Концепции культурн. разв-я страны у большевиков в нач. не было. Она фор-мир. в процессе своего претворения в жизнь. Весной 1917г. Ленин пишет мат-лы к наброску партийн. прогр. Идеология формир. одновременно с пар-тией. По Ленину – бытие определяет сознание. Базис – фундамент общ. ус-ва – экономика, а сознание – это надстройка. Базис имеет определяющ. влияние, а надстройка – вторична. Нужно менять базисные отн-я. Когда происх. изме-нение строя, идеологии, то мен-ся и к-ра=> при большевиках должна прои-зойти культурн. рев-ция. Пон-е бществ.- эконо-мич. формации; происх. сме-на одной формации другой. По Ленину к-ра каждой последующей (новой) формации заведомо гораздо совершеннее, чем у предшествующей. Нов. соц. к-ра лучше старой буржуазной. Пренебрежение к предшествующ. культур-ным этапам, достижениям, лучшее все то, что способствует строительству социализма. Критерий – возможность приспособить то, что подходит для идейных установок партии. Из культуры вычеркивались отдельные имена и напр-я. Право решать проблемы культуры принадл. вождям. Большевизм внес идейное оправдание гражданской войны. Основы культурн. пол-ки большевиков: 1. политизация к-ры; 2. её огосударствлевание; 3. монополия большевист. идеологии, руководящ. роль компартии, отсут-е плюрализма. В любой к-ре есть своя мораль, большевики созд. свою. Сформир. биморализм – одобрение одних поступков по отн-ю к своему и осуждение тех же поступ-ков, совершен. врагом. В 1920г. на 3-ем Съезде Комсомола Ленин поднял вопр. о морали – нет един. морали, мораль – это пон-е классовое=> происх. деморализация к-ры – большевики пришли к выводу, что к-ра может не быть гуманной, моральной; она способна перешагнуть через мораль.
3. 1-е декларации, законы и меропр-я Сов. власти в сфере культурн. жизни (ноябрь 1917 - лето 1918).
В это время формир-е основных предст-й нов. власти о культуре и культурн. политике. Большевики пытаются определить задачи культурной политики, их программа полностью заимствована. Задачи: 1. право насел-я получ. образо-вание на родном языке – национальные школы; 2. всеобуч – бесплатное и обязательное обучение для асех; 3. отделение школы от церкви, созд-е светс-кой шк.; 4. гос. помощь бедным учащимся; 5. широкое привлечение населе-ния к делу обществен. образования. Осень 1917 – декларации, 29 октября – Обращение к гражданам России об образовании. 30 октября – воззвание к гражданам. Декабрь 1917 – декрет об отделении школы от церкви. Значите-льная часть интеллигенции выступает против деклараций. Программное заяв-ление «О свободе слова» 27 октября о закрытии газет, которые выступили против большевистского переворота. Разочарование интеллигенции в рево-люции, в рез-те этого возн. конфликт между властью и интеллигенцией. Фор-мир-ся аппарата управления культурой. 9 ноября 1917 г. создается комиссия по просвещению. ¾ комиссии большевики. Формир. наркомпрос НКП – многоотраслевое управление, которое охватывало лит-ру, просв-е, искусство и т.д. С 1918г. на местах формируются отделы народного образования (ОНО) =>формир-ся сеть по упр-ю к-рой в общегос. масштабе. В янв. 1918г. созд. Гос. учетный совет (ГУС). 1918 – экспериментальный отдел ВСНХ - задача поставить культуру на нужды социализма. Создается сис-ма чрезвычайных органов для решения сложных задач: ВЧК ликбеза – для преодоления безг-рамотности. Создаются ревкомы - внутри учреждений культуры и образова-ния из числа сочувствующих. Создание института военных Комисаров – там назначенцы большевиков, которые несут личную ответственность за состоя-ние дел в культурной отрасли. В рез-те этих меропр-й созд-ся жесткая, мно-гоуровневая система управления культурой. Аппарат управления формиро-вался через выдвиженчество – назначение на должность по принципу личной преданности. Пути выдвиженчества: 1. партийная мобилизация; 2. на основе личного поручительства; 3. по классовой принадлежности. Это приводит к резкому падению профессионализма в сфере управления культурой.