ЗА ПОКРОВОМ 2 страница
Он стал критиковать тех, кто остался с ним, и все больше и больше учеников отдалялись от него. Затем он притворился сумасшедшим, и его покинули почти все, кто еще оставался. Причем самые великодушные говорили: "Бедняга, он был бы совершенством, если бы не лишился рассудка". И вот наступил день, когда с ним осталось только шестеро учеников. Один из них сказал: "Я полагаю, что с тобой остались, наконец, те, кто выдержал испытание, и будет обучаться у самого мастера?" "Нет, - ответил Представитель, - к сожалению, настоящие ученики лишь некоторые из оставшихся. Остальные настолько одержимы поисками тайного знания, и на самом деле настолько своекорыстны, что готовы пойти на что угодно и претерпеть любые испытания. Прежде чем я представлю нашему мастеру окончательный подбор кандидатов, мне придется изгнать их или побудить их самих изгнать себя". * * * ветви Сухие ветви не кажутся привлекательными, но для повара они - средство разжечь огонь. (Анвар-и-Сухайли) Провизия и жизнь Они участвуют в приготовлении пищи и устанавливают продолжительность нашей жизни. Больше и дальше этого усилия не будут продуктивными. (Анвар-и-Сухайли)
ТОЛПА Один суфий как-то сказал своим последователям: "А теперь мы приступим к практике сжигания предметов, связанных с нашей учебой, к ниспровержению принципов, которые все считают основой нашего вероучения, и займемся дервишескими упражнениями в местах, непривычных для этих занятий". Многие из его последователей, решив, что это испытание их веры, повиновались. Некоторые даже сказали: "Как это возвышенно, учиться отказу от внешнего, ведь это, несомненное средство сосредоточить внимание на сути". После этого прошло несколько лет, и в городе, где находилась община, началась великая смута. Кто-то пришел к ним и сказал: "Только что вышел указ, объявляющий нашу деятельность незаконной. Дервишей сажают в тюрьмы, толпы людей и полиция громят наши центры. Мы не в силах уберечь свое имущество". "Не бойтесь, - сказал суфий ученикам, - ибо наш час настал!" И когда, несколько минут спустя, явилась толпа, подстрекаемая правившим этой страной деспотом, она, не останавливаясь, пронеслась мимо в поисках жертв. В этом суфийском центре им нечего было делать, они увидели, что суфий и его люди методично разбирают здание и бросают в костер все, что там находится. Ведя себя подобно толпе, община выжила, а ее члены благополучно ушли целыми и невредимыми. Они стали единственными из всех суфийских учеников, в той стране которые выжили.
БЫТЬ НЕВИДИМЫМ Известного суфия спросили: "Что значит быть невидимым?". Он сказал: "Я отвечу, когда представится возможность продемонстрировать это". Спустя какое-то время, суфий и человек, задавший этот вопрос, были остановлены конным отрядом солдат. Солдаты сказали: "Нам приказано брать под стражу всех дервишей, потому что царь нашей страны объявил, что они не исполняют его веления и своими речами возмущают внутренний покой других граждан". "Приказы надо выполнять - это ваш долг", - сказал суфий. "А сами-то вы разве не суфий?" - спросили солдаты. "Испытайте нас", - сказал суфий. Тогда офицер достал какую-то суфийскую книгу и спросил: "Что это такое?". Суфий взглянул на название книги и сказал: "Это то самое, что я сожгу у тебя на глазах, так как сам ты до сих пор не сделал этого". С этими словами он поджег книгу и солдаты, удовлетворенные, ускакали прочь. Тогда товарищ суфия спросил: "Какова была цель этого действия?". "Сделать нас невидимыми, - ответил суфий, - ибо для человека этого мира "быть видимым" означает, что ты выглядишь подобно чему-то или кому-то, кого, как он ожидает, ты должен напоминать. Если ты выглядишь иначе, твоя истинная природа становится для него невидимой".
АХМАД ЯСАВИ Когда Ясави начал обучать, то вскоре был окружен потенциальными учениками и людьми самого разного толка. Все они слушали его беседы, но все настойчивее требовали, чтобы он ввел для них регулярную программу обучения. Ясави сказал им, что намерен построить специальное здание, Теккию, где можно было бы выполнять упражнения наподобие тех, что выполнялись по всему Туркестану. Под его руководством несколько сотен людей шесть месяцев работали над сооружением этого здания. Когда работы были закончены, Ясави сказал: "Все, кто хочет пройти обучение в стенах этого здания, встаньте, пожалуйста, справа. Те же, кто не хочет этого, встаньте вон там, слева". Когда образовалось две группы, Ясави сказал: "Я распускаю тех, кто стоит справа: я ничего не могу сделать для вас, поэтому возвращайтесь туда, откуда пришли. Остальные могут стать моими учениками. Их первым заданием будет снести Теккию". Отвергнутые ученики были весьма разочарованы и стали распускать слух, что Ясави сошел с ума. Но именно такая разборчивость этого Божьего безумца и дала начало Учению Мастеров". * * * Пробный камень знает, что есть золото. (Гулистан)
ПАР ИЗ КОТЕЛКА ИХТИАРИ Перед самым отправлением в Индию, шейх Абу-Али аль-Ихтиари посетил всех суфийских шейхов Багдада и обратился к ним с просьбой: "Если издалека придут люди в поисках Пути, говорите им, что не знаете меня; или окажите им гостеприимство, подобающее путешественникам, или избавьтесь от них, поскольку я воодушевил их на поиски только для определенной цели". Затем он отправился в Индию, где стал выступать с лекциями о Пути к Знанию. Люди спрашивали его, откуда он, и Ихтиари неизменно отвечал: "Из Багдада, Центра Святости". Вскоре по одному и по двое с караванами, и всеми известными способами и путями индийцы стали наводнять город Багдад. На все их расспросы суфии отвечали: "Нет, мы не знаем шейха Ихтиари", или: "Да, до нас доходили слухи о нем". Джафар Зикария присутствовал при том, как после посещения индийской делегации Абдулкадир Мустафа заметил: "Как приятно помогать шейху Ихтиари, являя свое "незнание" его!" Кто-то из посетителей сказал; "Все мы знаем Его Присутствие Ихтиари. Как же можно помогать его работе, являя свое "незнание" его?" Шейх Мустафа ответил: "Эти люди - просто "пар из котелка шейха Ихтиари". Они испарились из жаркого, которое он готовит, и воображают, что могут измениться, отправившись на поиски в другие места". "Если мы скажем, что знаем Ихтиари, они возвратятся и станут докучать ему, потому как получили доказательство, что он пользуется уважением в своем родном городе. Услышав же, что мы "не знаем его", они оставят его в покое, либо, убедившись в его "бесполезности", либо из-за того, что найдут себе кого-то другого, кому можно докучать. В любом случае Ихтиари будет избавлен от них".
ПУТЕШЕСТВИЕ Ихтиари сообщает: "Однажды я сидел в кругу шейха Аббаса Ансари, когда вошел некий молодой человек и попросил о помощи. "Я отправляюсь в путешествие, - сказал он, - и буду признателен, если вы дадите мне рекомендации к суфиям Персии". Шейх поинтересовался, каким маршрутом молодой человек собирается следовать, а затем сказал: "Сожалею, но не могу тебе дать никаких рекомендаций". Опечаленный посетитель покинул дом шейха. Как только он вышел за порог, шейх стал диктовать письма своим представителям в Персии, которые жили по пути следования юноши. Я хотел спросить о причине его необычного поведения, но этикет встречи не позволял этого сделать. Спустя несколько вечеров, мы снова собрались вместе, и после сессии размышлений, шейх Аббас обратился ко всем нам: "Если бы я предложил тому молодому человеку посетить некоторых наших друзей и заверил в том, что они примут его, он не смог бы ничему у них научиться, так как в этом случае его ум утратил бы решимость бороться и в результате, он не извлек бы пользы из этих встреч. К тому же это и усилило бы его ожидания, что стало бы дополнительным препятствием к пониманию". Я спросил: "Не получится ли так, что в результате он посчитает себя недостойным и вовсе откажется от мысли о путешествии". "Если его поведение будет таким - это знак того, что в любом случае ему не хватает необходимой решимости, и путешествие это ничего не даст ему". Тогда я спросил: "А что если он подумает, что вы просто не заинтересованы в его благе, поскольку отказали ему в помощи?". Шейх ответил: "Если ему так легко обратиться против меня, то он тем более не способен учиться. В этом случае он подобен собаке, у которой отнимают кость и она готова цапнуть всякого посягнувшего, не вникая в мотивы его действия". "Разве плохо, когда человек чувствует благодарность по отношению к тому, кто помогает ему?" - спросил я. "Чувство благодарности к другому имеет свои пределы. Излишнее упование на помощь другого человека приводит к тому, что уповающий начинает пренебрегать собой и кончает тем, что противостоит благодетелю. Именно по этой причине некоторые люди становятся противниками тех, кем они прежде восхищались. Они им слишком много задолжали". * * * Разлуки и встречи Разлука лучше несчастливой встречи. (Анвар-и-Сухайли) Не пытайся за один день протащить на себе груз целого года. Поговорка Терпение - это одежда, которой нет износу. (Ахлак-и-Мохсини)
Я НЕ ЗНАЮ Назинда, странствующий бухарский дервиш, когда к нему обращались с вопросами, часто отвечал: "Не знаю". Эта его особенность стала темой для спора в Аллахабаде. В обсуждении приняли участие те, кто утверждал, что учитель не должен признавать свое невежество относительно любого вопроса, те, кто считал, что невежественна как раз такая точка зрения, и это не подлежит обсуждению, а также те, кто по этому вопросу придерживался различных иных точек зрения. Все доводы были представлены на суд индусского пандита Рам Лала, который сказал; "Когда он говорит "я не знаю", возможно, он имеет в виду, что этого не знает никто. Он также может иметь в виду, что именно вы этого не знаете, и в этот момент показывает вам ваше собственное "я". Он может, также, указывать на то, что ему не нужно "знать", потому что в вопросе или ответе кроется заблуждение". Кто-то спросил: "Почему бы ему не выразить эта более определенно?" Пандит ответил: "Поступив так, он перестал бы провоцировать размышления и обсуждения". * * * В каждой кости есть костный мозг, а в каждой рубашке - человек. (Саади)
КАК КАШМИР ПОЛУЧИЛ СВОЕ НАЗВАНИЕ Легенда гласит, что место, называемое сейчас Кашмиром, прежде было известно как Белуристан, Земля Кристалла. Некий пандит, имя которого теперь позабыто, был духовным учителем той страны, и люди стекались отовсюду посещая его, выполняя его упражнения и изучая его мудрость. И вот однажды потомок Пророка, человек большого знания, которого в тех краях называли Мир, прибыл навестить пандита. Он пару раз побеседовал с учителем, а затем отправился в расположенную неподалеку долину. Пандит сказал: "Он попытается вытеснить меня, но вряд ли ему это удастся, ибо святилище наше известно на Востоке и на Западе в течение многих веков". И он стал ждать, что будет делать Мир. Но Мир, далекий от мысли создавать новое святилище, открыл ярмарку с качелями и павильоном брачных знакомств, гадалками и всякого рода развлечениями. Польстившись на эту приманку, последователи пандита, сделали ярмарку Мира местом своих ночных встреч, вследствие чего даршан (собрание) пандита пустел, цветы на его алтаре увядали и не заменялись свежими. В конце концов, пандит в сопровождении немногих оставшихся последователей поднялся на холм, где находилось жилище Мира, и бросил ему вызов, сказав: "Обманом ты увел моих людей. Больше того, пренебрегая даже тем, чтобы внушать им хорошее поведение и благие мысли, ты завез в нашу страну разновидность узаконенного и безрассудного пренебрежения духовными ценностями, что повергает нас в ужас". Мир ответил: "А ты не смог дать своим людям ни развлечений, ни привязать их к своей личности. Уже само твое выражение "мои люди" говорит не в твою пользу. Если бы ты пленил их умы, они отнеслись бы ко мне и моей деятельности, как ко злу, но ты не сделал этого - вот единственное чего ты добился. Однако если бы ты давал "твоим людям" что-либо кроме развлечений, которые ты называешь упражнениями, они бы не так легко прельстились моими развлечениями. Ведь, в конце концов, твои развлечения бесплатные, мои же стоят денег". "Всё не так! - сказал пандит. - Просто люди слабы, и ты сыграл на их слабости". "Если они слабы, - ответил Мир, - а ты не можешь сделать их сильнее, то всякая вещь, и любой человек могут "сыграть на их слабости". Почему же ты не стал силой для слабых, вместо того, чтобы оставаться игрушкой для легковерных?" Именно в этот момент пандит, совершенно выбитый из душевного равновесия этим непривычным для себя опытом, выкрикнул проклятье; "Каш-Мир!", так звучали в местном произношении слова "Кадж-Мир", Кривой Мир или Искривленный Вождь. "Если это кривизна, - сказал Мир, - тогда я хотел бы, и это уже вопрос чести, чтобы и страна эта называлась отныне не Белуристан, но Кашмир, "Страна окольных путей". * * * Узнавай об осах от тех, кого они жалили. Поговорка
ПУТЬ, КОТОРЫЙ КАЖЕТСЯ ВЕДУЩИМ К НИКЧЕМНОСТИ… Вот что сообщают о Хазрате (Бахауддине Накшбанде): Хотя в течение многих лет его считали воплощением степенности и светской обходительности, а также реставратором первоначальной школы суфизма, часто в присутствии своих близких и влиятельных соратников он вел себя, как шут. В течение десятилетий, он брал с них клятвы хранить это в тайне, а также получил от каждого из них заверенное их личной подписью заявление, что он, Бахауддин, склонен к эксцентричному поведению. Они же снова и снова говорили ему: "Хазрат, хотя мы никому об этом не расскажем, нам все же не понятна ваша странность, В таком случае, зачем вы собираете об этом свидетельства, удостоверенные нашими подписями, ведь в один прекрасный день это может стать достоянием гласности и сыграет не в вашу пользу?" Он никогда не отвечал на эти вопросы, пока однажды, на склоне лет, испытывая давление своих влиятельных и высокопоставленных последователей, которые настаивали на собственном толковании его весомости, он стал вести себя самым неожиданным образом. Некоторым же из его наиболее ревностных и наиболее поверхностных последователей было приказано оставить его. "Боже, он сходит с ума! - говорили они. - Подумать только, что в течение стольких лет он был образцом поведения и примером для всего мира..." Тогда Бахауддин предъявил документы, которые показывали, что таким он был всегда, и что именно его последователи пытались заставить его соответствовать их собственным представлениям о человеке учения. В своей книге "Рисалат" (Письма) он говорит: "Очень важной для суфия является способность быть дураком, оставаясь суфием. Он должен быть способен выглядеть идиотом, потому что когда доктринеры монополизируют роль человека учения, должны остаться люди, среди которых существует подлинное учение. Обратите внимание на одну опасность: противодействие по отношению к суфиям для них не опасно, потому что всегда найдутся те, кто будет думать, что противодействие вызвано завистью, и потому продолжат свои попытки следовать по Пути. Но едва только ученым удастся убедить людей в том, что суфии не заслуживают серьезного отношения и не содержат никакой ценности, люди перестанут прислушиваться к суфиям, ведь если в чем и проступает человеческая слабость, так это в том, что человек не хочет, чтобы считали, будто он увлечен пустозвонством. Так пусть же дорога, которая с точки зрения доктринера и фанатика кажется никчемной, остается открытой". * * * Небеса Для клюшки Высочайшего Разума Небесная сфера - самый мелкий из шаров. (Ахлак-и-Мохсини) Птица и вода Птица, никогда не знавшая о пресной воде, Год за годом наполняет клюв водой соленой. (Анвар-и-Сухайли)
АНВАР "Я находился в присутствии Анвара Афифи, - пишет Ифтихари, - когда объявили о приходе посетителя. Вошедший спросил, можно ли сделать так, чтобы ему удалось одно торговое предприятие? Афифи обратился ко мне: "Расскажи ему о своем опыте". Я сказал: "Когда я впервые пришел в это место, то попросил Хазрата Анвара Афифи сделать так, чтобы мои дети стали послушными и исполняли мои желания. Вернувшись домой, я убедился, что мои дети стали образцом послушания. Я велел им осваивать профессии, которые выбрал для них, и они покорно следовали моим повелениям. Но в течение шести лет, после того, как они стали заниматься этими профессиями, каждого постигало какое-то несчастье: кто-то обнищал, кто-то себя обесчестил, а кто-то и умер. Я возвратился сюда после того, как несколько лет сам пытался уладить свои дела. Сейчас меня приняли в караван Анвара Афифи. Теперь единственное, что я всегда прошу у него, это: "Дайте мне то, что мне необходимо, и позвольте мне делать то, что я могу". "Какая чушь! - воскликнул посетитель. - Я обратился за помощью, а вместо помощи меня приглашают присоединиться к нищим". Анвар сказал: "Увы, несмотря на все наше гостеприимство, такого приглашения мы не готовы тебе сделать. Ты пришел за помощью, но в наших силах предложить тебе лишь информацию. Помощь, которую ты желаешь, не может быть предложена в нашей жалкой лавчонке. Нищий может дать только то, что ему позволяют давать другие".
КАЧЕСТВА Кхидр повстречал однажды благочестивого человека и спросил его: "Чем я могу помочь тебе?" Человек сказал: "Мне ничего не надо, но если встретишь на своем пути моих учеников, помоги им". "Как я узнаю их?" - спросил Кхидр. "По именам, которые я назову", - ответил благочестивый человек. "Мы, существа невидимого мира, узнаём людей не по именам, но по их качествам", - сказал Кхидр. Благочестивый человек сказал: "Нет ничего проще, я могу перечислить качества трех моих учеников. Первый - щедр, второй - воздержан, третий - владеет собой". Кхидр пообещал исполнить просьбу, сказав при этом: "Помогать таким людям - мой долг, ибо к тому обязывает моя принадлежность к невидимому правительству". Вскоре после этого, Кхидр заметил на дороге человека, который сам, почти не имея денег, на глазах у Кхидра отдал последнюю монету одной достойной женщине. Однако Кхидр прошел мимо и не помог ему. Затем Кхидр остановился, чтобы послушать, как какой-то человек проповедовал людям воздержание и молил Бога о помощи в его трудах. Кхидр и ему ничем не помог. Наконец Кхидр повстречал третьего человека, который прыгал от радости, поскольку остался жив, хотя был жестоко искалечен. Кхидр не подошел и к нему. Возвратясь из путешествия вокруг света, Кхидр снова повстречался с благочестивым человеком, и тот спросил его: "Ну что, встретил ты моих учеников? Ты помог им? " Кхидр ответил: "Хотя я обязан был помочь всем достойным людям, попадавшимся на моем пути, но так и не встретил трех достойных, о которых ты говорил мне". "А можешь ли ты описать кого-нибудь, кому ты не в силах был помочь?" - спросил благочестивый. И Кхидр рассказал ему о трех встречных. "Но это же те самые, о которых я говорил тебе!" - воскликнул благочестивый. "Если они делали то, чему ты научил их, - сказал Кхидр, - то, может быть, ты и благочестив, но, к сожалению, сбился с пути. Первый человек, отдавая свои последние деньги, получал удовольствие от своего поступка, чем тут же и вознаградил себя за это: где тут щедрость? Второй человек кое в чем был воздержан - но алчен к обращению других и получению божественной милости; от алчности такого рода он не воздерживался. Третий человек кое над чем обрел власть, но только не над собой". * * * Люди Именно люди составляют семью Бога. (Пророк Мухаммад)
АНВАР АББАСИ Анвар Аббаси снискал славу благодаря своей поэзии и игре на ситаре. Почти каждый вечер люди собирались в его доме послушать игру хозяина. Когда музыкальные выступления Анвара заканчивались, некоторые оставались послушать его беседы о восточной философии (хикмат-и-машрикиййа). Те, кто посещал Аббаси, считали его образцом тончайшего поведения, а также человеком, безупречная учтивость которого, представляла собой пример для изучения. Но когда его приглашали в другие дома, он вел себя совсем иначе. То в одном, то в другом доме он раздражал именитых гостей. Сам он являлся в гости с опозданием, прерывал ученые беседы, в любом обществе оспаривал мнение, по крайней мере, одного из присутствующих. Однажды он объявил, что его обучающая миссия выполнена, и что отныне он порывает с теми, кто желал у него учиться. Затем он покинул страну, и больше его не видели. Все, кто был озадачен его поведением, пришли к Фирозу Андаки - ярому давнишнему оппоненту Аббаси, и попросили его просветить их. Фироз сказал: "Вы хотите услышать критику на Аббаси, но должен сказать, что только недавно мне открылось, каким великим человеком он был. Я считаю его своим учителем и поведаю вам кое-что о величии его учения, передаваемого посредством личного примера и демонстрации, что находится за пределами нашего обычного уровня понимания. Аббаси так мало заботился о своей репутации, что пустил ее на топливо для поддержания пламени своего учения. Когда он затевал споры, девять из десяти говорили: "Как это грубо!" Десятый же говорил: "Он делает очевидной всю нелепость спора". Вместо того чтобы укреплять свою славу и уважение среди людей, он предпочел укреплять истинное учение ради блага тех, кто способен принять это учение". * * *
Бедное, жадное существо, куда бы он ни бежал, Он гонится за пищей, а смерть гонится за ним. (Саади) Возможно, ты и сумеешь проглотить кость, протолкнув ее через горло, Но если она попадет в желудок, то разорвет тебя изнутри. (Гулистан) Учеба без практики, все равно, что соты без меда. (Анвар-и-Сухайли) ЗАЩИТА Рассказывают, что некто сказал Сахлу: "Многих, вполне достойных людей задевают твои слова и поступки. Говорят, это происходит из-за того, что ты не идешь с ними на компромисс, а в результате развитию понимания Суфийского Пути наносится вред. Не мог бы ты, если такая просьба уместна, пояснить этот вопрос?" Сахл сказал: "Единственное, как могут Люди Пути защитить Путь и учеников от ущербных мыслителей и разрушительных элементов - это сделаться неприемлемыми для таких людей. Хищный зверь отойдет от тебя, если ты ему не нравишься, так что необходимо внушить ему отвращение к себе, коль скоро нет способа защититься от него как-то иначе. Таким образом, когда люди говорят: "Ты так и не смог объяснить мне свои поступки", - это может означать следующее: "Будучи для меня непонятным, ради собственного спокойствия ты сделал все, чтобы я избегал тебя". * * * Пусть кое-кто восхищается фальшивым золотом, На монетном дворе подделку все равно обнаружат. (Руми)
АРИСТОКРАТ Имам Юсуф из Самарканда рассказывает: "Я изучал свидетельства о чудесах и репутации Хашимитского Рода, и мне подумалось, не может же быть простым совпадением или абсолютной выдумкой тот факт, что к этому роду принадлежит так много духовно возвышенных людей. В итоге я решил встретиться с Сейидом Нури Шах-и-Хуссейни, который жил в великолепном дворце, в окружении всевозможной роскоши, и отправился к нему. Он принял меня в свою компанию, но когда бы я ни заводил разговор о том, что он, согласно своему наследию, должен являться хранителем знания внутреннего руководства, он тут же менял тему. В конце концов, я сказал ему: "О, повелитель Принцев! Ваша репутация и притягательность основана на широко известном факте Вашего происхождения из Рода Избранных. Почему же в таком случае вы избегаете говорить об этом?" Тогда он сказал: "Ты выследил меня по моим следам. Должны ли мы по-прежнему обсуждать эти "следы на снегу или на песке", или ты здесь, чтобы учиться?" Я был поражен этой мыслью и тут же осознал, что он прав, и что все досужие рассуждения об этой науке слишком поверхностны. Тогда, осмелев, я задал другой, ставивший меня в тупик, вопрос: "Как может духовный мастер жить в такой роскоши, ведь это не вяжется с традицией?" Он спросил меня: "Ты когда-нибудь замечал, чтобы я пользовался преимуществами своего окружения?" "Нет, не замечал", - ответил я. "В таком случае, - продолжал он, - я открою секрет, и ты будешь хранить его до моей смерти. Можно укрываться двумя способами: прятаться в тайном месте или жить в атмосфере, которая защищает тем, что она тебе не соответствует". * * * Долг - это ножницы дружбы. Человек может перерезать себе горло собственным языком. Клетка без птицы - барахло. (Саади) Невезучий Считай себя невезучим лишь в том случае, если ты пошел в гробовщики, а люди перестали умирать. Поговорка
ПЕЧАЛЬ И РАДОСТЬ Сказали дервишескому мастеру: "Ты делаешь себя посмешищем для посторонних наблюдателей. Твоих друзей это печалит, и это доставляет радость твоим противникам, после чего им легко убедить других, что ты ничтожество". Он ответил: "О, друзья, рожденные для счастья! Вы увидели половину, а думаете, что увидели целое. Попытаюсь в последний раз объяснить вам. Я выгляжу глупцом для тех, кого хочу разочаровать. Если бы мои друзья были настоящими друзьями, они искали бы этому именно такое объяснение, а не испытывали печаль. Принося радость своим противникам, я даю им возможность осознать, что их радость струится не в том русле и основана на поверхностной оценке". * * * Дух - зеркало, тело - ржавчина. (Диван-и-Шамси Табриз) Хоть тресни, а черный ворон белым соколом не стянет. (Анвар-и-Сухайли)
МАГ Жил был человек, который много путешествовал по свету и учился везде, где только сохранилось подлинное обучение. Он вел такой уединенный образ жизни, что мнения о том, кто же он на самом деле, разделились: или он благочестивый и достойный человек, или, возможно, маг, алхимик, а то и астролог, последователь каких-нибудь предосудительных учений. В конце концов, его дом стали осаждать люди двух категорий: те, кто хотели бы получить его благословение, окажись он человеком духовного учения, и те, кто хотел бы заручиться его поддержкой в том или ином мирском начинании, если окажется, что он мастер тайных наук. В конце концов, за этим человеком, а звали его Абдулвахид, сын Асвада, установилась репутация мага и чародея. После чего люди, воображавшие себя искренними и достойными, отвернулись от него. Те же, кто надеялся получить пользу от его магического искусства, продолжали добиваться его расположения. Но как только последователям магии и любителям талисманов и амулетов удавалось встретиться с ним, он быстро отвращал их от себя. Обычно он убеждал их в том, что только притворяется магом. Этим приемом ему удавалось избавиться от них быстрее и надежнее, чем как-либо иначе. И вот, к его обычной репутации мага прибавилась еще одна, распространяемая разочарованными искателями, - слава шарлатана, каковым и стали его считать даже в этом сомнительном искусстве.
|