ЗА ПОКРОВОМ 5 страница
Жил в одной стране врач. Он жил во времена, когда медицинское искусство повсеместно находилось все еще на низком уровне. Чтобы исправить это положение, свои знания он решил сделать доступными на самом крайнем западе материка, где он жил. Там находилась страна, называемая Гарб. Знания медицины в этой стране почти отсутствовали, хотя в прочих отношениях ее жители создали весьма высокую культуру. Будучи человеком не только ученым, но и мудрым, наш врач, прежде чем отправиться в Гарб, подробно разузнал все о жителях страны. В числе прочего он обнаружил, что гарбияне, стоит им всего лишь услышать о любой полезной вещи, имеют склонность завладевать ею и использовать разрушительным способом. Опять таки, как выяснилось, некоторые тираны из их числа овладевали ценными практическими знаниями, но берегли их для собственной пользы. Поэтому он пустил слух, что в далекой стране живет врачеватель, способный исцелять многие болезни. Толпы людей бросились на поиски таинственного врача, руководствуясь, по большей части, весьма ошибочными мотивами, ведь они были жителями Гарба. В силу своего рвения (что некоторые назвали бы алчностью) кое-кто из этих искателей убедил себя в том, что уже нашел "чудесного целителя". Иногда, сами того не ведая, они и впрямь встречали его. Однако им верилось, что исцеление от недугов случалось по какой-то иной причине, или что болезнь их проходила сама собой. На самом же деле происходило вот что: доктор, заботясь лишь об исцелении больных и сохранности своего искусства, жил среди пациентов инкогнито. У него были представители и в других странах. Эти представители уверяли, что располагают лекарствами от различных болезней, но что лекарства эти очень дороги, фактически же никаких затрат они не несли, так как сами лекарства ничего не стоили. Но куда же тогда, спрашивается, уходили деньги? А на дорожные расходы доктора, который часто вынужден был совершать далекие путешествия, чтобы лично обследовать того или иного пациента и провести курс лечения, разумеется, так, чтобы тот ни о чем не догадался. Из-за того, что процедура лечения, по необходимости, хранилась в тайне, пациенты часто предполагали, что время, нужное лекарству, чтобы справиться с недугом зависит от реакции организма на курс лечения. В действительности же, срок исцеления, конечно, соответствовал времени, потраченному доктором на поездку к своим пациентам. А теперь представляете, что произошло, когда доктор этот умер. Все не осведомленные посредники по-прежнему твердили о далеком лекарстве, времени и стоимости. Они не знали, что уже другой врач, назначенный первым, и ставший его преемником, проводил лечение способом, в соответствии с изменившимся условиями и собственными личными качествами. И он не всегда работал через прежних представителей или через их преемников. * * * Раскаяние для волка - смерть. Пословица
ТОЛЬКО ТРИ ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ В давние времена, когда дети Адама размножились до чрезвычайности, возросли также и бедствия в мире. Одни бедствия назывались болезнями, другие суетой, некоторые были неопределенного свойства и значения. Люди стали объединяться в племена и нации, чтобы вместе им было легче бороться с этими бедами, терпеть или избегать их. И в то же время народы разделились и перестали понимать самих себя, и даже друг друга. Люди изобрели сами, подсмотрели у других, даже у насекомых, и освоили различные формы деятельности, и это стало фактором отвлекающим их внимание от целей, ради достижения которых они были расселены на земле. Дервишеский учитель Кхидр, неустанно странствуя по земле, посещал разные категории человеческих существ, которые жили в пустынях и городах, в горах и на островах, жителей деревень и кочующие племена; и все это ради того, чтобы найти людей, которые были бы в состоянии услышать его послание, гласившее: "Истинное благоденствие человека состоит в истинном благоденствии людей". Но странное дело, только три человека в целом мире смогли услышать его слова. И сказал Кхидр первому человеку: "Если отправишься со мной в странствие, это, может быть, принесет тебе пользу". Человек присоединился к Кхидру, и вот однажды они вышли к какой-то реке, остановились на берегу, и Кхидр спросил: "Если бы ты захотел, то чем бы эта река могла стать для тебя?". "Я захотел бы, чтоб река эта стала послушна мне, чтобы я заставил ее работать на себя, ради блага своего и блага всех людей". "Да будет так", - сказал Кхидр. После этого отправились они дальше. Гора встала на их пути, и Кхидр сказал: "Эта гора могла бы чем-то стать для тебя, если бы ты захотел?". "Я хотел бы перенять у этой горы ее знание, ведь она давно уже здесь стоит, задолго до моего появления на свет. Тогда я воспользовался бы этим знанием сам, а также передал бы его другим людям". "Да будет так!" - произнес Кхидр. Они продолжили путь, и вскоре перед ними раскинулась местность, покрытая сочными лугами и плодоносящими деревьями. "Ты хотел бы, чтобы эта местность стала для тебя чем-то?" "Я бы хотел, чтобы это место стало моим домом, и я поселился бы здесь и провел остаток дней своих, обучая Других мудрости, которую постиг". "Да будет так", - сказал Кхидр. Тут он простился с тем человеком, все желания которого исполнились в должное время. Затем Кхидр разыскал второго человека, способного его слышать, и пригласил в путешествие его. Вместе они отправились в путь. Спустя какое-то время, они увидали некоего мудреца, беседовавшего с людьми. Кхидр спросил своего спутника: "Кем бы этот человек мог быть для тебя, если бы ты захотел?" "Я захотел бы, чтоб мудрец этот позволил мне стать его последователем, а когда он умрет, я бы продолжил его учение", - сказал человек. "Да будет так", - сказал Кхидр. Они отправились дальше, и вскоре увидели скопление людей, где одни угнетали других, ставших невинными жертвами. "Что бы ты сделал в этих обстоятельствах, если бы у тебя был выбор?" - спросил Кхидр. "Я бы хотел покончить с угнетением этих невинных и наказать тиранов", - сказал человек. "Да будет так", - сказал Кхидр. Они снова тронулись в путь и вошли в какой-то город, а там жили люди, обладавшие многими полезными качествами, но настолько узкомыслящие, что никогда не покидали пределов этою города, чтобы поделиться своими достиженьями с остальными. "Есть что-нибудь, что ты бы захотел сделать в этих обстоятельствах?" - спросил Кхидр. "Я хотел бы иметь способность убедить этих людей в том, что долг каждого человека - делиться своими знаниями со всеми", - ответил человек. "Да будет так", - провозгласил Кхидр. Затем он оставил и этого человека, исполнив все его желания. Разыскал Кхидр и третьего последнего человека из тех, кто одни в целом мире способны были его слышать, и пригласил его в путешествие. Человек принял приглашение. Пройдя вместе короткий отрезок пути, они оказались в стране, в которой жили знатные люди и их рабы, высокое, низкое, а также среднее сословие. "Хотел бы ты вмешаться в эту ситуацию?" - спросил Кхидр. "Я хотел бы иметь возможность сделать то, что было бы правильным", - ответил человек. "Да будет так", - сказал Кхидр. Продолжив путь, они столкнулись с людьми, жестоко страдающими от голода, потому что весь их урожай погиб, и Кхидр спросил третьего человека: "Хотел бы ты видеть этих людей накормленными?" Человек ответил: "Я бы хотел, чтобы они мирились со своим бедственным положением, когда это будет лучше для них, и не мирились бы со своей бедностью, если такой удел для них лучше". "Да будет так", - сказал Кхидр. Продолжив странствие, они попали в место, где жили люди, казавшиеся благочестивыми и смиренными, законопослушными и цивилизованными, где каждый был доволен своей судьбой. "Как бы ты захотел поступить с этими людьми?" - спросил Кхидр. "Я бы хотел, чтобы они пришли к полному пониманию того, что является их истинным благом и того, что еще они могли бы делать и чувствовать", - сказал человек. "Да будет так", - сказал Кхидр. Затем он расстался с третьим человеком, исполнив три его желания. И вот эти девять устремлений троих людей, людей которые были в состоянии услышать Кхидра, положили начало всем видам человеческой деятельности и занятиям, однако именно работа третьего человека получила особое благословение Кхидра и продолжается из поколения в поколение. * * * Если вор не пойман, он - король. Пословица
ДВОРЕЦ ЧЕЛОВЕКА В ГОЛУБОМ Однажды группа путешественников, по пути через некую страну, обратила внимание на великолепный дворец у дороги. Когда они остановились, чтобы полюбоваться прекрасным зданием, из дворца вышел управляющий и обратился к ним со словами: "Владелец этого дворца, мой господин, приглашает вас посетить его. Вас ожидают угощение и развлечения, если вы удостоите нас своим визитом". Путешественники с радостью последовали за управляющим во двор. Там они увидели толпу людей, чьи взоры были обращены на человека в широких голубых одеждах. Он прикасался по очереди к каждому, а эти люди, судя по их виду, страдали разными недугами. И один за другим они менялись прямо на глазах. Хромые начинали ходить, к бледным вновь возвращался здоровый румянец, горбатые распрямлялись. Один из путешественников сказал своим спутникам: "Вот самая странная вещь, которую я когда-либо видел! Этот человек - целитель, однако, в моем городе я видел, как он ходил от одного доктора к другому, в поисках исцеления от разных болезней, которыми страдал сам". Через несколько минут человек окончил лечение своих пациентов. Он отпустил их и повел прибывших гостей в трапезную, где их ожидали всевозможные яства. Как только они уселись за стол, чтобы поесть, один из них сказал своим соседям: "Вот самая странная вещь, которую я когда-либо видел! Этот человек устраивает здесь пир, однако, в моем городе я видел, как он ходил от двери к двери, выпрашивая себе объедки". Гости поели, и хозяин повел их взглянуть на его сады, занимавшие огромную площадь. Там, среди немыслимого количества фруктов и цветов, трудилась целая армия садовников, подобно муравьям в муравейнике. Улучив момент, когда человек в голубом не мог их слышать, один из гостей сказал другим: "Вот самая странная вещь, которую я когда-либо видел! На этого человека работают, должно быть, более пятисот садовников. Однако там, где я живу, я видел, как он безнадежно искал работу для самого себя, и часто не мог ее найти". Удивление гостей с каждым мгновением нарастало. И оно нисколько не уменьшилось, когда один из них снова сказал: "Этот человек хорошо известен в моих краях. Там он - нищий с протянутой рукой в поисках милостыни. Здесь же он за день тратит денег, должно быть, больше, чем король тратит за год". Как это ни казалось странным, но каждый из этих людей видел человека в голубом в то или иное время в обстоятельствах нужды и страдания. После того, как в течение нескольких часов они пробыли в смешанном состоянии восхищения и недоумения, хозяин обратился к своему управляющему: "Мне пора отдохнуть. Проводи, пожалуйста, наших друзей обратно к дороге, и удовлетвори их любопытство, которое они, возможно, проявят; быть может, они заходят знать некоторые подробности, которые вначале мы не сочли нужным сообщить им. Будет негостеприимно позволить им уйти, не исполнив их желаний". Управляющий вывел путешественников за дворцовые ворота и они столпились вокруг него, каждый наперебой расспрашивая о своем. Один спрашивал о целителе, другой - о еде, третий - о бедности, четвертый - о расточительстве их странного хозяина. Наконец управляющий заговорил: "Всем вам я могу сказать одно и то же, и это послужит ответом на все ваши вопросы: на самом деле ваши вопросы - это один единственный вопрос, хотя и кажется, что они разные. Вот ответ: "В прошлом мой господин, используя собственную персону, давал каждому из вас возможность помочь ему. Когда нуждающийся просит о помощи, и вы ему помогаете, вы помогаете себе. Это и есть путь для человека делать добро постоянно, в любом обществе, любым возможным способом". Управляющий повернулся и направился к воротам. Как только он вошел во дворец, великолепное здание исчезло, словно мираж. * * * Не со зла комар жалит. Пословица
ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ЖАЖДАЛ ЗНАНИЯ Один человек, однажды, сказал себе: - Что пользы в соблюдении обрядов Ордена, к которому я принадлежу, какой смысл оказывать уважение адептам, делать пожертвования, читать все эти книги? В этот момент какой-то незнакомец, проходивший мимо, остановился и, словно угадав его мысли, сказал: - Всякой внешней деятельности соответствует какая-то внутренняя деятельность. Для каждого внутреннего поступка есть некий эквивалент в далеком мире. - А что будет, - спросил ученик, - если предположить, что люди перестанут соблюдать обряды Пути? И, словно во сне, он услышал, как дервиш сказал: - Вот, что случилось бы, не будь суфийских учителей. Человек вдруг увидел, что вода в близлежащих арыках иссякла. - И, если бы не стало последователей, то случилось бы вот что. Вся зелень в окрестности в течение нескольких секунд пожелтела и увяла прямо у них на глазах. - А вот, что случилось бы, когда люди перестали бы читать правильные отрывки из книг. После этих слов птицы камнем стали замертво падать на землю, - Вот, что случилось бы, не найдись достаточного количества искренних людей, уважающих адептов, - Тут же земля затряслась и, казалось, вот-вот расплавится. Довольно, - закричал ученик, - я буду повиноваться, читать, делать пожертвования, посещать собрания. - Дружище, - снова заговорил дервиш, в то время как вода, листья, земля вернулись в свое первоначальное состояние, - теперь ты не можешь получить никакой пользы от своих обещаний. - Но почему же, - спросил ученик, - ведь я смирился? - Потому что ты связываешь себя с учением только через возбуждение или желания. Именно от таких, как ты. Учение должно оберегать себя. - Но ведь я хотел только знания, - сказал человек. - Ты получил, что хотел, - сказал дервиш, - нечто совершенно бесполезное и для себя, и для нас. * * * Нет проблемы слишком сложной для теоретика. Пословица
МАНТИЯ Однажды давным-давно некий мореплаватель, был вынесен на обломках кораблекрушения на никому не известный, затерянный в океане остров. Он был в полном беспамятстве, когда добросердечные аборигены вытащили его на берег и выхаживали, пока он не пришел в себя. Прожив некоторое время среди этих людей, он стал замечать в их поведении нечто весьма странное. По сравнению с ним, у них была очень короткая память. Из-за этого, им стоило большого труда запоминать пережитый опыт, сравнивать свой опыт с опытом других своих собратьев и передавать его друг другу. В результате, каждое новое поколение вынуждено было учиться всему заново, и во многих случаях каждому островитянину требовалось многократно переживать одно и то же, прежде чем он извлекал какую-либо пользу из своего опыта. Мореплаватель заметил также, что мантия, которая была на нем, когда он оказался на острове, способствовала сохранению его собственной памяти, и лишь только он снимал ее, как память сразу же заметно слабела. Тогда он осознал, что мантия неизвестным образом защищала его от воздействия местного климата, который вызывал и поддерживал в человеке нарушение памяти. Итак, эта мантия стала для островитян, что называется, почетным облачением пришельца. Почтением же люди прониклись к нему, главным образом, из-за его способности помнить. А он стал конструировать мантии наподобие своей, убеждая всех носить их. Однако это противоречило местным обычаям и, кроме того, многие просто не смели облачаться в мантию, которая была для них связана с великой "силой" и превосходством пришельца. Некоторых все же удалось убедить облачиться в мантию. И действительно, облаченные в мантию люди восстанавливали свою память, но только при условии, что вместе с этим они, совершали усилия по вспоминанию, которые многие, конечно же, забывали совершать. А большинство по-прежнему не носило никаких мантий или же носило их, но при этом, не делая необходимых усилий по вспоминанию, так что, в конце концов, все, что сохранилось от этого знания и его практического применения, сводилось к вошедшим в обиход фразам, на местном языке звучавшим так: "Принять мантию" или "Быть пожалованным мантией", что означало принятие особого ранга и власти. Как и все люди на свете, аборигены путали знаки отличия и власть, изящество и престиж со способностью, которая лежит в основе всего этого. Остров по-прежнему находится на том же месте, и его по-прежнему населяют те же люди. Мореплаватель же со временем снова отправился в путь. Мантии продолжают выполнять декоративную, ритуальную и возбуждающую эмоции функцию, которую люди считают теперь вполне разумной. * * * Что для охотников - сон, для студентов - возбуждение. Пословица
НЕНАПИСАННАЯ ИСТОРИЯ Ибрагим Якубоб владел небольшой лавкой. Среди местных жителей он был весьма непопулярной личностью, потому что не проводил время с другими людьми, и по существу никто ничего о нем не знал. Никто не знал, что же он делает у себя дома, хотя знать об этом хотелось всем. Никто не знал, что он думает и чувствует по поводу того, чем интересовались остальные. Все другие горожане коротали свое время в разговорах о том, что они думают и чувствуют. Когда же Якубоб умер, в его доме нашли сотканный им прекрасный ковер. "Ни за что не поверим, что он сам соткал такой ковер, ведь это был совершенно бездушный человек", - сказали все в один голос. И вот однажды в их городе появился "человек с душой", который всех очаровал, а впоследствии привел к гибели. И произошло это потому только, что они полагали, будто те, кого они называли "душевными", были хорошими людьми, все же остальные - плохими. * * * Не можешь лежать, будешь часто вскакивать. Пословица
ПРЕДАНИЕ О СКОТОВОДЕ Жил некогда скотовод, он странствовал вдали от своей родины, зарабатывая себе на жизнь, и делясь секретами своего ремесла и своими знаниями со скотоводами других земель. В стране, куда он прибыл и где решил обосноваться, он объявил себя знатоком скотоводческого дела. И сразу же люди толпами потекли к нему, страстно желая перенять его знание. Они говорили: "Рады видеть тебя! Мы и сами мастера в разведении коров и другого рогатого скота и нам как раз нужен такой человек, как ты, хотя эти животные плохо приживаются в наших краях, часто болеют и умирают, несмотря на всю нашу науку". Он спрашивал их; "А как вы их кормите, как ухаживаете за ними?". И когда они описали ему методы, которыми пользовались при разведении скота, он сразу увидел, что в них глубоко укоренились ложные представления о природе этих животных и их потребностях, и что, руководствуясь своими представлениями, они мешали собственному скоту тучнеть и размножаться. Для этих людей их собственные чувства были гораздо важнее, чем правильное разведение скота, хотя сами они верили, что заботятся только о животных. Когда наш скотовод попробовал указать им на это, их липа буквально перекосились от негодования и ужаса, и ему тут же пришлось сказать: "Я просто пошутил, конечно, вы правильно ухаживаете за своими животными". Благодаря тому, что он так сказал, люди стали доверять ему свой скот и даже назначили старшим скотоводом. Таким образом, он сумел получить работу в избранной им стране. Но когда он на практике попытался применить свое основное искусство ухода за скотом, он испытал немало беспокойств и трудностей. Так как согласно местным правилам, он был обязан лечить больных животных известными, но бесполезными лекарствами, ему приходилось в ночное время обходить стада и лечить их правильными средствами, на что он тратил треть ночи, жертвуя своим отдыхом. И так как ему приходилось давать им корма, почти лишенные питательных веществ, потому что именно такая пища считалась местными жителями правильной, еще одну треть своего свободного времени он тайно посвящал тому, что кормил их тем, в чем они действительно нуждались. В результате на отдых ему оставалась только одна треть времени, обычно необходимого человеку для восстановления сил. Ведя такой образ жизни он подорвал свое здоровье и значительно сократил срок своей жизни. Зато он приобрел немалую славу среди других скотоводов, считавших его эталоном их собственной скотоводческой мудрости, которой была отмечена их история, и которой они немало гордились. Стада домашнего скота тучнели и множились. Но после его смерти, когда другие скотоводы с двойным усердием взялись применять к своим животным методы ухода, казавшиеся им действенными, они к немалому своему изумлению обнаружили, что скот стал чахнуть и вымирать еще в больших масштабах, чем до появления знаменитого скотовода. Однако благодаря тому, что скотовод оставил после себя сына, тайно посвященного в его науку, и в должное время заменившего отца, благосостояние местных жителей и их скота, вопреки собственным усилиям этих людей, поддерживалось и сохранялось. * * * В любой игре лучший игрок - зритель, спроси его. Пословица
ФОРА Персидский ткач решил посоревноваться в искусстве ковроткачества с турецким мастером. Каждый должен был соткать самый лучший ковер, на который только был способен, и чтобы специально избранные судьи могли решить, кто же из них лучший ткач в мире. Надо сказать, что турецкий ткач был философом, учение которого по прошествии многих лет было сведено к фразе: "Никогда не уклоняйся (от вызова), но и не состязайся". Итак, он согласился участвовать в соревновании, но при этом заявил: "Так как между нашими работами имеется всем известное различие, я принимаю вызов, но с одним условием". "Ну что же, - сказал перс, - я согласен и на фору". "По рукам, - сказал турок. - Вот мое условие. Я даю вам фору в двенадцать тысяч лет". * * * Задумал стать тигром - готовься к встрече с тигриными проблемами. Пословица
МЕХАНИЗМ СОБЫТИЙ Жил на свете почтенный дервиш. Достигнутая им ступень развития, делала его способным беспечно относиться к собственной озабоченности, за что он и пользовался большим уважением местных жителей. Однажды люди в складчину купили овцу и пожертвовали ее дервишу, а тот отвел ее в свою обитель и стал прилежно о ней заботиться. Услышал об этом вор и задумал украсть у старика овцу. Вот и направился он к жилищу дервиша. По дороге повстречал он черта и спросил его, куда тот путь держит. "Мой путь к жилищу дервиша, - ответил черт. - Он препятствует работе обычных человеческих слабостей, и я решил его убить". "Наши цели нисколько не противоречат друг другу, - сказал вор, - ведь я иду к тому же дервишу и хочу украсть у него овцу". И вот, дальше они двинулись вместе и некоторое время молчаливо и мирно шли по дороге. Идет черт по дороге, а про себя думает: "Если позволить вору украсть овцу прежде, чем я покончу с дервишем, дервиш может проснуться, и мне не застать его врасплох, что крайне необходимо". В то же время раздумался и вор: "Если черт войдет к дервишу первым и начнет убивать его, поднимется такой шум и крик, что люди проснутся, и все село сбежится к дервишу на помощь и не видать мне тогда моей овечки. Целая ночь пропадет зря!" Приблизились они к пещере дервиша, и черт говорит вору: "Давай-ка я войду первым, покончу с ним, и ты преспокойно заберешь овцу". "Нет, постой, - запротестовал вор. - Лучше я первым прокрадусь к нему и выведу овечку. Заодно я сообщу тебе, спит он или нет". Между ними разгорелся спор, они стали отталкивать друг друга, пинать, громко браниться так, что дервиш, услышав шум, вышел из пещеры, взглянуть, что происходит. Завидев дервиша, черт, переполняемый ненавистью к вору, завопил: "Берегись, дервиш, это вор, он хочет украсть твою овцу!". Наглое предательство черта привело вора в такую ярость, что он тоже завопил: "Дервиш, послушай меня, это черт, и он пришел убить тебя!" Пока дервиш стоял и слушал, селяне проснулись от криков, высыпали на улицу и окружили дерущихся. Они изрядно поколотили и того, и другого, обратив их в бегство. С тех пор ни черт, ни вор и близко не подходили к тем местам в течение многих веков. * * * Никогда голодная рыба не побрезгует другой рыбиной. Пословица
ТРИ ДЕРЕВНИ Жил некогда мудрый человек. Все свое время он делил между тремя деревнями. В первой деревне у него было несколько групп, и каждую из них он наставлял в отдельности. Что-то он им объяснял, что-то показывал, а также требовал от них исполнения различных обрядов. Часто он отлучался из этой деревни и долгое время отсутствовал. В результате, его последователи разделились на еще большее количество групп. Одни из них верили, что он еще вернется, другие чувствовали, что он их бросил. Некоторые изобрели свои собственные учения, другие прикрывались его именем, чтобы оказывать влияние на своих собратьев. Кроме того, многие из них во время его отсутствия падали духом и теряли целеустремленность. Но существовала и другая деревня. Именно там мудрец проводил большую часть своего времени. Там люди часто общались с ним и регулярно участвовали в групповых размышлениях, проходивших в его доме. Эти люди восхваляли его и всегда делали все, чтобы он ни попросил, веря, что находятся в гармонии с ним и друг с другом. Однажды мудрец отправился в третью деревню. Он взял нескольких людей оттуда и привел их сначала в первую, а потом во вторую деревню. "Люди из первой деревни оказались в таком состоянии, потому что вы не достаточно уделяли им внимания; им, как детям, нужен уход - вынесли свое заключение наблюдатели из третьей деревни, полагая, что ситуация предельно ясна: "Посмотрите, насколько правильно ведут себя люди из второй деревни, среди которых вы проводите так много времени", - говорили они. На это мудрец ответил им: "Все как раз наоборот. Время от времени людей необходимо оставлять одних, чтобы и вы, и они сами смогли увидеть, чего они на самом деле стоят. Приготовляя пищу на огне, ее помешивают как для того, чтобы соединить разные составные части, так и для того, чтобы лишнее вывести в пену и в осадок. Если вы будете проводить с людьми слишком много времени, они привяжутся к вам и, когда вас нет рядом, не смогут полагаться на самих себя, подобно жителям первой деревни. Во второй деревне самодостаточность людей остается под вопросом, так как ни разу не подверглась испытанию". "В таком случае, какой же из этих двух методов правильнее", - спросили наблюдатели. "Никакой. Каждый из них - лишь элемент в системе единого метода. Чтобы обучение было действенным, вы должны смешать тех, кого вы часто видите, с теми, кого вы видите редко. А также прибавить к ним немного тех, кто, подобно вам, имеет склонность к неверным толкованиям". * * * Человек таков, как говорят о нем его недоброжелатели, только наоборот. Пословица
СУТРА ОТ НЕБРЕЖЕНИЯ В обязанность Кхидру, как скрытому Руководителю, вменяется путешествовать по земле, в разных обличиях, в различные эпохи, провоцируя в человеке состояние ума, дающее ему возможность собрать свое разбросанное "я". Жили, в свое время, три человека, которых Кхидр должен был испытать. Первый страдал ужасной болезнью, и Кхидр пришел к нему и сказал: "Чего ты желаешь?" "Хочу исцелиться", - ответил человек. "А еще что?" - спросил Кхидр. "Я желаю, чтобы у меня были деньги, приносящие процветание в мирской жизни", - сказал человек. Кхидр исполнил оба его желания. Затем он услыхал мольбы другого человека и явился к нему. "Чего ты хочешь", - спросил Кхидр. Человек ответил: "Хочу, чтобы мой друг и советчик, его сейчас пытают и мучают, освободился из неволи, ему не вынести всего этого и он может умереть от рук палачей".
|