Глава 1. Эволюционизм
В 1871 году, была опубликована работа Чарльза Дарвина (1809 – 1882) «Происхождение человека», которая показала, что многие поведенческие характеристики человеку передались от низших форм, и послужила теоретической основой теории эволюционизма. Естествознание заменило натурфилософию, вернув в мир животных сущность человека. По пути естественнонаучного знания развивать социологию стремился О. Конт (1798 – 1857), тем самым положив начало социальному эволюционизму. Он отмечал особую роль социологии по отношению к другим наукам, однако, ставил её превыше каждой из них. Социология по Конту изучала общество как целостный социальный организм[1]. Понятие эволюционизма хоть и различаются между собой, однако, имеют единую основу. В словарях даются следующие толкования: эволюционизм – влиятельное направление в теоретической социологии, изучающее социальные изменения на основе идеи эволюции[2]; эволюционизм – учение о законах исторического развития органического мира и путях управления развитием организмов[3]. В другом источнике приводится следующая интерпретация данного понятия: эволюционизм – система взглядов, признающая объективный характер социального развития. Движение от однородности к большому разнообразию, от простых к сложным формам организации[4]. Все указанные понятия имеют общую особенность, они характеризуют эволюционизм как прогрессивное изменение (развитие). В нашей работе, хоть мы и будем учитывать данные интерпретации, все же основным мы будем считать понятие, предложенное Э. Гидденс (1938) в своей работе «Социология»[5]: Социальный эволюционизм – подход к интерпретации общественного развития, пытающийся установить связь между биологическими и социальными изменениями. Основоположником идей социального эволюционизма по праву является Г. Спенсер(1820 – 1903). На развитие эволюционно-организмической концепции английского социолога повлияли открытые и сформулированные Ч. Дарвином теории биологической эволюции и закон борьбы за существование. Так же, на теории Г. Спенсера оказали влияние труды английских экономистов XVIII в Томаса Роберта Мальтуса (1766 – 1834) и Адама Смита (1723 – 1790). Некоторые историки социологии понимают его социологию как продолжения эволюционного подхода О. Конта, однако сам ученый отрицал влияние представлений О. Конта на его собственную концепцию. Г. Спенсер рассматривает три вида эволюции – неорганический, органический и надорганическиий, которые, в свою очередь, соответствуют неорганической, органической природе и человеческому обществу. Во всех представленных сферах помимо общих законов эволюции, существуют законы, характерные для каждой из них. Учение Г. Спенсера, в конечном счёте, сводится к тому, что общество есть организм. Он обуславливает это тем, что, например, общественный рост, так же как и рост живого организма, как правило, подразделяется или до поглощения данного общества другим обществом, или до его распада на более мелкие. Наряду с этим, социолог проводит параллель между обществом и живым организмом как целостности, так и в рамках конкретных структур[6]. В своей работе «Социология как предмет изучения» Г. Спенсер пишет: «Аналогия между обществом и организмом становится ещё яснее, когда мы узнаём, что каждый организм сколько-нибудь заметного объёма есть общество, а так же мы узнаём, далее, что в обоих случаях жизни единиц продолжаются ещё в течение некоторого времени после того, как жизнь агрегата будет неожиданно остановлена каким-нибудь насильственным способом…»[7]. Г. Спенсер выделил сходства и различия между социальным и биологическим организмами. Сходства[8]: 1) общество, как и биологический организм, на протяжении большей части существования растёт, увеличивается; 2) по мере роста общества в объёме усложняется его структура, как и структура организма в процессе биологической эволюции; 3) как в биологическом, так и в социальном организме дифференциация структуры его элементов сопровождается аналогичной дифференциацией их функций; 4) в процессе эволюции дифференциация структуры и функций биологического и социального организмов сопровождается развитием их взаимодействия; 5) аналогия между обществом и организмом может быть перевернута ‑ можно сказать, что каждый организм есть общество, состоящее из отдельных индивидов; 6) в обществе, как и в организме, даже когда жизнь целого расстроена, отдельные составные части могут продолжать существование, по крайней мере, какое-то время. Различия[9]: 1) в биологическом организме элементы живут ради целого, в обществе же – наоборот; 2) способность чувствовать и мыслить сосредоточена лишь в определённых частях живого организма, тогда как в обществе сознание «разлито» по всему «агрегату». Г. Спенсер так же утверждает, что любое цивилизованное общество, обладает тремя системами органов[10]: 1) поддерживающая система – это организация частей, обеспечивающих в живом организме питание, а в обществе – производство необходимых продуктов; 2) распределительная система обеспечивает связь различных частей социального организма на основе разделения труда; 3) регулятивная система в лице государства обеспечивает подчинение составных частей целому. Освоенные наукой сложные, находящиеся в развитие систем убирает предшествующие непреодолимые границы между методологией естественнонаучного и гуманитарного познания. Эволюционистские идеи послужили принципиально новыми тенденциями развития научного знания, что привело к отражению общенаучной картины мира в виде единой системы научных представлений о природе, человеке и обществе. Данная система представлений, сложившаяся на основе принципов глобального эволюционизма, становится устойчивой научной программой на этапе синтеза междисциплинарного знаний.
|