Метрополитэн лайф” на страховом рынке, “Сирз Робэк” в розничной торговле, — большинство фирм, специализирующихся в торговле, личных и дедовых услугах, в финансовой сфере и на операциях с недвижимостью, а также госпиталей насчитывают менее тысячи занятых. Слово “правительство” неизбежно ассоциируется с гигантской бюрократической машиной, однако занятость в государственных учреждениях на местном уровне превосходит таковую на федеральном и уровне штатов, причем в половине местных учреждений работают менее 500 человек33. Даже там, где размеры отдельных организаций больше, как в больницах и шкодах, они отличаются высоким уровнем самостоятельности составляющих их подразделений (отделений в госпиталях иди факультетов в университетах) и большим уровнем профессионального контроля. Безусловно, сегодня существует “организационное общество”, где именно организация, а не маленький город, является центром жизни человека, однако, делая вслед за многими социологами подобное утверждение, не следует забывать, что существуют весьма различные типы организаций, и хотя среди них преобладают модели, построенные по подобию крупных корпораций, это еще не значит, что остальными формами можно пренебречь. Новые формы небольших руководимых профессионалами фирм, исследовательских институтов, различные виды правительственных агентств, не говоря о школах и больницах, которые также являются объектами контроля со стороны 33 Данные о размерах отдельных предприятий удивительно неадекватны, и даже в таких недавних работах, как книга В.Фукса “Сервисная экономика”, приводится статистика десятилетней давности. В.Фукс принимает в своих расчетах за точку водораздела при оценке компаний число занятых в 500 человек. Учитывая рост размеров предприятий на протяжении десятилетия, я условно использую число в 1 тыс. человек в качестве критерия, на основе которого могут быть подчеркнуты различия в рааспределении работников между сферой материального производства и сервисным сектором. Приводимые В.Фуксом данные содержатся в: Fuchs V. The Service Economy. Chap. VIII. P. 190-192.
профессионалов и сообщества, становятся центром жизни для все большего числа членов общества. Изменения происходят не только в сфере приложения труда, но и в его характере. В опубликованном в 1956 году эссе “Труд и его тяготы” я писал: “Образ десятков тысяч рабочих, направляющихся домой из ворот высасывающих их труд фабрик, неизбежно связан с образом индустриальной Америки так же, как винтовка и штаны из оленьей кожи были непременным атрибутом первопроходца прошлого века, а пудреный парик и кружева — приметой колониальной Вирджинии. Большинство американцев могли никогда не работать на фабриках, как и не быть первопроходцами, не жить в григорианских домах; между тем черты каждой эпохи обозначены ее архетипами”. Далее я показывал, что хотя большое количество видов труда и большое количество рабочих мест было вынесено за пределы фабрики, “фабрика оставалась архетипом, так как ее ритм в его всепроникающей манере воздействовал на общий характер труда так же, как чернила, попавшие на ткань, пропитывают ее”34. Ритмы механизации по-прежнему остаются значимыми в США. Характер производственных операций изменился с применением механических устройств. Конторская работа, в частности, в больших страховых компаниях, банках, коммунальных службах иди промышленных компаниях, имеет одинаковые механические и повторяющиеся качества, и для рутинных процедур используются фактически те же самые приемы, что применяются и на конвейерных линиях. Однако основной архетип уже исчез. Когда-то чаплинский фильм “Новые времена” символизировал индустриальную цивилизацию, теперь же он воспринимается как напоминание о прошлом. Прежние ритмы уже не столь всепроникающи. Существует ли сегодня новый архетип? Тот факт, что услуги представляют собой взаимоотношения между людьми, двадцать дет назад подтолкнул Ч. Райт Мидлса к утверждению о том, что “беловоротничковый” мир станет “рынком личностей”, на котором каждый человек будет стремиться продать себя луч- 34 Bell D. Work and Its Discontent. Boston, 1956. P. 3, 36. Данный очерк был перепечатан в 1971 году Лигой за индустриальную демократию и снабжен предисловием Л.Козера.
ше другого и вырваться вперед. Прототипом у Ч. Райта Миддса был продавец, а вся организация рассматривалась как большой супермаркет35. Но даже в те времена его аргумент не был в полней мере убедителен (особенно для тех, кто стремился найти себе место под солнцем, торгуясь в этих “магазинах”), и тем менее убедителен он сегодня. Возникли новые стереотипы. Весьма важным стал — если судить по мнению рекламодателей на телевидении — исследователь иди технический специалист в белом халате, проводящий эксперимент в своей лаборатории (обычно доказывающий преимущества рекламируемого продукта по сравнению с его субститутами). Однако в этом можно видеть скорее попытку воспользоваться возросшим влиянием ученых в обществе, чем набросок контуров новой цивилизации. Если прототип нового общества не может быть найден в определенном типе труда, центральным пунктом становится характер новых отношений, проявляющихся во взаимодействии иди общении, в диалоге личностей — начиная от раздражения клиента у кассы авиабилетов и заканчивая ласковым иди грубым ответом преподавателя студенту. Тот факт, что люди [в общественном производстве] сегодня общаются с другими людьми, а не взаимодействуют с машинами, является фундаментальной характеристикой труда в постиндустриальном обществе. Наконец, в течение более ста дет “рабочий вопрос” занимал в западном обществе доминирующее положение. Конфликт между рабочим и боссом (безразлично, капиталистом иди менеджером) превосходил все остальные конфликты и был той осью, вокруг которой вращались все основные виды разледенности общества. К.Маркс, следуя логике товарного производства, полагал, что в конце концов буржуа и пролетарий вступят друг с другом в такое абстрактное экономическое отношение, при котором все их остальные социальные атрибуты не будут иметь никакого значения, и они будут противостоять друг другу — как и представители других групп — в качестве чистых носителей своих классовых ролей36. Два обстоятельства, однако, оказались на пути этого 35 См.: Wright Mills С. White Collar. Chap. 8. 36 Взгляды К.Маркса наиболее выпукло изложены в “Манифесте Коммунистической партии”. В разных местах этой работы он писал: “Буржуазия не может существовать, не вызывая постоянно переворотов в орудиях производства, не революционизируя, следовательно, производственных отношений, а стало быть, и всей совокупности общественных отношений... Все застывшие, покрывшиеся ржавчиной отношения, вместе с сопутствующими им, веками освященными представленими и воззрениями, разрушаются, все возникающие вновь оказываются устарелыми, прежде чем успевают окостенеть. Все сословное и застойное исчезает, все священное оскверняется, и все люди приходят, наконец, к необходимости взглянуть трезвыми глазами на свое жизненное положение и свои взаимные отношения... Низшие слои среднего сословия: мелкие промышленники, мелкие торговцы и раньте, ремесленники и крестьяне — все эти классы опускаются в ряды пролетариата.” (Ryazanoff D. (Ed.) Marx К., Engels F. The Communist Manifesto. Reprinted Edition. N.Y., 1963. P. 29, 35, 48, 50) [перевод этой цитаты приводится по: Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е издание. Т. XX. С. XXX]).
предсказания. Первым была устойчивость того, что М.Вебер называл “сегрегированными статусными группами” — расовыми, этническими, языковыми, религиозными, — чьи принципы, сплоченность и эмоциональная близость в большинстве случаев оказывались более мощными и устойчивыми, нежели классовые, и чьи границы разделяли классы. В развитых индустриальных странах, таких как Бельгия иди Канада, не в меньшей степени чем в племенных сообществах Африки иди коммунальном индийском обществе, статусные группы вызвали к жизни конфликты, оказывавшие на общество порой гораздо более радикальное воздействие, чем классовые столкновения. Вторым фактором стало “свертывание” рабочего вопроса. Конфликт интересов и проблемы трудящихся — в смысле неравного распределения полномочий между управляющим и рабочим в вопросах организации труда — сохраняются, но центр этого конфликта сместился, а методы переговоров между сторонами стали более институцио-нализированными. “Свернутыми” оказались не только политические трения; встает даже вопрос о том, насколько профессиональные психологические особенности, которые Т.Веблен и Дж.Дьюи поместили в центр своих социологических теорий, могут быть перенесены на другие аспекты человеческого поведения. (Буржуа был буржуа и днем, и ночью; нелегко сказать то же самое о менеджерах, которые могут быть исполнительными руководителями днем и весьма расхлябанными личностями по ночам.) Основной же факт состоит в том, что “рабочий вопрос” перестал быть центральным для самих трудящихся, и тем самым он перестал обладать тем значением, которое могло бы позволить ему выстроить все остальные социальные проблемы вокруг данной оси. В ближайшие десятилетия возможные требования реорганизации труда, снижение производительности, сохраняющаяся опасность инфляции, обусловленной диспропорциями производительности в материальном производстве и сфере услуг, угрозы, исходящие от зарубежных конкурентов, а также другие проблемы, такие, как несговорчивость некоторых расовых объединений или двойной монополизм — профсоюзов и не входящих в них работников в строительном секторе, — все это может резко обострить вопросы трудовых отношений. То, что часть профсоюзов может сосредоточить внимание не на доходах и потреблении, а на проблемах производства и изменяющемся характере труда, — это даже к лучшему. Однако совершенно маловероятно, что эти проблемы примут идеологический или “классовый” оттенок, равно как и то, что они окажутся слишком политизированными. Основными политическими проблемами в следующем десятилетии скорее всего будут (на национальном уровне) такие обусловленные общественными интересами вопросы, как здравоохранение, образование, защита окружающей среды и (на местном уровне) преступность и муниципальные организации. Все они имеют в значительной мере коммунальную природу, и в их решении на национальном уровне трудящиеся могут занять весьма либеральные позиции, а на местном — быть разделенными интересами тех групп, к которым они относятся. Все это весьма далеко от предсказаний “Манифеста Коммунистической партии” 1848 года и студенческих революционеров 1968-го. В экономике “рабочий вопрос” сохраняется. Но не в социальной жизни и культуре. В этом отношении изменения, воплотившиеся в постиндустриальном обществе, возможно, представляют собой историческую метаморфозу в жизни западного общества37. 37 Сова Минервы, как заметил Г.Гегель, вылетает только с наступлением сумерек, и ирония истории состоит в том, что рабочие, особенно в Европе, могут обрести более острое классовое сознание именно сейчас, когда пролетариат находится в фазе структурного упадка и когда возникли наиболее серьезные экономические препятствия на пути достижения им своих целей.
ГЛАВА III Параметры знаний и технологии: новая классовая структура постиндустриального общества
Начнем с притчи, все остальное — ее толкование. “...Библиотека состоит из неопределенного, возможно, бесконечного числа шестиугольных галерей, среди которых расположены огромные вентиляционные стволы, окруженные очень низкими оградами... Здесь есть все: подробная история будущего, автобиографии архангелов, достоверный каталог библиотеки, тысячи и тысячи ложных каталогов, демонстрация ложности этих каталогов, демонстрация ложности достоверного каталога, гностическое евангелие Бэзидидов, комментарий к этому евангелию, подлинное свидетельство о вашей смерти, варианты каждой из книг на всех языках, интерполяции каждой книги во всех книгах. Когда было провозглашено, что в Библиотеке имеются все книги, первой реакцией была бурная радость. Люди почувствовали себя властителями секрета, недоступного сокровища. Не было ни одной частной иди мировой проблемы, которой бы не существовало адекватного решения, находившегося в одном из шестиугольников. Вселенная оказалась осознанной, а мир в одночасье раздвинулся до безграничия, свойственного лишь надежде... За взлетом ожиданий последовала — что было вполне естественно — глубокая депрессия. Осознание того обстоятельства, что в одном из шкафов определенного шестиугольника находятся драгоценные, но недоступные книги, казалось почти непереносимым. Богопротивная секта внушала, что от каких-либо поисков необходимо отказаться и что люди должны перебирать буквы и символы до тех пор, пока в результате невероятной удачи им не удастся составить канонические труды... Другие, наоборот, полагали, что первоочередная задача состоит в том, чтобы избавиться от бесполезных сочинений. Они наводняли шестиугольники, демонстрируя свои не всегда фальшивые удостоверения, с раздражением бегло перелистывали какой-нибудь том, а затем забраковывали целые шкафы, обрекая их на уничтожение: их аскетическая, здоровая ярость стада причиной бессмысленной гибели миллионов книг. Исчезли их названия, но скорбящие по поводу уничтоженных в результате этого безумия “сокровищ” не учитывают двух очевидных фактов. Во-первых, библиотека настолько огромна, что любое ее сокращение, произведенное человеческими существами, бесконечно мало. Во-вторых, каждая книга, конечно, уникальна и незаменима, однако (поскольку библиотека является всеохватывающей) всегда имеются сотни тысяч ее несовершенных факсимильных повторений — трудов, отличающихся только одной буквой иди одной запятой... Библиотека безгранична и периодична. Если бы какой-то вечный странник пересек ее в любом направлении, он обнаружил бы через много веков, что те же самые тома повторяются в одинаковом беспорядке (который, повторяясь, образовывает порядок: порядок как таковой). Мое одиночество испытывает радость от этой прекрасной надежды”'. Хорхе Луис Борхес. “Вавилонская библиотека” ТЕМПЫ ПЕРЕМЕН Немного найдется людей, чьи попытки осмыслить современное им общество были бы столь же тщетными, как усилия Генри Адамса, отпрыска одной из самых именитых американских семей. Его дед, Джон К. Адаме, был последним представителем патрицианства в политике и в конечном счете пал перед напором джексоновского попудизма. Г.Адамс сознавал, что представителям родовой аристократии, к которым он принадлежал, нет места в массовой демократии. Чтобы понять себя и свое время, он обратился к истории. 1. Barges J.L. The Library of Babel // Borgres J.L. Labyrinths. N.Y., 1962. Отрывок приводится автором с разрешения New Directions Publishing Corporation и Laurence Pollinger Ltd.
В течение сорока пяти лет Г.Адамс размышлял о прошлом. Он написал внушительную “Историю Соединенных Штатов”, которую уже сегодня не читают, и много путешествовал, подражая римским прогулкам Э. Гиббона. В итоге в известной автобиографии, написанной от третьего лица и названной “Обучение Генри Адамса” он признал свою неудачу. “Человеческое сознание, — писал он, — всегда стремится вырваться, словно испуганная птица из клетки, из хаоса, который его окружает...” Он обнаружил, что находится в такой же клетке. “Адамсу никогда не удавалось проследить действие закономерности в истории, что было причиной его неудач в ее изучении, так как хаос не может быть познан...” Тем не менее он не оставил поисков скрытого порядка истории. В результате, как он писал, “после десяти лет усилий он оказался повергнутым ниц в машинном павильоне Всемирной выставки 1900 года, где его историческое представление было перевернуто внезапным взрывом совершенно новых сил”. Это открытие произошло в большом зале, где находились электрические двигатели. В энергии, исходившей от динамо-машин, Г.Адамс уловил проблеск секрета, который позволил бы людям понять проблемы своего времени. В девятнадцатом столетии, писал он, человечество, по общему согласию, измеряло свой прогресс количеством добытого угля. Темпы увеличения мощи, подученной от его использования, восторженно отмечал он, могут служить “динамометром”. В период между 1840 и 1900 годами производство угля возрастало вдвое каждые десять дет; при этом с точки зрения эффективности каждая тонна в 1900 году позволяла вырабатывать в три-четыре раза больше энергии, чем в 1840-м. Динамометр истории начал свой бег с арифметических пропорций перемен; однако с 1900 года новые факторы — Г.Адамс имел в виду изменение представлений о мире в результате открытия рентгеновских лучей и радия — стали формировать представления о новых, не поддающихся обычным ощущениям силах. Все это закладывало, по его словам, основание новой, социальной физики, новой динамики истории, управляемой фундаментальным секретом общественного развития — законом ускорения. Непреодолимые препятствия больше не стоят на пути, писал он в своей автобиографии со смешанным чувством восторга и тревоги. “Раньше жизнь человека была ограничена рамками невозможного. Когда мальчику не исполнилось и шести лет, он оказался очевидцем того, как четыре прежде нереальных вещи воплотились в жизнь: океанский пароход, железная дорога, электрический телеграф и дагерротип... Он стад свидетелем роста добычи угля в Соединенных Штатах с нулевой отметки до трехсот и более миллионов тонн в год. Однако, что гораздо более важно, он наблюдал, как число ученых, находивших себе применение в обеспечении этого прогресса, — наиболее точный показатель его успехов, — составлявшее в 1838 году несколько десятков или сотен, увеличилось в 1905-м до многих тысяч, причем каждый из них обладал подготовкой такого уровня, который никогда не достигался ранее, и был вооружен инструментами, имевшими точность, позволявшую обнаруживать истоки движущих сил в потайных местах, о каких, казалось, не догадывалась сама природа... Если наука и далее будет увеличивать свою сложность в два—четыре раза на протяжении каждых десяти дет, то даже математика в скором времени станет недоступной для понимания-Человек средних интеллектуальных возможностей (каким был Адаме) уже начинал ощущать... что с 1900 года он был более не способен понимать [науку]”2. Г.Адамс попытался создать “социальную физику” — расчет темпов изменений, который был бы так же точен, как законы механики. То, что ему не удалось этого сделать — так же, как, возможно, это не удастся и никому другому, — является скорее всего лишь проявлением того, что человеческое существо противится попыткам свести его противоречивую натуру к какой-то линии на букаге. Однако Адамсу удалось понять (и он, вероятно, стал первый человеком своего времени, преуспевшим в этом), что характерной чертой нашей жизни становятся ускоряющиеся темпы перемен. Если обратиться к его эссе “Применение правила периодичности к истории”, можно впервые встретиться в исторической работе с крутой кривой, иллюстрирующей экспоненциальный рост знаний, и почувствовать себя в определенной мере путешественником, достигшим вершины горы и впервые увидевшим открывшиеся перед ним бескрайние просторы Тихого океана.
|