ЗА ПОКРОВОМ 4 страница
* * * Прежде, чем из Ирака поступит противоядие, Человек, укушенный змеею, умрет. (Саади)
ЦЕЛЬ Дервиш пришел к суфийскому мастеру и сказал: "О, благородный Путеводитель, я хотел бы научиться у тебя тому, что я мог бы передать другим". Суфий велел ему отправиться в сад и заняться кормлением птиц и зверей, до тех пор, пока они сами не станут приближаться к нему при его появлении. В течение трех лет дервиш выполнял задание мастера. По прошествии этого срока, он вернулся к суфию и сказал: "Птицы и звери, лишь только меня завидят, тут же устремляются ко мне". Суфий спросил: "Ты все еще хочешь учиться, чтобы передавать учение другим?" "Я осознал, что должен учиться всему, чему могу научиться, и что я не должен делать этого ради какой-то цели, до тех пор, пока не узнаю ценность этой цели", - ответил дервиш. Тогда суфий сказал: "Теперь ты можешь начать учиться. Пока твое внимание не сосредоточилось на птицах и зверях, твой истинный ум был не в состоянии решить эту проблему понимания. Внимание нуждается в объекте, как стрела в мишени. Но когда стрела постоянно торчит в мишени, или все мишени поражены стрелами; когда все лучники стреляют одновременно или люди думают, что необходимо стрелять, в то время как есть что-то еще, чем они могут заняться или кем они могут быть, когда такое происходит - это является верным признаком глупости и прямым путем к бессознательности".
ПИЩА ПАВЛИНА Суфийский мудрец был спрошен своим учеником о поведении одного дервиша: "Почему он, когда был жив, так ревностно защищал свою репутацию? Ведь мудрецы безразличны к тому, что касается их личного блага". "Он вел себя так, - ответил суфий, - потому, что хотел установить ход мысли: "Эти люди знают, как себя защитить. Лучше с ними не связываться!" "Но ему-то зачем такая репутация, если на самом деле он был смиренным человеком?" "Чтобы в будущем уберечь от гнета других. И именно так все и случилось: многие беззащитные люди были ограждены от нападок разного рода притеснителей и агрессивных мыслителей, так как эти последние, опасались, что если, не имея веских оснований, они начнут их преследовать, те могут внезапно проявить силу и решимость, подобно тому дервишу, о котором ты спросил". "И поскольку он не мог объяснить своего поведения без того, чтобы раскрылся его план, люди предположили, что он суетный, своенравный и агрессивный человек. Так что ли?" "Совершенно верно. Но у него не было выбора. Ему открылась возможность принести пользу тем, кто придет после него, и он должен был воспользоваться этой возможностью независимо от того, осудят его за это или нет, поймут его или нет. Избегай легковесно судить о жизни и высказываниях суфия. Вопрос этот настолько глубок, что понять его могут только те, кто уже пришел к цели. Запомни поговорку: "Не рассуждай о пище павлина, если у тебя желудок буйвола".
СОВЕРШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК Один ученик проучился у суфия в течение нескольких месяцев. Однажды он сказал: "Мастер, вы самый великий человек на свете, хотя и пребываете в относительной неизвестности. Я чувствую себя обязанным обойти страны мира, чтобы всем поведать о вашем величии. Допустимо ли, чтобы бесконечно совершенный человек, оставался неизвестным?" Мастер ответил: "Если бы я сказал, что являюсь бесконечно совершенным человеком, или позволил другим говорить это, ты бы знал, что я таковым не являюсь. Чувство, что ты обязан представлять своего мастера величайшим человеком на земле, есть признак твоего высокомерия". * * *
Пламя светильника спалило мотылька, Но и само скоро исчезнет в масле. (Анвар-и-Сухайли.) Да, этот мир - иллюзия. Но Истина всегда проступает в нем. (Субхани)
НЕ ПОРА ЛИ ТЕБЕ Алами как-то заметил: "Однажды я сказал: "Не читайте книг", и все перестали читать книги. Но ведь говоря это, я обращался к определенной аудитории. Почему же этому следуют совершенно другие люди?" Асвад мюрид спросил: "А мне какую книгу следует изучать?" Алами велел ему прочитать книгу "Размышления Аламита". Когда, спустя некоторое время, Асвад возвратился к учителю, Алами тут же спросил его: "Ты прочитал "Размышления"? "Да, прочитал", - ответил Асвад. "Каковы были мои инструкции?" "Прочитать книгу, называемую "Размышления Аламита". "И ты прочитал эту книгу?" "Я прочитал "Размышления". "Могу сказать, что ты не прочел всю книгу". "Я не прочел предисловия книги и заметок, потому что мне показалось, что они не имеют отношения к "Размышлениям". "В таком случае, не пора ли тебе следовать своим собственным указаниям", - сказал Алами. * * * Миска горячее супа. Пословица
ТЫСЯЧА ДИНАРОВ Джунайд прочел лекцию, на которой присутствовал некий богатый юноша. Этот молодой человек так восхитился услышанным, что, вернувшись домой, раздал все свое имущество нуждающимся, все, кроме тысячи динаров. Затем, взяв эти оставшиеся деньги, он возвратился к Джунайду и предложил их ему в виде подношения. Джунайд спросил его: "Ты что, хочешь впутать меня в дела этого мира?". Тогда юноша направился прямо к реке и одну за другой стал бросать монеты в воду, пока все их не выбросил. Когда он снова вернулся к Джунайду, чтобы поступить к нему в ученики, мастер сказал: "То, что могло бы стать одним действием, ты разделил на тысячу действий, тем самым показав, что не можешь быть моим спутником. Почему ты сразу не бросил их в воду?"
* * * Работник - тот, кто завершил свою работу. Пословица Взгляни, как мала горошина перца, а какой огромный получается от нее чих. Пословица
СУРОВОЕ ИСПЫТАНИЕ Хадрат Омар, сын Османа из Мекки, написал Джунайду, Шибли и Харири следующее послание: "Ужасы, подстерегающие человека на Духовном Пути таковы, что никому не следует отправляться в это странствие, если он не способен преодолеть две тысячи ревущих водопадов и взобраться на две тысячи полыхающих пламенем гор. Человек, не готовый вынести эти испытания, не смеет называть себя Искателем". Джунайд, прочитав послание, заметил: "Я прошел лишь одно из этих испытаний". Харири сказал: "Я сделал лишь несколько робких шагов по этому пути". Шибли сказал: "Я не заметил даже признаков подобных испытаний". Тогда раздался голос свыше: "Те, кто представляет такие испытания как нечто ужасное, а не как необходимое преимущество, те, кто угнездился в своих страданиях, вместо того, чтобы пройти сквозь них, такие люди - не суфии, не люди духа, но люди чувств. Они принадлежат этому миру и воображают, что в мирских чувствах есть нечто грандиозное". * * * Когда наступит завтра, тогда и обдумывай мысли завтрашнего дня. Пословица
ЛЮДИ И ВЕРБЛЮДЫ Бахауддин Накшбанд сидел однажды на террасе своего дома, когда к нему приблизилась большая группа искателей, желавших стать его учениками. Руководитель группы сказал: "Мы стремимся быть принятыми в Учение и сидеть у ног мастера. Да осуществится наше намерение". Бахауддин сказал: "Пусть каждый из вас по очереди пройдет передо мной, не произнося ни слова". Искатели прошлись перед его взором. Затем мастер сказал: "Пятый, восемнадцатый и тридцать четвертый приемлемы для Пути". Руководитель группы спросил: "Можно поинтересоваться, какие характерные черты свидетельствуют о приемлемости?" Тогда Бахауддин спросил его: "Кто ты по профессии?" Человек ответил, что разводит верблюдов. "Тогда ты должен уметь определять качества и возможности верблюдов, которых проводят перед тобой. Почему бы не обратиться к собственному опыту, это подсказало бы тебе, что духовный человек в своей собственной сфере может пользоваться очень схожим умением". * * * Летучие мыши вылетают, когда солнце садится. Пословица
ВОСКЛИЦАНИЕ КАК ИЛЛЮСТРАЦИЯ Хазрат Абуль-Хасан Хиркани сказал: "Как же много у меня недостатков и вместе с тем, как редко я обращаюсь к Богу!" Услышав это, один человек, желавший стать суфием, пришел к другому мастеру и спросил его: "Как понимать эти слова? Если Абуль-Хасан, величайший из святых, может сказать, что он совершил недостаточно на одном поприще и слишком много на другом, и это в его-то возрасте, то на что надеяться тем, кто желает учиться, но находится на куда более низком уровне?" Мудрец ответил: "О, человек с блестящими перспективами! Долго еще ты не сможешь войти в круг избранных. И не потому, что у тебя меньше способностей, чем у Абуль-Хасана, но потому, что ты все еще не заметил, что он имеет в виду не себя, но служит зеркалом для твоего внутреннего я". * * * Змея пролезает в нору, когда выпрямляется. Пословица
УСПЕХ В УЧЕНИЧЕСТВЕ Хамлат Пош сказал: "Я никогда не отказывался кого бы то ни было учить, но большинство людей, если не явно, то, во всяком случае, по сути не способны к получению пользы из ученичества, как этапа развития, в результате чего сами устраняют себя из этого процесса. Ученичество - это метод, а не потенциальная возможность. Каждый человек может иметь задатки сверхчеловека, но лишь немногие находят, подход к решению этой проблемы. Быть учеником, значит быть способным учиться, а не только желать учиться. Никто не обладает врожденным умением учиться, это умение должно быть передано ему. Желание учиться не является основой для ученичества, а вот искренность - является. Основу же искренности составляет прямота и чувство меры. Желание делать больше, чем можешь и не желание мириться с фактом, что иногда ты должен остаться без ответа - по сути, провал в ученичестве'. * * * Нельзя поразить одной стрелой две мишени. Пословица
ГРАНАТЫ Один ученик пришел в дом к некоему суфийскому врачу и попросил обучить его врачебному искусству. "У тебя не хватит терпения наблюдать за тем, чему следует обучаться в нашем деле", - сказал суфий. Но юноша умолял суфия, и тот взялся за обучение. Спустя несколько лет молодой человек почувствовал, что готов применить на практике кое-что из усвоенного в науке врачевания. Однажды к дому суфия направился какой-то человек. Увидев его еще издали, суфий сказал: "К нам идет больной. Его можно исцелить гранатами". "Вы поставили диагноз, - сказал ученик, - позвольте же мне назначить ему курс лечения, и таким образом сделать половину работы". "Хорошо, - ответил суфий, - но только помни, что любое действие должно служить также и иллюстрацией". Как только пациент подошел к дому, ученик встретил его, завел в дом и сказал: "Ты болен. Тебе нужны гранаты". "Гранаты?! - завопил больной. - Сам ты гранат!". И в гневе выбежал вон. Молодой человек спросил учителя, как понимать этот случай. "Смысл этого случая я проиллюстрирую, когда представится другой подходящий случай", - ответил суфий. Вскоре после этого ученик и учитель сидели перед домом, как вдруг мастер поднял голову и увидел приближавшегося к ним человека. "Ну вот, сейчас ты получишь обещанную иллюстрацию, - сказал суфий, - к нам идет человек, которого можно исцелить гранатами". Пациента пригласили в дом, и доктор сказал ему: "Я вижу, у вас очень непростая и редкая болезнь... Вам нужна особая диета. Вам надо есть нечто круглое, с маленькими зернышками внутри, что-то такое, что произрастает естественным образом... Может быть, апельсин? Нет, пожалуй, цвет не тот. Лимон? Нет, не подойдет - слишком кислый... А! Нашел - гранат!". Пациент радостно поблагодарил врача и ушел весьма удовлетворенный. "Мастер, но почему вы сразу не сказали, что ему необходимо есть гранаты?" - спросил ученик. Суфий ответил: "Потому, что он нуждался также во времени, а не только в гранатах", * * * Когда в кармане ни гроша, в голове тысяча разных мечтаний. Но заведись хоть одна монетка, и у тебя останется не более двадцати возможностей. Поговорка Будь подобен ястребу - охотнику и кормильцу других, не питайся объедками, подобно выкормышу вороны. (Анвар-и-Сухайли)
СПЯЩИЙ Акрам был человеком, посвятившим себя ревностным и неотступным поискам истинного знания. По прошествии многих лет он пришел в дом мудреца, познавшего все тайны жизни. Акрам, попросил открыть ему тайны, на что мудрец просто сказал: "Начинать надо сначала, и всему свое время". Спустя несколько лет, в течение которых Акрам исполнял малейшие желания учителя, все, что он, как ему казалось, узнал, это то, что "Через несколько столетий наступит Золотой Век". "В таком случае, мне надо попасть в эти будущие столетия", - сказал себе Акрам, потому что не мог представить, чтобы в настоящее время мудрец способен был сделать для него что-либо большее. Покинув присутствие знающего человека, он снова отправился на поиски и, странствуя по всему миру, наконец, нашел того, кто был ему больше по вкусу. Им оказался факир-чудотворец, согласившийся погрузить Акрама в семисотлетний сон. Когда Акрам пробудился, то обнаружил себя среди развалин могущественной цивилизации: по всему безлюдному ландшафту лежали в руинах некогда величественные дворцы; заросшие без присмотра сады, напоминали о прежнем великолепии; повсюду были разбросаны всевозможные свидетельства удивительных достижений ушедшего мира. Много дней Акрам бродил в поисках хоть каких-нибудь признаков человеческой жизни. Наконец, он заметил вдалеке дымок, указывающий на присутствие человека, и вскоре пришел к костру, у которого сидел одичавший, одинокий дервиш в лохмотьях. "Я ищу Золотой Век", - сказал Акрам. "Ты опоздал, на двести лет", - сказал дервиш.
АБДАЛИ Человек пришел к Абдали и сказал: "Я бедный солдат, пожалуйста, сделайте так, чтобы я стал офицером". Прошел год и он написал Абдали письмо: "Меня повысили в звании, но отправили на границу. Постоянные стычки с нарушителями делают условия жизни здесь невыносимыми. Пожалуйста, помогите мне выйти в отставку". Спустя шесть месяцев человек этот прибыл в Теккию к Абдали и сказал: "Ну вот, теперь, я в отставке, и стал купцом. Могу ли рассчитывать на ваше заступничество, чтобы преуспеть в этом деле?". "Увы, - сказал Абдали, - я не могу подсказать тебе, что делать, ведь ты не способен заглянуть за пределы того, что считаешь своими интересами. Поэтому снова и снова ты просишь меня способствовать изменениям в твоей карьере. Ты приходишь ко мне, шлешь письма, диктуя, что я должен для тебя делать, но все это не приносит никакой пользы". "В таком случае, - сказал человек, ~ если нет никакой пользы в исполнении моих желаний, зачем же вы их исполняете, вы же сделали все, о чем я просил?". Абдали ответил: "Все, что делалось для тебя до сих пор, делалось для того, чтобы преподать урок, суть которого в следующем: "Всякий раз, когда ты выбираешь цель, эта цель ничего тебе не приносит". "Тогда сами выберите для меня цель", - попросил человек. Абдали сказал: "Я не могу за тебя выбрать цель, которую ты смог бы должным образом осуществить. Твоя беда, что ты не в том состоянии, чтобы пожелать приобрести средства для достижения целей".
КАМЕШЕК Кто-то спросил: "Как может незначительная мысль стать препятствием для великой мысли? Если человек развил в себе способности, дающие возможность понимать важные вещи, разве уже само это не поможет ему преодолеть искажающее влияние каких-то мелких мыслей". Сайд Нимр ответил: "Пусть каждый из вас наберет с земли мелких камешков. Находясь на расстоянии от глаза, эти камешки не могут заслонить видимость окружающего, потому что слишком малы. А теперь, даже если самый маленький камешек поднести близко к глазам, он покажется громадным, так как станет препятствием для зрения". * * * Что толку стучать кувалдой по холодному металлу. Пословица
ОСВОБОЖДЕННЫЙ Будучи спрошенным, кто такой суфий. Великий учитель Хадрат Нури сказал: "Суфий - это человек, сам будучи освобожденным, к рабству других не причастен. Суфизм не объяснить ни в терминах доктрин, ни с помощью обрядов. Доктрины не могут обойтись без формального натаскивания; в основе ритуала лежит практика повторяющихся действий. Суфизм есть нечто, что сотворяется, а не применяется к уже сотворенному". * * * Печь нагрелась - пеки хлеб. Пословица
МУСА ИЗ ИСФАХАНА В течение многих лет Муса не только обучал учеников, но и осуществлял весьма сложное управление своим немалым имением. От лица своей общины он спорил с адвокатами, посылал представителей к королю и принимал решения по множеству текущих дел. После его смерти у двух адвокатов зашел разговор о нем. Первый сказал: "Вот прекрасный пример того, как человек может быть совершенно практичным, в то же время, обитая в возвышенных сферах мысли". Другой заметил: "Скорее жизнь Мусы - редкий пример полного учения. Его мирская деятельность была столь же важна, как и его духовная деятельность". "Но что может быть важного в мирской деятельности?" - спросил первый. "Она была важна с двух точек зрения: во-первых, с помощью мирской деятельности Муса поддерживал благосостояние своих учеников. Во вторых, с помощью этой деятельности он имел возможность каждый день воочию показывать им поверхностность обычной жизни". * * * Солнечный свет и есть доказательство его существования. Пословица
САНДАЛИИ Суфийского учителя Гулам-Шаха спросили, какой моделью он пользовался, когда формулировал курс обучения для своих учеников. Он сказал: "Не можешь позволить себе сандалии, ходи босиком; ходи в сандалиях, пока не заработаешь на сапоги". * * * Одна ложь покроет сорок правд. Пословица
БОРЬБА Некий человек, пришел однажды, к дервишу и провел с ним столько времени, сколько ему было позволено. Наконец ему показалось, что настал благоприятный момент, и он обратился к дервишу: "У меня есть желание преуспеть в жизни". На что дервиш ответил: "Слоняйся по городским улицам в течение двух лет, выкрикивая время от времени: "Все пропало!", а затем открой небольшую лавку". Когда человек, последовав этому совету, в конце концов, открыл лавку, большинство горожан его уже знали и избегали иметь с ним дело, считая его городским сумасшедшим. Тем не менее, постепенно этот человек завоевал их доверие, его дела пошли в гору, и он сделался необыкновенно успешным во всех своих предприятиях. И вот он, богатый и могущественный делец, разыскав дервиша, спросил его: "Какое волшебство заключалась в словах: "Все пропало? " Дервиш ответил: Смысл повторения фразы состоял в том, чтобы возвратить тебя в состояние почти полной беспомощности, когда для преодоления препятствий, приходится приложить столько усилий, что успех становится фактически неизбежным". Тогда человек спросил: Но как тебе, божьему человеку, удалось узнать механизм такого чисто мирского процесса?". По аналогии, - ответил дервиш. - Я просто применил для мирской цели метод, который используется на ристалищах духа, и успех был гарантирован".
ВОПРОШАЮЩИЙ ИЗ ЙЕМЕНА О великом Имаме Ал-Газали рассказывают, что однажды он молчаливо сидел в компании своих учеников, когда сообщили о прибытии посетителя из Йемена. И вот, Имам подал знак, что ему можно задавать вопросы, и йеменец сказал: "Как нам следует понимать Вас, что надо знать о Вас, о Ваших трудах; и в чем смысл Вашей философии?". Имам распорядился, чтобы принесли пятьдесят различных томов его книг и подарили их посетителю. После чего Имам сказал: "Изучайте эти книги, и вы получите ответ на ваши вопросы". Когда йеменец ушел, один из учеников спросил: "Никак не могу понять значение этой встречи. Не захочет ли Имам сказать что-нибудь об этом?". Ал-Газали сказал: "Ты узнаешь, когда впитаешь смысл этого события". Многие годы спустя, после смерти Имама, один из тех, кто слышал этот диалог, спросил того ученика, какую же мудрость он извлек из этого. Ученик ответил: "Я и в самом деле понял это, хотя собственная лень и поверхностное мышление долго скрывали от меня смысл произошедшего. Имам давал йеменцу возможность ознакомиться со своим учением в письменной форме для того, чтобы тот, в конце концов, мог выйти за пределы письменной формы. По поведению спрашивающего и по тому, как тот подошел к делу, Имам знал, что сначала ему нужно преодолеть свое предубеждение к книгам". "Ну а что произошло бы, если 6 спрашивающий сделал вывод, что Имам, подарил ему свои книги, в знак особой благосклонности". "Йеменец потерпел бы неудачу". "А что случилось бы, если б йеменец посвятил все свое время тому, чтобы выжать какой-то смысл из пятидесяти трудов?" "Таким людям уже ничем не поможешь". "А что бы произошло, если бы йеменца обидело, что вместо товарищеского общения ему предложили читать?" "Это показало бы, что йеменец не готов вступить в товарищеские отношения. Товарищество (непосредственный контакт) провозглашается принятием указаний товарища". * * * Всякая палка о двух концах. Пословица
ПУТЕШЕСТВИЕ МИНАИ Мохсин Минаи, работая подмастерьем у мастера по эмали, был неудовлетворен своим положением в жизни, и отправился странствовать в поисках удачи. Он покидал свой город в надежде найти благоприятные возможности. Только он вышел за городские ворота, как кто-то, кого он едва знал, окликнул его: "Мохсин! Если ты ищешь работу эмальщика, я знаю одну мастерскую. Там нужен мастер". Минаи ответил: "Нет, спасибо. Такая жизнь больше не по мне. Я ищу чего-нибудь поинтереснее". Однако если бы он принял это предложение, то вскоре стал бы знаменитым эмальщиком, всеми уважаемым художником, ибо именно к этому привела бы его цепь событий, начало которых он отказался принять. Этот случай еще больше укрепил его в желании идти навстречу судьбе. Он сказал себе: "Если бы я не отправился в путешествие, а продолжал сидеть в лавке эмальщика на базаре, прошли бы годы, прежде чем мне представилась возможность стать полноценным мастером. Это лишний раз доказывает, что странствия способствуют встрече с благоприятными обстоятельствами". И он продолжил свой путь. Спустя какое-то время встречает он незнакомца и тот говорит ему; - Кто ты по профессии? - Я мастер по эмали, - сказал Мохсин, а сам подумал: "Во всяком случае, я был бы мастером, останься я в своем городе. С какой стати представляться простым подмастерьем?". Тогда незнакомец сказал: "Моя сестра выходит замуж, и я с удовольствием подарил бы ей несколько уникальных изделий из эмали. Ты справишься с этой работой, если я предоставлю условия и необходимые материалы?". "Разумеется", - ответил Мохсин. Итак, он обосновался в деревушке неподалеку и вскоре изготовил необыкновенной красоты эмалевый браслет для новобрачной. "Ну вот, - рассуждал про себя Минаи, - сбывается; я зарабатываю деньги, уважение и восхищение ценителей, а все благодаря тому, что присвоил себе статус, которого не имел, но который, совершенно очевидно, заслуживаю". Со своей первой независимой и щедрой выручки он купил лавку, решив на некоторое время обосноваться в новом городе. Но вскоре после этого какой-то человек вошел в его мастерскую и сказал: - Я мастер по эмали. Хочу переехать в ваш город. Продай мне свое дело. И предложил Мохсину столь высокую цену за мастерскую и за его благорасположение, что сделка вскоре состоялась, и Минаи снова оказался в пути. Пройдя день или два по дороге, Минаи был окружен разбойниками, которые забрали все его деньги, а его самого, раздетого, избитого и беспомощного, оставили на земле. Минаи не ведал, что если бы он задержался в том месте, где работал мастером, вышло бы еще хуже, ибо в тот самый день, когда он покинул город, землетрясение разрушило его дом и лавку, а новый хозяин погиб. И вот лежит Минаи на дороге, сетует на свою судьбу и ругает себя за неусидчивость, горько сожалея, что, поддавшись жадности, продал мастерскую. Тут, какой-то великодушный человек, проходя той дорогой, видит несчастного эмалировщика, подходит к нему и говорит; - Идем со мной. Я помогу тебе. Минаи оказался в доме этого человека, где и провел некоторое время, пока не исцелился от ран. Новый знакомый предложил Минаи работу садовника в своем саду. Так Минаи прожил три года, боясь пускаться в новые странствия, где его подстерегают новые беды, потому как считал, что удача изменила ему. В то же время Минаи весьма гордился своим смирением, ведь ему, мастеру по эмали, удалось подавить самолюбие и довольствоваться скромной работой садовника. Он мнил себя чуть не праведником, ведь он путем беззаветного служения возвратил долг своему спасителю. И все это за один порыв великодушия, проявленного к нищему страннику! Что Минаи не знал, однако, так это то, что если бы он оставался там, на дороге еще некоторое время, с ним случилось бы нечто совсем иное. Разбойники, после того, как их постигли одна за другой ряд неудач, перессорились между собой. Атаман был убит своим помощником, который принес назад все деньги, отнятые у Минаи, да еще с избытком, и оставил их на месте, где они бросили Минаи, надеясь тем самым избавиться от "проклятия". Проработав тысячу дней в саду своего благодетеля, Минаи попросил разрешения уйти и направился в соседний город. Там он устроился подмастерьем к мастеру по эмали, а затем в положенное время добился повышения; его назначили на должность главного эмальщика при ювелире. - Теперь, - сказал он себе, - я снова вернулся на свою тропу, ибо я опять там, где и начинал и где давно находился бы, не поддайся я соблазну собственного величия и не пустись в это странствие. Чего, однако, он не знал, так это того, что его фантазии по поводу собственного смирения и его пустая вера, будто все события его жизни образуют некое завершенное целое, были препятствием на пути к подлинному прогрессу. Когда, в результате какой-то ошибки, Минаи был арестован за кражу на работе, течение его мыслей приняло следующий оборот: "Конечно, останься я там, где был с самого начала, мне было бы куда лучше. Но несчастия, постигшие меня сегодня, только испытание. И мне необходимо запастись терпением". Чего он не осознавал и так никогда и не понял до конца своих дней, так это то, что разные события относятся к разным причинно-следственным нитям человеческой жизни. Всякий, кто пытается увязать их в единую историю и льстит себе предположением, что все это его одна судьба, получит результат, который вовсе не 'испытание' смирения и терпения, но плата за собственную глупость. Люди, постоянно воображающие, что им посланы испытания, хотя на самом деле они расплачиваются, становятся жертвами своего тщеславия, которое не позволяет им даже вообразить, что в то или иное время они пожинают плоды того, что сами посеяли. * * * Хлеб, мыши и … Держи хлеб подальше от мышей, а суфийскую работу - подальше от ученых. Поговорка
ПРЕДАНИЕ О СКРЫТОМ ВРАЧЕ
|