ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Проведенный анализ эволюции теоретических представлений, основных концепций досуговой деятельности в исследованиях западных ученых позволяет сделать ряд
Проведенный анализ эволюции теоретических представлений, основных концепций досуговой деятельности в исследованиях западных ученых позволяет сделать ряд основных выводов. 1. Начиная с конца 60-х годов в западной социологи понятия "досуг" и «свободное время» практически слились, что характерно и для современной теории досуга в нашей 2. Досуг в современном понимания соотносится с периодом индустриального и постиндустриального развития общества, позволившего сократить рабочее и увеличить 3. Досуг подразумевает свободный выбор личностью досуговых занятий, свободу от тех институциональных обязательств, которые предписываются основными формами социальных организаций, хотя досуговая деятельность, как и любая другая, подчиняется закону физической и социальной необходимости. Досуг, являясь неотъемлемой заботой 4. В досуге выявляются два вида ценностных характеристик деятельности: позитивная (направленная на полезные цели) и негативная (наносящая вред индивидууму и 5. Досуг подразумевает свободу от коммерческих целей со стороны индивидуума, от различных видов производственной и учебной деятельности. 6. Западные социологи не уделили достаточного внимания анализу трудов отечественных теоретиков досуга.Думается, это связано с насаждавшейся в нашей стране партийно-идеологизированной теорией культурно-просветительной работы. Заметим, что исследования последних лет, возможно, и представляющие интерес за рубежом, еще не переведены на иностранные языки. Рассматривая основные теоретические положения и выводы зарубежных ученых, хотелось бы соотнести их с толкованием досуга современными отечественными Ю.Д. Красильникова Ю. А. Стрельцова Ю.Е. Соколовского и др. Безусловно, сейчас в процесс исследования будет вовлекаться широкий круг ученых, ибо только в условиях развития демократии стало возможным признать клубы, Дома культуры, парки досуговыми организациями, учреждениями, общностями. В последние годы стало возможным осмысление теоретических аспектов социально-культурной деятельности, включающей в себя и культурно-досуговую, поскольку досуг выступает как социальное явление, взаимосвязанное с другими видами социальной деятельности (трудом, учебой, общественной работой, семейно-бытовой), а культурно-досуговые учреждения - как социально-культурные институты, интегрирующие свою деятельность с деятельностью многообразных социальных институтов общества: семьей, трудовыми, учебными коллективами, детскими дошкольными учреждениями и др. Отказ от партийно-государственного монополизма во всех сферах жизнедеятельности человека, включая его мышление, отдых, досуг, позволил обществу повернуться к интерёсам потребностям индивидуума, выделять в качестве главного в социально-культурной деятельности инициативу, свободное творчество личности; не предавая забвению просветительные воспитательные функции, социализирующую роль учреждений культуры и досуга, определить как ведущую рекреационную функцию, связанную с удовольствием, отдыхом, общением. Отечественные исследователи, подобно западным, обращаются к проблемам массовой культуры, цивилизации досуга, досуговых ценностей, досуговой миграции населения, бизнеса и культуры, социального неравенства в культурно-досуговой сфере различных социально-демографических групп: детей, подростков, престарелых, женщин, лиц с ограниченными физическими и умственными возможностями. Многие определения, составные понетийного аппарата рассматриваемой отрасли научного знания, разработанные зарубежными исследователями (пока трудно говорить о теории досуга как о самостоятельной отрасли науки), созвучны теоретическим понятиям, используемым отечественными учеными: например, "досуговая деятельность», "социально-культурная деятельность", "социальные институты", "социализация личности», «социальная педагогика» "индустрия досуга'', "чистый досуг», полудосуг", "провал поколений», "мораль развлечений", "индустрия развлечений» и др. Это не означает, что мы должны принимать все положения зарубежных исследователей в качестве обязательных для наших теоретических исследований без их критического осмысления. Некоторые из них противоречивы, например, мысль Ж-Р. Дюмазедье об использовании в досуге любого вида активности человека, в том числе и социальной активности, но вне социальных целей. Представляется, что досуговая деятельность как и любая другая подчиняясь законам физической и социальной необходимости, может преследовать определенные семейные, бытовые, общественные цели, оставаясь при этом, «бескорыстной», т.е. не ставящей своей целью заработок. Трудно согласиться и с утверждением о полной независимости досуга от идеологических или миссионерских целей. Идеология как система идей (причем необязательно политических, партийных и т.п.), как мировоззрение присутствует в культурно-досуговой деятельности, но идеология может предполагать созидательные или разрушительные цели, нести конструктивные или инструктивные идеи, пропагандировать духовные или антидуховные ценности. Поэтому не случайно в числе обязательных курсов, изучаемых студентами факультета рекреационной деятельности Мэрилендского университета и факультета досуговой деятельности и парковой администрации Арканзасского технологическогоуниверситета США, гуманитарные курсы, связанны с историей; культурой, литературой, рекреацией, педагогикой, психологией и др. Перечень изучаемых предметов (подробный Мэрилендского и, сокращенный - Арканзасского университетов США) мы даем в Приложениях I, II, поскольку этот материал представляет несомненный интерес для студентов и преподавателей институтов культуры. Отдавая дань теоретической мысли Запада, отбирая то ценное, что может эффективно использоваться в наших условиях, мы, тем не менее, подчеркиваем, что Россия имеет свои историко-культурные корни, великие традиции просветительства, которые развиваются и активно используются сегодня.
|