Студопедия — II. НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

II. НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ






В 70 - 80-е годы социология досуга за рубежом полу­чает свое дальнейшее развитие. Она определяется как от­расль социологии, изучающая поведение индивидов и групп в свободное время, способы удовлетворения потребности в отдыхе (рекреации), развлечении, общении, развития лич­ности, а также функционирование учреждений досуговых услуг, "индустрии досуга"16. Появляются работы, содержа­щие результаты исследований по всем указанным направ­лениям.

Признавая особую роль досуга в современном обще­стве, большинство исследователей предпочитают говорить лишь об обществе с развитым досугом. Учитывая особенности досуг в индустриально развитых странах, они обращает внимание на концентрацию досуга в конце рабочего дня, рабочей недели, в отпуске, что вызвало новое явление - сильную досуговую миграцию (отпуск в конце недели) прослеживают тесную связь досуга с материальным обеспечением, рабочей занятостью. В этой связи рассмотрим не­которые положения книги "Работа, досуг и технология», изданной в Австралии в 1986 году (авторы Р.Кассел, Д.Левиси Дк.Менген) и основанной на материалах конференции «Работа, доход и досуг в будущем», проходившей в Университете Воллонгонг в 1984 году. Анализ материалов конфе­ренции свидетельствует о серьезном обсуждении тенденций развития трудового рынка и как его части - досуга. В период продолжающейся высокой безработицы, в век автоматизации и развитой технологии возникает много вопросов о влиянии технологии на традиционные структуры рабочей занятости, досуг и доходы. На конференции досуг рассмат­ривался в связи с работой в условиях ускоренного технологического процесса, анализировалась взаимосвязь досуга с социальными нормами и целями обсуждались также такие вопросы, как досуг как деятельность досуг как усилие, до­суг как производства.

Дж.Ар в своем сообщении рассматривал роль прави­тельства в попытке приспособления политики досуга к изменяющимся требованиям, Приводились данные, говоря­щие о том, что населении Австралии 94% свободного вре­мени проводит у телевизора, а самым непопулярным видом досуга в стране оказался спорт- им занимаются только 14 % людей, хотя правительство тратит немало средств на развитие физической культуры.

А.Джемрозик не разрывает досуг и бизнес как потре­бительскую сферу. Он высказывает мысль о социальном— неравенстве в сфере досуга, поскольку досуг становится потребляющих сектором, а предотвратить это может только правительство, предоставив более новым ценностям неимущему населению.

В зарубежной литературе проблема бизнеса досуга представлена довольно широко. Д.Кларк и Ч.ЬСритчер рассматривают разновидности досугового бизнеса в специальной главе "Мы продали все", основная мысль которой, заложенная уже в названии главы, связана со справедливым беспокойством о возможностях досуговой деятельности для различных социальных групп, о культуре свободного времени как и свойственно британским ученым они рассматривают досуг применительно к различным классам и социальным группам. Учитывая ярко выраженную классовость британского общества, авторы четко разграничивают досуг различных социальных слоев, выделяя в книге специальный раздел "Знай свое место».

Теоретическое осмысление досуга, в том числе и жен­ского, происходит в различных отраслях. социологии: со­циологии труда, социологии личности, социологии семьи.

Т. Веблен, говоря о досуге как о праздном времени подчеркивал, что в условиях высокой эффективности современного производства праздность становится доступной и для женщин, занимающих низкое положение на шкале почетности. «История досуга - в основном история мужского досуга, женщины оставшись спрятанными от истории, <...> свободное время женщин скорее вплеталось частную сферу семьи, улицы и соседства, чем в общественные миры институционального досуга", - таков вывод современных исследователей.

Д.Кларк и Ч. Критчер, исследуя домашний досуг выявили, что у женщин около 80% досуговой деятельности сосредоточено на доме, у мужчин - около 70%. И подобная структура, отмечают авторы, утвердилась уже в конце ХIХ века. Это явление характеризует взаимоотношения общест­ва и семьи, общества и личности. Но индустрия вторгается в дома - в качестве примера – приводится развитие сети магазинов «Сделай сам». Что же касается отраже­ния социальных тенденций в формах предпочтения досуговых занятий, то значительная доля в домашнем досуге при­надлежит просмотру телевизионных передач (45% свобод­ного времени), а с развитием видео и кабельного телевиде­ния намечается тенденция к еще большему одомашниванию досуга.

М. Баррет считает, что половое разделение досуга сохраняется в связи разделением труда по признаку пола и в связи с положением женщины в семье. Освобождение женщины может быть достигнуто путем пересмотра ее положе­ния в семье разделения труда, утверждения ее экономиче­ской независимости и уничтожения "половой идеология" (или полового разделения), - считают Д.Кларк и Ч.Критчер. Пример половой идеологии они видят, например, в рекламе, которая основывается на подчеркивании особенностей жен­ской природы.

Любопытно отметить, что в Англии, например, в методике преподавания различных курсов в учебных заведениях рекомендуется выбирать литературу, где героиней
выступает женщина. Во многих университетах США - чита­ются курсы, связанные с женским вопросом. Так, на факультете рекреационной деятельности Мэрилендского университета введены несколько таких курсов: «Теория феминизма", "Женщина и гюлитика", "Женщина, искусство и культура".

В поле зрения британских ученых - и проблемы молодежного досуга. Наше время - это время молодежи диктующей моду, - заявляют они (речь идет о молодежи в возрасте от 13 до 20 лет, появилось даже определение этого возраста - "тинэйджер». Авторы объясняют это тем, что молодежь сегодня более свободно обеспечивается работой и деньгами, а семья, вследствие возросшего благосостояния, не отбирает у подростков деньги. Такое явление, как "Youth culture " - молодежная культура, заслуживает отдельного рассмотрения считают исследователи, но вместе с тем они подчеркивают сформировавшийся "провал поколений" -между отцами и детьми.

В масштабном труде не обойдены вниманием и осо­бенности досуга национальных меньшинств.

Внимание; зарубежных ученых привлекает тема «Религия и досуг". А.. -Д. Вил отмечает, что религия "снабжала" досуговую деятельность ритуалами, религиозными праздниками, "Днями святых". Поэтому религия является средством поглощения досуга и направления его". Аргументируя свою точку зрения, Вил обращается к современным писате­лям, например, Пайнеру, который утверждает, что наличие свободного времени неизбежно ведет к религии как его са­мому утонченному наполнению. Подтверждением этому являются все религии, секты, возникающие в США. Ральф Глассер по этому поводу говорит, что "исчезновение многих религиозных ритуалов может создать серьезные проблемы в будущий «век досуга». Исчезновение же религии "ведет к моральному вакууму, с которым не сможет справиться никакое общество" И в настоящее время как правительство так и религии стремятся управлять досугом или использовать его в своих цёлях.

Большой интерес западных ученых вызывают проблемы досуга людей с ограниченными возможностями. В специальной статье Ж.Р.Дюмазедье, помещенной в I томе "Международной энциклопедии, анализируются материалы ряда социологов, рассматривающих проблемы досуга стареющего поколения. Отмечая, что большинство стареющих людей "проводят по крайней мере часть дня, ничего не делая, исследователь обращает внимание на то, что количество времени, проводимое в полусонном состоянии, с возрастом увеличивается. Проблема, однако, заключается не в том, что возрастает количество незанятого времени, а ско­рее в том, что меняется его наполнение и значение.

В течение трудового периода жизни человека, досуг лимитируется и определяется в значительной степени рабо­той; свободное время пенсионера становится нерегламенти­рованным. После ухода на пенсию активность, которая по­глощала человека и приносила удовольствие в период зрелости, часто теряет свою значимость. Любимое занятие в одиночестве, которое являлось прекрасным отдыхом от ра­бочих часов, не обязательно будет привлекательным для пенсионеров" и даже, наоборот, может терять свою привле­кательность после того, как дети обзаводятся своими семьями и покидают родительский дом.

Одна из важных проблем — проблема временной синхронизации досуга. Пенсионеры свободны в то время, когда большинство членов сообщества занято, что создает у стареющих людей ощущение отчужденности от общества. В течение ранних фаз старения отмечается возрастание рек­реационной активности, деятельности за пределами домов в таких ее видах, как визиты, путешествия, ловля рыбы и садоводство. В поздних фазах рекреация по возрастающей концентрируется и ограничивается домом: игра в карты, прикладное творчество, чтение, а, самое главное, телевидение становятся основными занятиями. Только очень не­большая, усеченная часть людей сосредоточивается на творческой деятельности и культуре (Райзман, 1954), Большинство же пожилых людей придерживается привычек, сформировавшихся в предыдущий период (Дюмазедье и Риберт, 1963).

Райзман отмечает, что определенная часть стариков умеет развить у себя новые интересы и войти в новые сферы деятельности. В таких случаях наблюдается изменение направлений увлечений и открытые доныне неизвестных личных способностей, которые служат фокусом новой занятости и так или иначе все-таки представляют собой свя­зующий мост между работой и рекреацией.

Эти поиски предпринимаются добровольно и являют­ся истинным самовыражением. Однако они требуют обяза­тельств, хотя и наложенных на себя добровольно, и само­дисциплины. Таким образом, новая занятость требует осоз­нания ее необходимости в этой ситуации приобретения но­вых знаний и умений, что нейтрализует ощущение увяда­ния.

Большой интерес представляет книга-учебник для организаторов рекреационно-досуговой деятельности «Социальная реакция: возможности для людей с различными нарушениями» (1987), подготовленный докторами наук различных университетов США (Пенсильвании, Индианы и Мериленда): Д.Кеннеди, Д.Остиным, Р.Смитом. Авторы этого солидного труда подчеркивают важность рекреационной деятельности, отмечают ее активизацию в последние 20 лет, называя это явление «взрывом». Учебник пытается дать широкий спектр направлений организации различных видов досуга для специфических слоев насёлёния, поскольку существует масса людей с разного рода физическими наруше­ниями. Формы реакции этих людей должны отличаться друг от друга, и это необходимо понять студентам уже на­чальных курсов для успеха их будущей профессиональной деятельности. Учебник содержит теоретические положения и ценные рекомендации, специальные конкретные методики по организации и проведению досуга людей с ограничен­ными физическими возможностями.

Важным разделом научных исследований является прогнозирование досуга. Ученые высказывают предположения, что в будущем различные индустриальные и прединдустриальные общества столкнутся с растущей необходимостью исследования досуга в двух ведущих направлени­ях:

1) измерение границ времени, расстояния и т.д., кото­рые мешают трансформации свободного времени в подлинный досуг в жизни различных классов и категорий рабочих;

2) оценка доступных для ресурсов в культурной сфере различных обществ.

В постиндустриальных обществах, которые входят в фазу массового потребления, возникают и интенсивно множатся свои специфические проблемы. Одна из серьезных проблем - досуговые ценности в поп-культурах. Будет ли приверженность досуговым ценностям балансироваться приверженностью к профессиональным, социальным и ду­ховным ценностям или досуг будет угрожать всем другим ценностям, мешая активному участию граждан в определе­нии будущего их страны? Наконец, поскольку досуговые ценности: разнообразны, соединятся ли они с возможностями развития личности для создания новых идеалов индивидуального счастья и благополучия? Или, напротив, досуго­вые ценности, искусственно гипертрофированные безответ­ственной коммерческой системой, наберут силу в ряде стран и явятся новым "стимулом для народа", а в других странах с тоталитарным правительством досуговая деятель­ность рискует обеднить себя как сложное явление, порож­дая, таким образом, скуку и безразличие? Итак, будущее человека индустриальной и постиндустриальной цивилизации зависит от того, каковы будут ответы на эти вопросы, стоящие перед социологией досуга, — к такому выводу приходят западные ученые.

В исследованиях 80-х годов высказывается серьезная озабоченность неподготовленностью общества к проведению досуга, особенно в условиях роста свободного времена. Д.Кларк и Ч.Критчер посвящают этой проблеме главу «Волнение в раю», особенно выделяя молодежную культуру досуга. В 60-е годы широко разрабатывались программы по подготовке населения к досуговой сфере, открывались цен­тры досуга. В Великобритании, например, начало разви­ваться профессиональное обучение организатора досуга. Проблема подготовленности общества к проведению досуга особую остроту в связи с тем, что именно в эти годы, как считают авторы, усиливается процесс индустриализации общества, сокращения рабочего времени. Но этот позитивный процесс сопровождается "волнением" -- ростом таких явлений как наркомания, пьянство, распад семьи.

Интересно, что само название рассматриваемой книги Кларка и Критчера ("Дьявол находит работу для праздных рук") подчеркивает мысль авторов о необходимости подготовки человека к проведению свободного времени с поль­зой. Они рекомендуют включить в систему образования де­тей и молодых людей обучение досугу, прививать им навы­ки, необходимые для "социально наполненной жизни", дают рекомендации по обучению занятиям физической культу­рой вне школы, предусматривают в содержании досуга эле­менты просветительной деятельности, правда, адресуя ее молодым людям из рабочего класса.

Нужно ли изучать досуг, - ставит вопрос А. -Д. Вил, - в то время как в обществе столько других проблем: бедность, относительная бедность национальных меньшинств и прочее? И дает на него утвердительный ответ. Прогнозируя будущее досуга и разрабатывая концепцию досугового общества, опирается на идеи мыслителей прошлого, в частно­сти К.Маркса, который утверждал, что в коммунистическом обществе каждый индивидуум будет вносить свой вклад в общее благополучие, исчезнет разделение между работой и досугом, потому что люди будут и тем, и другим заниматься с удовольствием. Писатель-фантаст Айзек Азимов в очерке "Будущее развлечений" утверждает, что несмотря на развитие техники досуговая деятельность в основе свое останется той же. Философ Бертран Рассел рассматривает проблемы, связанные с досугом будущего, в двух книгах: "Перспективы индустриализации" и "Похвала безделью". Он пишет, что если мужчины и женщины будут работать до 4 часа в день, то оставшееся время может быть посвящено наслаждению искусством, природой или учению. Б.Рассел связывает досуговую деятельность с занятиями искусством, размышлениями, любовью, созерцанием и созерцанием кра­соты познанием мира.

Подводя итоги анализа различных точек зрения на будущее досуга, А.Д. Вил утверждает что общество досуга является утопией.

Современные ученые развивают идеи взаимодействия наук в исследовании досуга и выделения теории досуга в качестве самостоятельной отрасли науки. В этой связи для нас представляют интерес концептуальные положения Д.Кларка и Ч.Критчёра. Учёныё выступают против статуса досуга как "сепаратной сферы", а связывают его социальными политическими процессами и структурами британского общества. Они идут еще дальше в теоретическом осмыслении досуга, ставя перед собой задачу посредством его изучения познать развитие, организацию и структуру цело­го общества. По их мнению, теория досуга заслуживает вы­деления в отдельную отрасль науки, так как во всех базис­ных науках (философия, социология, педагогика и др.), не­отъемлемой частью которых она является, ей не отведено подобающего места. Вместе с тем социологи, психологи, экономисты, географы и историки задаются вопросами, что делают люди в свободное время и что для них значит эта деятельность. Исследователи в связи с этим настаивают на том, что досуг не может анализироваться как некая замкну­тая сфера. Рассматривать досуг можно лишь и контексте ис­торических и социальных наук, чему недостаточно уделя­лось внимания в исследованиях.

Д.Кларк и Г.Критчер в своей книге ставят важную за­дачу - перенести фокус внимания с того, что делают люди во время досуга, на те условия, в которых осуществляется их досуговая деятельность. Так они приходят к понятию "индустрия досуга", вбирающему в себя условия рекреционно-досуговой деятельности, уровень материально-технической базы, финансово-организационные средства, товары и услуги, производимые и поставляемые сферой до­суга и др.







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 386. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия