Культурная политика в период НЭПа.
Основной метод – метод красногвардейской атаки: подавление всех чуждых элементов культуры, чистки учреждений культуры, мобилизация специалистов, метод поощрения сотруднич-ва, финанс. награды. Этот метод не адекватен к-ре. Происх. раскол среди интеллигенции и нач. массовой им-миграции. 1920-28 - сочетались элементы красногвардейского натиска и нов. элементы политики. С 1921 – кризис финансир-я к-ры; средства иссякли. Почти на 100% сняты с довольствия гос. бюджета. С этими проц. боролся Лу-начарский. Реально действовали только 4% объектов, кот. завис. от гос. бюд-жета. 1922 решение о частичном допущении частного капитала в зону к-ры – книгоиздание, кинопроиз-во и кинопрокат. С 1922 созд. цензурные организа-ции, подчин. правительству (Главлит, главреперком). Любая печатная про-дукция должна получ. разреш-е цензора. На местах комиссия по контролю за репертуаром, а в целом, комитет по репертуару. Предварительный просмотр всех мероприятий. Стали провод-ся субботники, на кот. восстан. школы и объекты к-ры. Отчисл. из з/п часть средств в пользу школ. Возникает 2 орг-ции: Общ-во долой неграмотность (ОДН), Общ-во друг детей (ОДД). Орг. общ. помощь педагогам, детям. Сохр. значит. силовой контроль. 1922 комис-сия по изъятию церковных ценностей. В том же году - высылка интеллиген-ции; искали основания для этого. Происх. дальнейш. усиление механизма партийн. рук-ва к-рой. Формир-ся сис-ма номенклатурн. кадровой пол-ки. Назнач-е на должн-ти опред-ся решением политбюро. Все органы культуры стаи возглавл. партийные назначенцы. Внутри всех учрежд-й к-ры стали созд-ся фракции – партийные ячейки. Был созд. универсальн. механизм уп-равл-я. Но вместе с тем, на практике, гос-во не могло охват. все сферы к-ры. Основное внимание гос-ва: сфера образования, подготовка кадров вузов. Особенность – склад-ся един. культурн. пространство союзного гос-ва. Происх. рост к-ры в нац. регионах.
6, 7. «Соц. наступление» в сфере к-ры в к. 20-х нач. 30-х; 30-е – нач. 50-х. В 1928г. была провозглаш. культурн. рев-ция. Начин-ся некоторые меры в обл-ти к-ры: чистки в культурн. учрежд-ях; объвл-ся враждебн. некоторые стили к-ры. 1. к-ра стан-ся объектом планирования; 2. провозглаш. общ. идею о форсирован. строит-ве соц-ма; 3. происх. вытеснение не соц. элементов. Основные черты культур. политики: 1. усиление изоляции советской культу-ры от западной и дореволюц.; 2. упрощение и огрубение механизмов управ-ления культурой – полное огосударствление органов культуры. Оновные ме-тоды решения культурн. задач: компании – разоблачение врагов народа, ликвидация неграмотности взрослых, преодоление беспризорности, компа-ния всеобуча. Формируется к-ра тоталитарного типа: полное огосударствле-ние, дерективно – командный стиль управления, политический контроль, ме-тод репрессий, дегуманизация, теряются субкультурн. характеристики. В период ВОВ культура переживает метаморфозы – возрастают гуманистичес-кие черты. Происх. восстан-е лирич. поэзии, песни. 1946 – серия компаний с целью ликвидации субкультурных гуманистических явлений.
8. Культурная политика сер. 50 –сер. 60-х гг. 2 этапа: 1) период оттепели – 53- 54 гг.: отказ от предыдущ. догм и оценок, освобожд-е многих деятелей к-ры из лагерей (они принесли с собой нов. жизн- предст-я, их жизн. опыт стал отражаться в творч-ве), смена соц. парадигмы, некоторая гуманизация политики. С 54-56 большая открытость миру. Ослабляется цензура. Появл. поэтич. клубы, квартирные выставки. Сов. журналы ставят на обсужд-е нов. вопросы (Померанцев, Дудинцев, Аб-рамов). 1-е черты «оттепели» (Эренбург). С 1956 г. перемены стали наиболее яркими. Созд. нов. центры культ. жизни, лит. худож. журналы («Юность», «Наш современник», «Молодая гвардия»), появл-ся регионал. журналы. Центром культ. жизни так же явл. радиостанция «Маяк», возн. нов. центры театральной жизни («Современник»). В культ. жизнь вернулись публикации, литераторов, кот. были запрещ. (Достоевский, Есенин, Маяковский, Ахма-това), впервые стали печататься произвед-я зарубеж. классиков. 1956 – выс-тавка Пикассо в Москве. Из архивов музея стали выставл. экспонаты, кот. не выстав. ранее. Стали возможны зарубеж. гастроли. 1954 – СССР вступает в ЮНЕСКО. Было предлож. провести в СССР молодеж. фестивали: «Фести-валь молодежи и студента», стал проводиться международ. Московск. фести-валь, конкурс им. Чайковского. Самым гл. рез-том стало явл-е шестидесятни-чество – поколение молодых деятелей к-ры, чье профессионал. стан-е было предопредо этими усл-ями культ. жизни. Основ. черты: высокий профессио-нализм, десталинизация стала восприним. как личное мировоззр-е – преодо-ление тоталитарных начал в себе. Воспели высокие нравств. идеалы. Они ощущ. себя частью своей страны – чув-во гражданственности. Были органи-зованны несколько неформал. встреч с творч. интеллигенцией. В 1958 г. про-ведена компания против Пастернака (поводом послужило присужд-е ему нобелевской премии). В прессе провод. клеветнич. компании, власть была го-това исп. прежние методы для удерж-я упр-я к-рой в своих руках. В 1960 – жертв. компании стал Бродский (обвинялся в тунеядстве). Хрущев говорил, что «в вопросах культуры я сталинист». Эта пол-ка была внутреннее противоречива. Внутри офиц. к-ры возник. разлом: на вновь официальную к-ру и на к-ру, где мнения десталинистов были более яркими. Основн. центры культ. жизни нов. потока: журналы «Современник», «Юность» и литератур-ная газета. Приоритеты культ. пол-ки– образование и наука. В 1965 СССР занял 2-е место в мире по ур-ню образованности насел-я. В сфере либераль-ной культ. лизни – приоритет лит-ра и ис-во.
|