Студопедия — ЗА ПОКРОВОМ 8 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЗА ПОКРОВОМ 8 страница






Другие примеры см. в моей книге "Мудрость идиотов".

РАЗОЧАРОВАННЫЙ

Согласно суфийскому мышлению сущностная, простая и высшая истина лежит в основе сложных и многослов­ных формулировок, находящихся на более "низких уров­нях". Суфийский метод "разбрасывания", однако, под­вергнет учащегося многочисленным экстраполяциям этой истины так, чтобы в его уме могла созреть мысль: "Извес­тное - это мост к неизвестному".

УБЕЖДЕННОСТЬ

Люди, изменяющие свои мнения, обычно уверены, что поступают так всегда по разумным причинам. Это посто­янно отрицалось суфиями, и последние изыскания запад­ных исследователей показывают, что есть другие, ранее неизвестные, причины для изменения мнения. Профессор Уорд Эдвардс (Лаборатория технической психологии Ми­чиганского университета) в 1969 году показал, что хотя люди могут придти к решению на основании уже извест­ных им фактов, они испытывают огромную трудность в пересмотре своих заключении, даже когда их вынуждает к этому очевидность вновь представленных доказательств.

СОБИРАТЕЛЬ СВЕТА

Суфийское обучение в первую очередь направлено на подготовку учащегося к переживаниям, которые в про­тивном случае смутили и подавили бы его: "Низшее пре­образуется контактом с высшим".

ТОЛКОВАНИЕ

Формальное принятие ученика мастером является не началом контакта, но внешней демонстрацией отноше­ний, которые уже существуют. Суфии взаимодействуют с учениками посредством таких упражнений, как сохбат (дружеское общение), когда не произносится ни слова, но что-то передается от мастера к ученику. Такая концеп­ция еще недавно показалось бы западным мыслителям в высшей степени дикой. Доктор Э.Р. Джон (в "Сайенс" - Science, vol. 159, p. 1489) сообщает, что кошки могут "изу­чать" опыт других кошек с помощью простого общения с ними: "Кажется, что наши предки со своей системой подмастерий, пассивно наблюдавших за своими мастерами, как и наблюдающие кошки, также "знали" этот секрет". (Работа в Лабораториях Исследования Мозга в Нью-Йоркском медицинском колледже, о которой сообщалось в "Нью Сайентист" – New Scientist, April 11th, 1968, p.89).

ЮСУФ, СЫН ХАЙУЛЛЫ

Противодействие суфизму (попавшему в Европу через Андалусию, и названному Роджером Бэко­ном в Британии "Восточной Мудростью") на Востоке было хотя и не ус­пешным, но, во всяком случае, непрерывным. Многие ны­нешние западные мнения о суфиях своим происхождением обязаны именно этому факту. Смотрите мою книгу "Су­фии".

В КИТАЕ

Суфийское знание, как подчеркивают Руми, Санаи и Ибн Араби, имеет мало сходства с техническими приема­ми и внешним видом "религии", "философии", "мистицизма", и другими учениями того же уровня, хотя его связь с ними узнаваема.

ВЫЗЫВАТЬ РАЗДРАЖЕНИЕ

Суфий осведомлен о вероятной реакции своего коррес­пондента и учитывает ее в своем действии. Здесь пример "невоспринимаемого обучения". Однако более общепри­нятыми являются примеры обучения, когда суфийский учи­тель, чтобы предотвратить субъективные реакции цели­ком самоустраняется от эксперимента. Недавний доклад, сделанный в Гарвардской медицинской школе ("Таймс" - The Times, London, June 26th, 1969), озаглавленный "Пациенты болеют из-за психиатров", объясняет, как ожида­ния индивидуума, когда он знает, что врач рядом или дол­жен прийти, заставляют его действовать определенным образом.

ОБЕСКУРАЖИВАНИЕ ПОСЕТИТЕЛЕЙ

Необходимость социальной или эмоциональной состав­ляющей в ситуации обучения отрицается суфиями, в пику другим движениям, чьи сторонники неизменно, в теории или на практике, стараются включить в "обучающие" кон­такты столько субъективных и общественных составляю­щих, сколько это возможно. Удивительная параллель с суфийской настойчивостью по поводу того, что тонкая форма коммуникации воздействует на человека сравнительно сильнее, обнаруживается в научной работе, где показано, что все живые существа, включая человека, становятся "неве­роятно чувствительными" к волнам чрезвычайно слабой энергии, когда исключены воздействия более грубые. (Смот­рите книгу М. Гоклина "Космические часы" - The Cosmic Clock (London, P. Owen, 1969), стр. 138 и далее, 144 и 169, цитирующую новую научную работу).

БАХАУДДИН

Проявившаяся по случаю прямота Бахауддина Накшбанда, а также прямота других учителей Центральной Азии воплощена в Джами (смотрите "Сказки дервишей") и в Наджмуддине Кубре (смотрите "Су­фии").

ЧТЕНИЕ

При достаточном количестве ревностных доктринеров, традиционными способами монополизирующих обществен­ное внимание и часто противостоящих суфиям описан­ным здесь образом, такое происшествие вполне могло слу­читься и в прошлом. Но в этой истории, в лице "ученых" и "коня", содержится также намерение описать опреде­ленные автоматические умственные процессы.

ГЛАЗА И СВЕТ

Салим из Мерва был известным суфием девятнадца­того столетия. Есть другой традиционный ответ, часто ци­тируемый суфиями: "Не солнце виновато, что сова под­слеповата".

КАСАБ ИЗ МАЗАРА

Касаб, означает "мясник" - это поэтическое имя "того, кто расчленяет туши неуместных предположений, чтобы сделать их части готовыми к усвоению правиль­ным образом".

УСВОЕНИЕ

Здесь характерным образом подчеркивается разнооб­разие содержания и воздействия суфийского учения.

ЦЕЛЬ

Суфии не получают разрешения учить до тех пор, пока не станет ясно, что у них нет побуждения обучать, своеоб­разной маски, скрывающей жажду внимания или власти. Так что в суфизме "призвание свыше" имеет особое зна­чение и никак не связано с убеждением, будто работу нужно расширять. Учительство, поэтому, основывается на спо­собности, а не на желании.

ПИЩА ПАВЛИНА

Это иллюстрация на суфийскую тему о том, что в жиз­ни дервиша есть работа, как для настоящего, так и для будущего: "Другие сеяли для меня, я сею, для тех, кто придет".

СОВЕРШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК

Цель дервиша - результат, а не видимость. Психиатр А. Реза Арасте весьма интересно рассматривает Джалалуддина (Руми Персиянин - Rumi the Persian, Lahore, 1965), делая упор на опыте, а не на системе. Независимо от того, получит ли это исследование признание, уже то, что оно было доброжелательно принято доблестным доктором Эрихом Фроммом и последний признал, что Руми облада­ет "глубоким прозрением относительно природы челове­ка", внесло свой вклад в нынешнюю высокую оценку суфизма, как высшего изучения человека человеком, а не как еще один мистико-религиозный коктейль, разновид­ность системы обусловливания, согласно прежним пред­положениям.

НЕ ПОРА ЛИ ТЕБЕ

Этот принцип, что любая фаза суфийской работы пред­назначена для определенного сообщества и изменяется вместе с аудиторией - один из тех, что чаще всего нару­шается "организованными"' суфистами, чьи сторонники, хотя они и больше всего на виду, в качестве суфиев при­знаются суфиями меньше всего.

ТЫСЯЧА ДИНАРОВ

Эта история из Аттара (материалы о нем см. в книге "Суфии") иллюстрирует, как чувство обладания деньгами может сопровождать предполагаемую отрешен­ность от них. Похожие сказки можно найти в книге "Путь суфия".

СУРОВОЕ ИСПЫТАНИЕ

Джунайд, Шибли и Харари - трое из ранних класси­ческих мастеров. (См. Книги "Суфии", "Сказ­ки дервишей" и "Путь суфия").

ЛЮДИ И ВЕРБЛЮДЫ

"Как вверху, так и внизу". Одно из многочисленных описаний суфийского восприятия в форме притчи.

ВОСКЛИЦАНИЕ, КАК ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Как и во многих насреддиновских историях, суфий передразнивает мысли и поведение своей аудитории, чтобы дать ей возможность изучить их, как в зеркале.(См. кни­ги "Подвиги несравненного муллы Насреддина", "Шутки уди­вительного муллы Насреддина").

УСПЕХ В УЧЕНИЧЕСТВЕ

"Способность, а не желание" - самые важные факто­ры в суфийских поисках. Поначалу может явиться вдохно­вение, но только способность делает его эффективным, открывая возможности прогресса на Пути.

ГРАНАТЫ

Все подлинные суфийские учителя испытывают потен­циальных учащихся, чтобы узнать, не желают ли они полу­чить время, внимание, удобства или даже неудобства боль­ше, чем знание и прогресс. Этот рассказ и о том, как время может быть уделено для психотерапии, но не для просветления.

АБДАЛИ

Иллюстрация повторяющегося, и порой неожиданного для ученика состояния, когда он ждет от учителя каких-то преимуществ для себя, а не указаний.

ОСВОБОЖДЕННЫЙ

Нури значит "от света", потому что о нем говорили, что он сияет в темноте, когда обучает. Был учеником Сари ас-Сакати (см. книгу "Суфии"), умер в 908 году нашей эры. Был сподвижником Джунайда, который называл его Шпионом Сердец (Джасус аль-Кулуб), из-за его знаменитой способности читать мысли. Вот одно из чаще всего вспоминаемых его высказываний: "Это место - земля - для служения Богу и для достижения единства с Богом". Его полное имя - Хазрат (присутствие) Абуль-Хуссейн Ахмад ибн Мухаммад эль-Нури.

МУСА ИЗ ИСФАХАНА

Этой суфийской способностью быть мире, но не от мира" обладало удивительно большое число адептов - людей выдающихся в мирской деятельности, а также иг­равших важную роль в суфизме. Раскрытие в себе мирс­ких способностей (суфием) настолько очевидно, что счи­талось отличительным признаком суфия среди мистиков иного толка, которые или полностью исключают себя из мира, или слишком выделяются в мирских делах. (См. мою книгу "Магия Востока").

САНДАЛИИ

Тщательно подобранные курсы для суфийских учащих­ся, которые можно обнаружить в ситуациях обучения, подражатели часто использовали как системы для общего применения. Сказанное Гулям-Шахом, и другие подобные замечания следует читать в этом свете.

БОРЬБА

"Суфий, посредством аналогии, находит материал для своего развития на любом уровне материала или смысла" (Шейх Надаф).

ВОПРОШАЮЩИЙ ИЗ ЙЕМЕНА

Утверждается, что суфийские книги написаны не толь­ко для временной аудитории, но выполняют также функ­ции, в других культурах вообще не признаваемые за фун­кции, присущие книгам. Одна из причин, по которой суфии приобретают личные экземпляры книг, та, что многие шейхи настаивали на том, что книга, изучаемая более чем одним человеком, отдает часть своей сути и может некоторым незаметным образом истощиться.

ПУТЕШЕСТВИЕ МИНАИ

Существование в жизни скрытого узора - часто повто­ряющаяся тема в суфийских историях. Минаи значит "эмалыцик". (Сравните истории в книгах "Сказки дерви­шей", "Караван сновидений", "Размышления" и "Путь суфия").

 

ТОЛЬКО ТРИ ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ

Эта поразительная история о Кхидре подчеркивает два подхода в жизни: господствовать над своим окружением, или понять его, чтобы затем уже решать, где гармониро­вать с ним, а где устанавливать господство.

ДВОРЕЦ ЧЕЛОВЕКА В ГОЛУБОМ

Такая экскурсия, как эта, когда дервиш намеренно ис­пытывает людей, чтобы увидеть, проявляют ли они спе­цифические особенности, и воспринимают ли они сами эти особенности, часто встречается в жизни мастеров и в заданиях, для учеников. (Сравните "Сказки дервишей" и "Караван сновидений").

ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ЖАЖДАЛ ЗНАНИЙ

Широко распространено поверье, особенно в окружа­ющих суфизм фольклорных историях, что подлинные мас­тера являются "космическими посредниками Тайного Народа", который управляет землей с незапамятных вре­мен и ради вечных целей. (Сравните мои книги "Место назначения - Мекка" (издана в России в составе книги «Караван сновидений» под названием «Паломничество в Мекку») - Destination Mecca (London, "Octagon Press", 1969) и "Суфии").

МАНТИЯ

Особая форма упражнения для развития памяти - это один из технических приемов суфийской "практи­ческой философии".

НЕНАПИСАННАЯ ИСТОРИЯ

Общее заблуждение (когда эмоциональность путают с религией или добродетелью) свято чтимое, поскольку оно глубоко внедрилось в официальное мышление и имеет свои социальные корни, в действительности делает человека беззащитным перед разного рода манипуляциями, как в конструктивном смысле, так и наоборот.

ПРЕДАНИЕ О СКОТОВОДЕ

Притча о происхождении, деградации, таинственном возрождении и окончательном упадке идейных систем, в индивидууме или организациях.

ФОРА

Эта история - "внутреннее упражнение" и составлена таким образом, чтобы читатель мог усвоить ее и удержи­вать на ней внимание в медитации. Эффект подобных ис­торий, как было отмечено несколькими критиками, на первый взгляд, банален хотя история может оказать впол­не желательное воздействие на ум читателя. Интересно наблюдать спонтанную реакцию думающих читателей. Например, литературный редактор Лондонской "Ивнинг Ньюс", касаясь литературы такого рода, говорит; "Вы дол­жны сопротивляться первоначальному порыву отнести все эти сказки к разряду псевдоглубоких, и сразу отбросить их. Если вы проявите настойчивость, то обнаружите, что странные маленькие жучки откладывают яйца в вашем подсознании, из которых через день или два начинает вы­лупляться видоизмененное поведение". ("Взгляд на кни­гу" - "A look at a Book", July 15th, 1969).

МЕХАНИЗМ СОБЫТИЙ

История для медитации, имеющая целью ознакомить ум с определенными структурами мышления, которые редко доступны с помощью обычных способов. Сходные материалы содержатся в книге "Размышления".

ТРИ ДЕРЕВНИ

Эта история, не будучи поучительной, предназначена для того, чтобы дать возможность сознанию ученика со­средоточить внимание на взаимосвязи мыслительных про­цессов, специфически олицетворенных здесь людьми и со­бытиями. Суфии предлагают такие форматы в виде рассказов, чтобы обеспечить их передачу в расчете на их пересказ ради развлечения. Другие примеры находятся в книгах "Сказки дервишей", "Мудрость идиотов" и. "Караван сновидений"

СУТРА ОТ НЕБРЕЖЕНИЯ

Сутра - это ширма или иной предмет, ограждающий человека во время молитвы от возможного источника от­влечения внимания. Это название используется здесь, что­бы указать, как сама сутра может стать объектом, привле­кающим к себе внимание, превращаясь таким образом в преграду для эффективного мышления.

СНАДОБЬЕ

Эта тема для медитационного развития, и, как таковая, не предполагает комментариев.

В СТРАНЕ ДУРАКОВ

Это собрание шуток предназначено облечь в челове­ческие формы образцы индивидуального мышления и указать на социальные эпизоды, подлинные и вероятные, которые параллельны работе ума. Джефри Григсон, вы­дающийся литературный критик, недавно отметил ("Кан­три Лайф" - Country Life, November 21th, 1968) необыч­ный и выгодный психологический эффект суфийских "шуток"; он пошел настолько далеко, что назвал их "до­полнением к языку".

ЧЕЛОВЕК И СУФИЙ

Прецедент суфийского утверждения, что человек в ос­новном есть проекция собственного воображения, и все еще не ведет себя как человек. Мулла Нуруддин Абдуррахман Джами (1414-1492) был знаменитым суфийским поэтом, суфием накшбанди и преподавателем в специаль­ном высшем учебном заведении в Герате. Он написал про­изведение "Семь тронов", из которого, как говорят, Лоуренс Аравийский позаимствовал название своей главной работы "Семь столпов мудрости".

КНИГА

"Проникающая история", которую, должны знать суфии многих орденов. Некоторые аспекты особых дервишеских историй рассматриваются в моей статье "Обучаю­щая история" - The Teaching Story (в философском жур­нале "Пойнт" - Point, Winter 1968-9).

ДЕРВИШЕСТВО

Это относится к определенному дервишескому ум­ственному "упражнению на последовательность" (здесь ссылка на "вчера, сегодня и завтра"), предназначенному для того, чтобы дать учащемуся способность возвысить свое мышление до уровня иного цикла, вне проторенной человеком колеи.

ЗАЛ РАЗМЫШЛЕНИЙ В ДУШАНБЕ

Подчеркивается бесполезность заданий, если они ста­новятся просто утомительными обязанностями, и необ­ходимость контролировать экзальтированное отношение к учителю. Комната Дар аль-Фикр рассматривается как инструмент, а не место, стимулирующее эстетические удо­вольствия.

КАК УЧИТСЯ НЕЗРЕЛЫЙ УЧЕНИК

Пример истории, находящейся в обращении, запи­санный и сохраняемый для целей обучения только с раз­решения мастера. Таким отрывкам часто назначается срок, по истечению которого их нельзя использовать, или оп­ределяется дата, начиная с которой они вступают в фазу "активности", что само по себе может предшествовать фактическому событию. Этот обычай вызывает у специа­листов по хронологии бесконечные затруднения в дати­ровке документов.

КИРПИЧИ И СТЕНЫ

Тема вечно меняющейся внешней формы суфизма, что служит источником величайшего замешательства для уче­ных, движимых самыми лучшими побуждениями; в этой захватывающей истории выражена в лаконичной форме.

ЯМА И НИТЬ

Суфийская работа в целом часто требует, чтобы даже великие личности прошлого со временем становились лишь частью узора развития. Эта доктрина сверхзамены позволяет суфиям действовать непрерывно через альтер­нативных учителей, лишая учеников удовлетворения, свя­занного с культом личности. По поводу теории "Содержа­ния, а не содержимого", смотрите мою книгу "Книга книг".

БЕЛКА

Во внешней форме деятельности, включающей ее со­циальный аспект, быть может и приятный, относительно невежественным ее участникам, восприимчивый человек может увидеть источник страданий, которые постигнут че­ловека на другом уровне или то, что воспрепятствует его прогрессу в некой другой области. Именно демонстрация этой концепции (а не воображаемая любовь к насекомым) причина того, что некоторые дервиши прикрепля­ют бубенцы к своим туфлям, чтобы, так сказать, "предуп­редить жучков" о своем приближении. Многие летописцы в своем буквализме, принимая фигуральное за буквальное, зашли так далеко, что готовы были вообразить, будто Ди­оген, и в самом деле, ходил днем с огнем в поисках чело­века, если бы правильное значение этого предания для них тщательно не разжевали.

БАХАУДДИН НАКШБАНД СКАЗАЛ

Замечание Бахауддина: "Ожидание бывает двух видов: ожидание чего-то предвиденного, как восход солнца, и ожидание чего-то прежде не пережитого, как высшее зна­ние. Суфизм имеет дело с последним. Вот почему суфизм готовит людей к тому, чего следует ожидать",

СВОЙ

"Спорщик без препирательств даже в рай не войдет". - Пословица.

ТРИ ДОВОДА

Эта история понимается в том смысле, что суфии, со­гласно своим утверждениям, одни только способны не поддаться манипуляциям, которые, как они говорят, явля­ются для формальной религии средством ее поддержания. Но в суфийских школах этот анекдот применяется, чтобы подтвердить факт, что ум обладает дополнительной функ­цией, которую можно развить.

ИЗГНАНИЕ

История иллюстрирует абсурдность применения обыч­ных сравнений, относительно предполагаемой связи "это­го мира и мира иного". Достоверный суфийский материал на эту тему можно найти в книге: "Суфийские тексты" - Textos Sufis, "Календар", Buenos Aires, 1969.

ЛЕКАРСТВО

Инструкции учителя основаны на невидимом узоре, и, следовательно, соблюдение любых правил имеет величай­шую важность. Некоторые типичные правила даны в моей книге "Магия Востока" (глава 7) и книге "Суфии". Имитаторы, видя, что суфии противятся слишком большому количеству правил, иногда создавали группы совсем без всяких правил с проистекаю­щим из этого хаосом.

ОТВЕТ АНСАРИ

Здесь намек на независимость суфийского сообщества, и первенство, признаваемое за его адептами во многих местах. Традиционно потомки Пророка (включая Бахауд­дина) стоят на ступени более высокой, чем монархи, не относящиеся к роду хашимитов, поскольку никакая госу­дарственная власть не может жаловать или лишать шарифа или сеййида титула. (Сравните: Сэр Олаф Кароу, в газете "Тайме" - The Times, London. November 25th, 1967, пись­ма редактору).

ДАРЫ

Это упражнение предназначено обучить тому, как из­бегать поспешных предположений и более пристально сле­дить за ситуацией. Пока лишь немногие осознают, что традиционные материалы, вроде этого, привлекают вни­мание научных исследователей. Интересный современный тому пример - Исследовательский меморандум "Раскры­тие человека" - The Unfolding of Man (EPRC- 6747-3) выдающегося профессора Клаудио Наранхо, подготовлен­ный им в Стэнфордском Исследовательском Институте при содействии Исследовательского бюро Министерства обра­зования США в Вашингтоне. Всего несколько лет назад любое исследование "человеческой трансформации" под таким солидным покровительством было бы немыслимо.

ЛИС, ПРЕВРАЩЕННЫЙ В СУФИЯ

Типичный пример развлекательного анекдота, с при­сутствием чудотворных сил, часто приписываемых разви­тым суфиям, и других интересных особенностей. В суфийских кругах эта история считается содержащей и важную внутреннюю структуру для умственного развития.

КОГДА К ТЕБЕ ПРИХОДИТ ЧЕЛОВЕК...

Мастера (Хваджаган) известны своей специализацией в телепатическом общении с учениками и другими людь­ми. Полагают, что этот метод, помимо прочих преиму­ществ, снимает необходимость пробираться в обход субъективных психологических состояний подходящих кандидатов, предоставляя "сердцу говорить с сердцем".







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 374. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия