ЗА ПОКРОВОМ 1 страница
ФИЛЬМ-ЛАУРЕАТ Ричарда Вильямса Сценарий Идриса Шаха
по мотивам истории Дж. Д. Руми из Коньи, основан на первоначальном рассказе X. М. Санаи из Газны
НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОКРОВОМ Члены Комиссии ученых всего мира пристально следят за изумительным зрелищем: идет прямая трансляция по телевидению с помощью камер, снабженных чрезвычайно мощными увеличительными объективами. На экране перед нами простирается панорама сероватой, бороздчатой поверхности, и взгляд через пространство упирается в твердое тело, то здесь, то там, испещренное трещинами, прихотливо изогнутыми, порою затененными густою тенью. Ничто не движется, ничто не растет в этом свободном пространстве. Грубая шероховатость этого зрелища будто склоняет нас к мысли о пустотелой безмолвной массе, эпидермисе, как у личинки или толстокожего животного, чья бугристость, как бы существует с незапамятных времен. Мы слышим голос комментатора из Америки, описывающий ситуацию, в которой осуществляется этот документальный отчет: "С сотворения мира человек последовательно и неустанно исследовал свою среду, стремился шагнуть за порог познания, посылая свои исследовательские аппараты все дальше и дальше в открытый космос..." Теперь слышен голос Председателя Комиссии из Великобритании. По мере того, как чередуются изображения объекта, меняются углы обзора, чтобы дать нам, по возможности, предельно-полный вид устрашающей, безмолвной массы: "Здесь мы рассматриваем... э-э-э... топографию внешнего покрытия, как бы эпидермиса... э-э-э... большей части некоей массы, характерными особенностями которой являются..." А вот мы слышим фактический отчет по лабораторным исследованиям астрофизика, приводящего фрагменты результатов своих исследований: "...Микроскопические срезы этого материала, несомненно, органического происхождения свидетельствуют о наличии клеточной структуры, имеющей удивительное сходство с кожной тканью". Слышны звуки, соответствующие работе лаборатории. Астрофизик продолжает: "Нанося на этот срез жидкость фон Глауберна..." Его прерывают, поскольку это демократическая дискуссия. Теперь явно слышны возражения немецкого ученого: "Жидкость Фон Глауберна? Позвольте заметить, что этот метод сочли абсолютно случайным еще в начале тысяча девятьсот шестьдесят третьего года, после чего его заменил дерматологический анализ Кауффера и Блакманна. Так что он безнадежно устарел". Председатель, как и все хорошие председатели, направляет дискуссию в другое русло, чтобы подключить еще одного конструктивного ученого: "Э-э-э... да нет, безусловно. Однако для подтверждения дополнительными фактами... э-э-э..-чтобы прийти к окончательным выводам, с нашей стороны будет осмотрительно и, в самом деле, уместно попросить профессора Маркарджи привести нам некоторые данные на основании опыта работы с этим материалом в Индии". Доктор Маркарджи говорит оживленно и по делу: "Могу безусловно констатировать, что этот материал никак не может быть убедительно классифицирован путем привычного отнесения к какой-либо категории. Все сотрудники, занятые в объединенном проекте в Калькутте и Бенаресе, весьма объективны в своей субъективности, поскольку обучались для этого по интенсивной программе индуцированной нирваны. Следует также сказать.." Но время бежит быстро, и режиссер программы включает бесстрастный голос американского Эксперта по космическому пространству, чтобы привести еще одно мнение: "Недавно мы обнаружили, что датировка этого материала с помощью радиоуглеродного анализа дает результат определения его возраста в один-два-три года в относительном масштабе времени с расчетной ошибкой плюс-минус шесть целых ноль десятых. Предел прочности при растяжении прямо пропорционален основной массе, а температура разрушения демонстрирует низкий уровень термостойкости. Поскольку этот материал не перемалывается и не раскатывается, национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства считает, что покрывать им головные части ракет нецелесообразно. И потому он рассекречен". Теперь слышны результаты работ радиоастронома: "Мы определенно установили, что источник распространения радиоволн не квази-звездный, но, используя наш двухкамерный трансмиттер, нам удалось зафиксировать явно различимое рассеяние, стало быть, этот материал можно было бы использовать в качестве селективного отражателя в случае, если вещество с такими свойствами понадобилось бы для, в высшей степени, специализированной работы на следующем этапе". Немецкий ученый, мнением которого вновь поинтересовались, замечает: "Но Кауффер и Блакманн последовательно показали, что клеточные дифференциации могут быть более точно продемонстрированы путем дифференциального распределения высоких излучений электромагнитного поля и спектроскопического микроанализа". Председатель чувствует, что пришло время элегантно закончить программу: "Ну, хорошо, э-э-э...я думаю, что теперь можно с полным основанием прийти к заключению, что, несмотря на то, что мы ничего не знаем о картине в целом, все данные подводят нас к мысли: специфический материал, о котором идет речь, не будучи статичным и, по-видимому, обладая необыкновенной сопротивляемостью процессу изучения, а также некоторой волокнистостью, несомненно раскроет свои тайны в соответствующее время и, конечно же, займет надлежащее место в имеющемся порядке вещей...". Камера начинает удаляться от объекта, американский комментатор произносит свою последнюю, оглушительную фразу: "...И, в конце концов, отступит перед извечным поиском человека". Пока в кадре проплывают имена участников передачи, камера, очевидно, удалилась настолько, что впервые стал обозрим весь объект целиком, а не только покрытие его поверхности. Это большой африканский слон. Но девиз Института сравнительной дерматологии, становясь все шире и шире, теперь почти закрывает изображение, и мы читаем: ЧАСТИ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ЦЕЛОЕ --------------------------------------------------------
НИЗКИЙ ПОКЛОН ВОРУ Джунайд из Багдада однажды проходил мимо эшафота, где собирались принародно повесить вора. Джунайд поклонился преступнику. Кто-то спросил его: - Зачем вы это сделали? Джунайд сказал: - Я поклонился его целеустремленности. За свою цель он отдал жизнь. * * * Покажи человеку слишком много верблюжьих костей или показывай ему эти кости слишком часто, и он не узнает живого верблюда, когда встретится с ним. (Мирза Ахсан из Тебрпза) центр управления, земля Не открывай никому своих тайн в этом центре управления на Земле. Мы тщательно исследовали его. Никого не нашли мы, кому можно доверить тайну. (Анвар-и-Сухайли) КРИТИК Некоторые ученики одного суфия неустанно возносили ему хвалу. Однажды все вместе они обступили жилище дервиша, который раскритиковал этого суфия. Они сказали ему: "Ты напал на нашего учителя и оклеветал его! Мы требуем, чтобы ты отказался от своих слов!". Тот отвечал им: "Как пусты и избиты суждения незрелых! Возвращайтесь к своему мастеру и пусть он объяснит вам, почему Ариф Яхья выступает против него, ибо вам следовало сделать это прежде, чем вы пришли сюда, распалив друг друга, подобно волкам в стае, чья цель - разрушение". Ученики ушли. Дождавшись подходящего случая, они обратились к Си Мандубу, своему наставнику, и тот ответил им: "Ариф Яхья противостоит мне, чтобы отвадитьотменя поверхностных людей. Таким образом, мы работаем с ним вместе, что и позволяет мне спокойно заниматься своим делом".
* * * Всегда шахта больше, чем алмаз. Поговорка
МЕСТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Ибн Асвад посетил Теккию шейха Халима Унвани в Сирии и был изрядно впечатлен масштабом и возвышенной атмосферой этого места, количеством слуг и множеством учеников. Но самого шейха Халима он не застал и направился в Северную Африку, где шейх проживал уже несколько лет, распространяя там Учение. Прибыв в Марокко, Ибн Асвад обнаружил, что шейх живет в небольшом домике, а рядом сооружен простой навес для упражнений. Очень скромно одетый, шейх обучал всего нескольких учеников. Асвад был сбит с толку. Он отвел в сторону Мустафу Махджуба, ближайшего соратника шейха, и зашептал ему: "Почему шейх не привез с собой людей и богатства из Алеппо и Дамаска, чтобы дать понять этим африканцам, что он значительный человек? Почему он не переправит сюда группы учеников с Востока, ковры и мастеров, и не построит подобающий зал для аудиенций?". Махджуб рассмеялся и сказал: "Наше золото отличается от их золота, да и наш язык звучит иначе, чем их язык. Разве ты не видишь, что наш шейх разговаривает и одевается как местные жители? То, что растет здесь на полях, то из чего здесь строят дома, исходит из материалов этой местности". * * * Лучше ссориться с другом, чем поддерживать врагов. Поговорка
НЕОБЫЧНОЕ СТАНОВИТСЯ ЗАУРЯДНЫМ Ученый спросил великого мудреца Афзала из Александрии: - Что вы можете рассказать об Алиме Азими, вашем учителе, которому вы приписываете сформировавшие вас качества? Афзал ответил: - Его поэзия опьяняла меня, его любовь к человечеству вдохновляла меня, его жертвенное служение возвышало меня. Ученый сказал; - Да, такой человек мог бы усовершенствовать даже ангела. Афзал продолжал: - Эти качества Алима - хорошая рекомендация для вас. Что же касается свойств, которые проявлял Алим, чтобы помочь человеку выйти за пределы обычного, то они следующие: "Хазрат Алим Азими раздражал меня, что заставило меня изучать свое раздражение и установить его источник. Алим Азими сердил меня, чтобы я почувствовал свой гнев и преобразовал его. Алим Азими делал себя объектом для нападок, чтобы люди могли увидеть низость его недоброжелателей и не присоединялись к ним. Он показывал нам необычные вещи, чтобы необычное стало для нас заурядным, и можно было осознать, чем все это является на самом деле". * * * Не вырывши колодца, не кради минарет Поговорка
НЕВИДИМОЕ СЛУЖЕНИЕ Аджнаби имел обыкновение раздавать книги, говоря каждый раз: - Я уже прочел ее. Может, вам она понравится? Он также предлагал людям еду, со словами: - Я не голоден, не хотите ли отведать? Его спутник Хуссейни однажды сказал ему: - Вы совсем не даете людям возможности постичь, что вы для них делаете. Им кажется, они получают от вас то, что самому вам уже не нужно, и потому они не ценят этого. Аджнаби сказал: - Но я и не жду от них благодарности. Больше того, я не хочу, чтобы они ценили это. Я хочу, чтобы они получали пользу, а не поклонялись. Хуссейни сообщает: "Таким же образом Аджнаби передавал и свое учение. Никто из его учеников никогда не знал, чему они учатся. Аджнаби вовлекал их в учебу способом, который не позволял им ценить ее. Обычно они думали, что участвуют в какой-то совершенно пустяковой деятельности". "Аджнаби любил повторять: "Часть учебы, которую люди ценят, - это именно та часть, которая не приносит им никакой пользы, подобно сладостям - масса удовольствия, но не заменит еды". * * * Не будет вреда тому, кто знает, на что способен. Поговорка ИЗГНАННЫЙ Анвар из Бадахшана был сбит с толку, когда при посещении Алеппо обнаружил, что представителем Мауляны Бахауддина является человек, которого Мауляна изгнал из своего присутствия несколько лет тому назад. Возвратясь в Бухару, Анвар спросил Мауляну, как может человек, навлекший на себя гнев учителя, подняться до такого высокого положения? Мауляна сказал: "Ветер переносит свободные семена туда, где они прорастут, если для этого есть возможность. Постороннему наблюдателю действие ветра может казаться враждебным по отношению к семенам. Но в чем же тогда функция ветра, если не в том, чтобы обеспечивать семена движущей силой, в которой они нуждаются?". * * * Если ты завистлив, ты - пленник. Если жаден, тебя не наполнить. Поговорка
ЧЕТЫРЕ ОБЩИНЫ Странствующий суфийский мастер подошел к группе людей, они, изо всех сил ухватившись за веревку, тянули из реки крокодила. Увидев, что рептилия еще жива и может кого-нибудь убить, если они втащат ее на берег, суфий перерезал натянутую веревку. Люди схватили суфия и избили его, выкрикивая: "Подумать только, а еще разоделся суфием. Вредитель, да еще и лицемер! Настоящие суфии делают только добро". Прошло время, и суфий' повстречался с группой дервишей, полагавших, что с помощью действия они достигнут "сущности". Он же сказал им, что их "сущность" могла бы проявиться, но с помощью недеяния. И они прогнали его. Затем он попал в школу искателей, которые занимались созерцанием. Осознав, что им необходима деятельность, он сказал: "Сущность" проявляется через действие". Они последовали его указанию, пока один из дервишей не навестил своего друга, после чего, возвратясь, объявил всем: "Этот человек - обманщик и отступник. Прежде он учил, что "сущность проявляется через недеяние", за что и был изгнан. Теперь он проповедует противоположный довод". Таким образом, и эти искатели выгнали суфийского мастера. Он нашел еще одну группу людей и сказал им: "Сущность" иногда проявляется в результате действия, а иногда в результате недеяния". Ему ответили: 'Если бы вы просто призывали нас к действию, когда действие необходимо, мы бы так и делали. И если бы вы удерживали нас от действия, когда необходимо недеяние, мы бы так и поступали, В действительности же вы только запутываете нас и мешаете сосредоточиться на чем-то одном. Давайте нам по одному правилу на каждый случай". Пришлось ему расстаться и с ними. Таковы были первые четыре общины, с которыми он работал. Ходят слухи, что сейчас он живет в пятой общине. * * * Никакой хирург не исправит изъяны языка. Поговорка доброта Настало время, когда из-за чрезмерного зла Ни жизнь твоя, ни имущество более не в безопасности. О ком можно хорошо подумать, когда считается, Что если тебе не сделали ничего плохого - это и есть доброта? (Анвар-и-Сухайли)
НАКОПЛЕННЫЕ МОЛЬБЫ В одном месте находилась гробница, и люди по обычаю приходили к ней и молились об удаче. Посетители всегда оставляли дервишу, заботившемуся об этом месте, небольшие подношения для поддержания гробницы и помощи нуждающимся. Так продолжалось много лет, и люди уже забыли, откуда повелась эта традиция. И вот однажды туда пришел действительно нуждающийся человек. Но он ни о чем не просил. Сразу же по его прибытии, к нему приблизился некий милосердный незнакомец и сказал: "Я дал обет передать все свои деньги первому, кого встречу на этом месте". Сказав так, он вручил свое состояние, все до копейки, этому истинно нуждающемуся. Один из учеников дервиша попросил учителя объяснить внутренний смысл произошедшего. Дервиш, будучи мудрецом, сказал: - Накопленные мольбы ждали нуждавшегося человека, который ни о чем не просит. Как только такой человек явился, включилось правильное намерение, и молитвы смогли дать подлинный результат. - Но ведь люди верят, что именно гробница приносит счастье, - возразил посторонний человек, услышавший разговор дервиша с учеником. - Она приносит счастье тем, кто его заслуживает, - ответил дервиш. - Недостойные приписывают свою удачу факту посещения гробницы. Но значение, которое люди приписывают событию, порой отличается от его изначального смысла.
МНЕНИЕ И ФАКТ Великого учителя, знавшего путь к мудрости, посетила группа искателей. Они застали его во дворе в окружении учеников, в самом разгаре веселого пиршества. Кто-то из посетителей сказал: "Как отвратительно! Так не ведут себя, каков бы ни был повод". Другие сказали: "А нам это кажется превосходным! Такое учение нам нравится и мы не прочь присоединиться к нему". Другие говорили; "Тут что-то не так. Нужно хорошенько разобраться в этом странном явлении". Остальные говорили между собой: "Возможно, все это и не лишено мудрости, но нужно ли выяснять это - вот в чем вопрос!" Всех этих людей учитель отослал прочь. И эти люди в беседах, а также в писаниях распространяли свои мнения об увиденном. Даже те, кто прямо не упоминал об этом, переживали увиденное столь остро, что их чувства выплескивались в их разговорах и даже в поступках. Прошло время, и некоторые члены этой группы вновь проделали тот же путь. Они навестили учителя. Еще от ворот было заметно, как он и его ученики благопристойно сидят во дворе, глубоко погруженные в созерцание. "Вот это другое дело, - сказали некоторые из посетителей, - видно он внял нашим речам". "Потрясающе! - сказали другие, - в прошлый раз он, конечно же, только испытывал нас". "Слишком все это уныло, - сказали третьи, - постные-то лица мы могли бы найти и в другом месте". Подобным образом выражалось еще много различных мнений, и вслух, и молча. Мудрец, когда миновало время, отведенное для размышлений, удалил всех посетителей. Прошло много времени, и вот лишь некоторые из тех людей снова пришли к мудрецу, чтобы он растолковал им обе пережитые ими ситуации. Они остановились у ворот и заглянули во двор. Учитель сидел один, не пируя и не медитируя. Его прежних учеников нигде не было видно. "Я уже распустил своих учеников, так как задача выполнена, и сейчас вы можете услышать всю историю целиком, - сказал он. - Когда вы пришли сюда в первый раз, у меня была группа слишком серьезных учеников. Я применял исправительные меры. Когда вы пришли во второй раз, они слишком развеселились, и я опять занимался исправлением. Если человек работает, он не всегда объясняет свои действия случайным посетителям, какими бы заинтересованными они себя ни мнили. Если действие находится в стадии развития, значение имеет только правильное выполнение самого действия. При этом внешняя оценка не так уж и важна. То, что люди могут вообразить о чем-то, больше характеризует их самих, чем саму ситуацию". * * * ржавчина Водой ржавчину не смоешь. (Анвар-и-Сухайли)
ПОЛНЫЙ ЦИКЛ Вот как Оди Одам сподобился сидеть у стоп мудреца, дервиша Рахима. Однажды он стряхнул с себя сон, первые лучи солнца отразились в его глазах, и он подумал: "Теперь самое время и мне чего-нибудь добиться ". Он огляделся вокруг, будто ища подсказки в окружавших его предметах, и тут взгляд его упал на книгу в углу комнаты. Эта книга лежала здесь уже много лет, с тех пор как его покойный отец положил ее туда, но прежде Оди не обращал на нее особого внимания. "Ну что ж, можно начать и с книги, - подумал он, - ведь недаром же ученые люди говорят: "Лучше сделать что-нибудь, чем вообще ничего не делать". Он взял книгу и понёс ее в близлежащий город. На базаре к нему подошел какой-то человек и сказал: "Что особенного в этой книге, и во что ты ее оцениваешь?" "Во что оцениваю? - воскликнул Оди Одам. - Это книга моего отца и, конечно же, она обладает величайшей ценностью. Ты сам разве не дорожишь суждениями собственного отца?" "Разумеется", - сказал человек, и отдал Оди за книгу все деньги, которые у него с собой были. Следующий, кого Оди встретил, был человек, сидевший на улице возле горки птичьих перьев. Незадолго до этого он ощипал и продал курицу, оставшись с перьями. "Что особенного в этих перьях, и во что ты их оцениваешь?" - спросил Оди. Человек же этот, не будучи перегружен честностью, сказал: "Ты можешь купить их за все деньги, которые у тебя есть. Что же касается особенностей этих перьев, то об этом я не могу распространяться". Сказал он так потому, что по закону тех мест купец не имел права хвалить свой товар, прибегая к заведомой лжи. Оди отдал ему все, что имел, и забрал перья, подумав: "Если они обладают какой-то таинственной ценностью, то наверняка есть и способ раскрыть эту тайну. Важнее всего обладание вещью, а не сведения о ней". Он также вспомнил известную заповедь: "Информация может не привести к обладанию, но обладание может привести к информации". А затем Оди повстречал одного симпатичного дурака. Дурак сказал: "Ах, если бы только у меня были перья, вроде этих! Быть может тогда я смог бы стать птицей. Но я беден". "Ты что-нибудь знаешь о таинственных свойствах перьев?" - спросил Оди. "Не знаю", - сказал дурак, и это была правда. "В таком случае, - сказал Оди, - если они станут твоими, у тебя не будет передо мной никакого преимущества. Что ты можешь мне дать за них, приятель?" "Как насчет этой книги? - спросил дурень. - Один человек запустил в меня ею за то, что я донимал его". Тут Оди увидел, что это книга его отца. Он взял ее в обмен на перья, но так как сам не умел читать, понес ее к дервишу Рахиму. Дервиш Рахим сказал: "Эта книга называется: "Никогда не увлекайся обменом одного на другое. Если же увлечешься, у тебя остается один шанс из миллиона получить еще раз возможность сделать свой первый реальный шаг". * * * Обреченный стать мудрым, пренебрегает собой. Только невежды доверяют своим суждениям. Поговорка
БЕЗУМЦЫ "Люди этого мира - безумны", - сказал Аджнаби. Он пообещал своим ученикам доказать это утверждение. В тот же вечер Аджнаби пригласил к себе в гости одного богатого человека, чтобы вместе с ним разговеться. Человек этот пришел, и они съели немного сухого хлеба и по одному финику: другой еды в доме Аджнаби не было. Вернувшись домой, богач послал суфию в подарок кошелек с десятью тысячами динаров. Аджнаби отослал его назад, сопроводив запиской: "Хлеб можно съесть, а от золота какая польза? Люди только воображают, будто оно для чего-то годится". Затем он позвал нуждавшегося человека, наказав ему отправиться к дому богача и попросить у него десять тысяч динаров. Когда человек вернулся, Аджнаби спросил: "Что он тебе сказал?" Нуждающийся ответил: "Он сказал, что ничего мне не даст". Тогда Аджнаби обратился к своим ученикам: "Люди этого мира, несомненно, безумны. Они полагают, что золото столь же ценно, как хлеб, и даже обменивают одно на другое. Когда же им встречается честный и нуждающийся человек, они воображают, что в их собственных интересах отказать ему в помощи. Если они считают себя нормальными, то поспешим же все стать теми, кого они называют безумцами". * * * Кто научил меня хоть одной букве, сделал меня своим рабом. Поговорка
ГРУППА СУФИЕВ Группа суфиев, посланная своим наставником в местность, где им надлежало жить и работать, поселилась в одном доме. Чтобы не привлекать нежелательного внимания, только Главный Представитель, кто был у них за старшего, учил публично. Остальные члены общины, для посторонних глаз, приняли на себя обязанности слуг в доме. Когда Представитель умер, члены этой общины, согласно указаниям от их первоначального наставника, перераспределили свои роли, явив себя продвинутыми мистиками. Но жители той местности не только отвергли их, как подражателей, но к тому же и говорили: "Какой стыд! Вы только посмотрите, как они захватили и поделили между собой наследие Великого Учителя. Ведь эти жалкие холопы теперь даже стали вести себя, будто они и впрямь суфии". * * * Язык - наилучшее средство разгладить нахмуренный лоб. (Анвар-и-Сухайли)
САЛИК НА ДОРОГЕ В КАНДАХАР Салик по дороге на Кандахар повстречал группу людей. Одет Салик был в одежду дубильщика кожи, а среди встретившихся ему людей находился человек, одетый в суфийскую мантию, и остальные относились к нему с большим почтением. Салик спросил его: "Ты кто?" "Я - суфий", - ответил человек. Салик тут же выхватил громадный нож и двинулся к человеку, а тот отпрянул, явно испуганный. "Ты что трясешься?" - спросил Салик. "Боюсь, ты убьешь меня", - пролепетал человек. "Если я сохраню тебе жизнь, отдашь мне свои деньги?" - спросил Салик. "Конечно, отдам", - ответил тот. Тогда Салик, обратясь к остальным, сказал: "Этот человек никакой не суфий. Он боится смерти и готов отдать деньги, лишь бы сохранить себе жизнь. Суфий - тот, кем не управляют страх или желание". * * * Местом своего обитания сделай человечество. (Харири)
ОТСУТСТВУЮЩИЙ Суфийскому мастеру Халкави бросили вызов: войдет ли он в присутствие некоего царя, чтобы прямо с порога заявить что-нибудь предосудительное, что-то такое неуважительное к королевской особе, что могло бы стоить Халкави жизни. Халкави без колебаний принял вызов. Как только его ввели в тронный зал, царь, отличавшийся вздорным характером, сказал: "Поскольку тебя считают самым умным, повелеваю тебе, для моего увеселения, сказать что-нибудь, такое, чего никто из присутствующих не посмел бы". Без малейшей запинки суфий тут же произнес: "Я не нахожусь в Вашем присутствии". * * * От начала начал... Так уж повелось от начала начал, со времен Адама до эпохи царей: От могущественных - прощение, от бедных - грехи. (Анвар-и-Сухайли)
ТРИ СУФИЙСКИХ МАСТЕРА Суфийский мудрец сидел однажды в окружении своих последователей, когда некий посетитель, привыкший к придворному этикету, вошел и стал восхвалять учителя. Ученики внимательно слушали, пока пришелец расточал комплименты. Тем временем, в собрание вошел второй мудрец, послушал некоторое время, и затем обрушился с оскорблениями на первого мастера. Посетитель в полном замешательстве удалился, в то время как первый мастер продолжал невозмутимо сидеть на своем месте, пока второй мудрец также не ушел. Через некоторое время третий суфийский мастер вошел в собрание, и тут один из учеников знаком попросил разрешения задать вопрос. "На вопрос ответит третий мастер", - сказал первый мудрец. Тогда ученик спросил: "Почему наш учитель подвергся поношениям со стороны второго мастера, ведь оба они занимают одинаково высокое положение, и наш учитель не заслужил таких оскорблений". Третий мастер сказал: "Человек этого мира, находясь здесь, наполнил атмосферу лживыми комплиментами. Их эффект был настолько низменным, хотя сами комплименты таковыми и не казались, что необходимо было противопоставить им нечто столь же низкое, чтобы очистить от них атмосферу".
* * * Смерть Если это хороший человек, смерть будет для него избавлением. Если он плохой, она избавит от него других. (Анвар-и-Сухайли)
ТАЙНОЕ ЗНАНИЕ Халифа (Представитель) одного суфийского учителя допускал к выполнению мистических упражнений чуть ли не каждого встречного. Многие, узнавая об этом, с неодобрением замечали: "Разве сами суфии не твердят постоянно, что упражнениями можно заниматься лишь тем, кто способен извлечь из них пользу, иначе это не суфизм?" Халифа на это отвечал: "Говорят также, что: "Прибыль и убытки подсчитывают в конце базарного дня, а не в начале". И продолжал набирать в ученики всех подряд. Каждый день он опрашивал своих последователей, насколько они серьезны и искренни. Все они клялись в серьезности и искренности своих намерений. Но он ловил их на том, как часто их слова расходятся с делами. И тогда он перестал с ними разговаривать, объявив перед этим: "Я делаю из вас грешников, когда побуждаю утверждать что-либо, и вы утверждаете это вопреки правде". Тогда многие с отвращением покинули его, говоря: "Мы не какие-нибудь лицемеры!", - хотя именно лицемерами они и были.
|