Студопедия — ГЛАВА ПЯТАЯ. Социалисты Запада и России в первой мировой войне
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ГЛАВА ПЯТАЯ. Социалисты Запада и России в первой мировой войне






 

Социалисты Запада и России в первой мировой войне

Плеханов и Ленин — Циммервальд

 

I

 

Война 1914 года не была полной неожиданностью для социалистов Запада и России. Начиная с 1907 года многие выдающиеся деятели социалистического Интер­национала предвидели возможность войны и считали это страшной катастрофой для всего мира. Один только Ле­нин в письме к М. Горькому в 1913 году мог написать:

«Война Австрии с Россией была бы очень полезной для революции (во всей Восточной Европе) порукой, но мало вероятия, чтобы Франц-Иозеф и Николаша доставили нам сие удовольствие» (Ленин. Сочинения, том 35-ый, 4-ое издание, стр. 43.).

Все же остальные выдающиеся социалисты России и Запада считали необходимым всеми силами предотвратить войну. Вопрос о том, каково дол­жно быть поведение социалистов в случае войны, об­суждался на многих конгрессах социалистического Ин­тернационала еще задолго до 1907 года.

Как известно, в «Коммунистическом манифесте» Маркса и Энгельса говорилось, что «у пролетариев нет отечества» и в течение десятков лет многие европейские социалисты это повторяли. Но с ростом рабочего {146} движения и с созданием массовых социалистических партий во всех передовых странах Европы социалисты посте­пенно отказались от этого лозунга. Так, в августе 1893 года на международном конгрессе социалистического Интернационала в Цюрихе представитель русских социал-демократов Г. В. Плеханов выступил резко против тех социалистов, которые предлагали, чтобы на объявление войны правительствами ответить всеобщей забастовкой во всех странах, где рабочие могут оказать влияние на войну, а в остальных — ответить на войну отказом от военной службы. Такое предложение было внесено Домела Ньювенгейсом, основателем голландской социал-демократической партии, впоследствии ставшим анархи­стом. В своей речи Плеханов сказал:

«Решение в духе голландского предложения останется пустой фразой, лишенной какого бы то ни было прак­тического значения. Более того, успехи социализма не везде одинаковы. Так, в Германии уже имеется очень силь­ная, великолепно организованная и дисциплинированная социал-демократическая партия, тогда, как в России со­циалистическое движение находится еще в зачатке. Пред­положим, что в случае войны с этой страной нашим гер­манским друзьям удалось сорганизовать у себя военную забастовку, что получилось бы? Русская армия покорила бы Центральную Европу и вместо близкого торжества социализма, мы имели бы торжество казаков».

На международных социалистических конгрессах в Амстердаме в 1904 году, в Штутгарте в 1907 году, в Ко­пенгагене в 1910 году и почти накануне войны — в 1912 году в Базеле много говорилось о том, что рабочие, которые больше всех пострадают от войны, должны ста­раться предотвратить ее. Но как это можно было осу­ществить? Сначала это казалось просто: без рабочего класса невозможна никакая работа. Значит, стоит рабо­чим договориться между собой не поддерживать войну и даже помешать войне, и войны не будет. А если какое-нибудь правительство начнет войну, — надо всем рабочим {147} восстать и объявить войну всем капиталистам. Тогда на­чнется классовая война вместо войны международной. Эту мысль особенно горячо отстаивал француз Густав Эрве. Он стоял за первоначальную формулу «Коммуни­стического манифеста»: «у пролетариев нет отечества». «Мне всё равно, — говорил он, — победят ли французы немцев или Вильгельм II возьмет Париж. Я всё равно буду бороться только с капиталистами моей страны».

Но он был в меньшинстве. Подавляющее большинство социалистов не отказывалось от отечества. Так, вождь германских социалистов Август Бебель однажды произ­нес в германском Рейхстаге замечательную речь на эту тему. В этой речи он резко нападал на германские пра­вящие классы за их захватнические стремления, за уси­ленное вооружение, за угрозу всеобщему миру. Когда же он сказал, что немецкие рабочие должны помешать немецкому правительству напасть на Россию или на Фран­цию, то ему крикнули со скамей:

— Это измена отечеству! Бебель ответил:

— Нет, мы не изменники! Мы не хотим только, чтобы наше отечество начало войну, как грабитель и разбойник. Но если какой-нибудь другой народ нападет на Германию, то я первый возьму свою старую рушницу (meine alte Flinte) и пойду защищать свою страну.

Чем Бебель был для Германии, тем Жан Жорес был для Франции: Жорес был совестью не только своей пар­тии, но может быть и совестью большинства своего на­рода. Он тоже боролся с шовинистами своей страны. Но и он говорил, как Бебель: «Если бы случилось, что ка­кой-нибудь другой народ напал бы на Францию, то мы, социалисты, умерли бы в первых рядах ее защитников».

И оба эти вождя социалистов повторяли это на мно­гих съездах, в том числе (за семь лет до войны) на международном социалистическом конгрессе в Штутгар­те. Оба они здесь доказывали, что у социалистов не мо­жет не быть отечества. Бебель сказал: «Эрве говорит, {148} что отечество это лишь отечество господствующих клас­сов, и что рабочему классу до него нет дела... Но еще вопрос, кому принадлежит отечество... Почему же вся­кий народ, терпящий иноземное владычество, — если да­же в некоторых случаях оно благодетельно, — восстает всей массой для борьбы за свободу, отбрасывая ради этой цели всё остальное на задний план? Мысль Эрве, что пролетариату всё равно, — принадлежит ли Фран­ция Германии или Германия Франции, — это нелепость». И свою речь Бебель закончил так: «Если бы вы, Эрве, захотели провести эту мысль на практике, то ваши сооте­чественники растоптали бы вас ногами».

И огромное большинство социалистов шло за Бебе­лем и Жоресом, а не за Эрве. На этом съезде Жорес ска­зал: «Да, мы знаем, что на совести наших отечеств много несправедливости; что родина бывает для многих маче­хой; мы боремся с ее грехами, но мы любим ее и не да­дим в обиду в случае нужды».

На слова Эрве и его сторонников, что любовь к ро­дине — неразумный инстинкт и зоологическое чувство, представители большинства ему отвечали: «Нет, лю­бовь к отечеству не только слепой инстинкт. Любить родину — разумно и полезно». Так, германский социал-демократ Фольмар на конгрессе в Штутгарте сказал: «Не­правда, будто бы интернационализм враждебен наци­ональным отечествам... Любовь к человечеству не мешает немцу быть добрым немцем. Нельзя прекратить суще­ствование наций и обратить их в безразличную народную кашу».

Бебель и немецкие социалисты предостерегали про­тив восстаний и всеобщих забастовок в случае объявле­ния войны. «Мы не хотим ослаблять свои силы для чего-то еще не существующего, чего мы, может быть, в нужный момент и не в силах будем выполнить». «В самом деле, — говорили другие, — Интернационал еще не настолько силен, чтобы обеспечить единство действий всего проле­тариата. В одних странах, более культурных, рабочие {149} более организованы. Допустим, что они, повинуясь Ин­тернационалу, обезоружат своих соотечественников. А в это время другим это не удастся, и наиболее сознатель­ный народ будет порабощен и задавлен менее сознатель­ным. Не скажет ли тогда побежденный народ, что свои же братья, социалисты, связали ему руки и сделали без­защитным в общей международной свалке? И это было бы сделано во имя призрачного еще Интернационала, который оказался бессильным его защитить!»

От имени французов Жорес предложил даже внести в постановление штутгартского съезда, что защита не­зависимости всякой страны, которой угрожает иноземное нашествие, составляет настоятельный долг социалистов угрожаемой нации. «Отечество — это сокровищница че­ловеческого гения, — сказал другой французский соци­алист, Вальян, при общем одобрении, — и не подобает пролетариату разбивать эти драгоценные сосуды челове­ческой культуры!» А швед Брантинг, обобщая эти мне­ния, сказал: «Мы должны быть благодарны Эрве: он дал нам возможность обнаружить полное единодушие в том, что интернационализм и национальность не только не противоположны друг другу, а, наоборот, взаимно друг друга дополняют». И, наконец, докладчик съезда бельгиец Вандервельде почти повторил слова Бебеля: — «Суще­ствование свободных наций является ступенью для самой интернациональности, так как только из союза свободных народов возникнет будущее единое человечество!»

Между тем на Балканском полуострове уже нарастала угроза войны. Европа разделилась на враждебные ла­гери. Россия и Франция — с одной стороны, Германия и Австрия — с другой. Многие другие державы вели рас­четы: куда им будет выгоднее примкнуть? Дипломаты зондировали почву, государственные деятели собирались на тайные совещания, заключались и расстраивались со­юзы. Европа жила в беспокойстве, перед бурей. Ввиду этого социалисты решили созвать внеочередной между­народный съезд, чтобы обсудить угрожающее положение.

 

{150} В октябре 1912 года Черногория объявила войну Турции и очень скоро почти весь Балканский полуостров оказался в огне. Опасность, что искрами этого столкно­вения Европа может быть взорвана, как пороховой по­греб, стала очевидной и Международное социалистиче­ское бюро организовало антивоенные массовые собра­ния в большинстве европейских стран и постановило со­звать экстренный международный социалистический съезд на 24-25 ноября в Базеле. Базельский конгресс был скорее торжественной, очень внушительной демонстра­цией против войны, чем собранием для обсуждения опре­деленных международных проблем. Жан Жорес в своей приветственной речи указал, что международный соци­алистический конгресс собрался, чтобы оплакивать уже погибших на Балканах в войне, и чтоб призвать живых к миру и рассеять надвигающуюся на Европу грозу. Но что для этого нужно делать? Уже предыдущие съезды выяснили, что социалисты могут призывать к миру своих соотечественников, но настоящей международной силы у них нет.

Поэтому и базельский съезд, как и предыдущий ко­пенгагенский съезд, только повторил резолюцию штут­гартского съезда 1907 года: «Социалисты должны поме­шать возникновению войны. А если война всё-таки на­чнется, они должны постараться скорее прекратить ее и воспользоваться кризисом для того, чтобы ускорить па­дение капиталистического строя». Но какими средствами этого достигнуть Интернационал не говорил. Выбор средств предоставлялся «на усмотрение отдельных на­ций», при чем Базельский съезд впервые провозгласил, что период национальных войн в Европе кончился и на­чался период войн империалистических.

Российские социалистические партии были представ­лены в Базеле тридцатью шестью делегатами. Среди них был Г. В. Плеханов. Центральный комитет большевиков имел там шесть представителей. Большевистскую {151} делегацию возглавлял Лев Каменев, тогда официальный пред­ставитель большевиков в Международном социалисти­ческом бюро.

 

Чувства, возбужденные базельским конгрессом, были смутны и неопределенны. Социалисты возвращались в свои страны не с определенным решением, а с общим на­строением: надо мешать нападению. Но несмотря на то, что все социал-демократические партии Европы были решительными противниками милитаризма, социалисти­ческий Интернационал занял позицию, что единственное средство, при помощи которого можно остановить вой­ну, — это помешать ее возникновению. Вожди европей­ских социалистических партий говорили: «После того, как война уже вспыхнула, всеобщая забастовка могла бы повредить только наиболее передовым странам, в то вре­мя, как остальные, реакционные режимы меньше всего пострадали бы, ибо отсталый рабочий класс их странне присоединился бы к забастовке».

Следующий конгресс социалистического Интерна­ционала должен был собраться 23 августа 1914 года в Вене. Но после выстрела в Сараеве, где 28 июня 1914 го­да сербским националистом был убит наследник австро-венгерского престола Франц-Фердинанд и его жена, уже не могло быть речи о съезде, ибо это убийство было использовано австро-германскими милитаристами как повод для нападения на Сербию, в результате чего и бы­ла развязана первая мировая война.

Поэтому решено было созвать экстренное расширен­ное совещание Международного социалистического бю­ро в Брюсселе на 28 июля. Совещание открылось 28 июля и продолжалось 29 и 30 июля. В Брюсселе никто из вы­ступавших ораторов уже не говорил о всеобщей заба­стовке, как средстве предотвращения мировой войны. Не говорила даже крайне левая тогда Роза Люксембург, принимавшая участие в дебатах по вопросу о мерах, ко­торые должно предпринять социалистическим партиям для предотвращения войны. Никто и из других левых {152} ораторов тоже ни единым словом не обмолвился о мас­совом отказе от военной службы или о восстаниях, как средстве предотвращения войны. Всем участникам сове­щаний в Брюсселе была уже ясна невозможность всех таких мер.

По словам Карла Каутского, присутствовав­шего на совещаниях в Брюсселе, все выступавшие там ораторы одинаково резко осуждали Австро-Венгрию и высказывали свое недоверие к России. Они также резко выступали против Германии, которая, как указал Жорес, своей поддержкой Австро-Венгрии ставит под угрозу европейский мир. По этому вопросу ему не возражали, как не возражали и против его заявления, что Франция и Англия искренне стремятся сохранить мир. В резолю­ции, принятой единогласно представителями всех соци­алистических партий, рабочие всех стран, которым гро­зила опасность войны, призывались продолжать и уси­ливать свои массовые выступления против войны, за мир и за разрешение австро-сербского конфликта путем ар­битража. Социалистам Германии и Франции вменялось в обязанность оказывать совместное давление на свои правительства в пользу мира.

30 июля вечером Жорес вернулся из Брюсселя в Па­риж. Назавтра, во главе социалистической делегации, Жорес поехал в Министерство иностранных дел с заявле­нием, чтобы французское правительство повлияло на рус­ское, дабы оно не объявляло всеобщую мобилизацию. Но после того, как социалистическая делегация покинула здание Министерства иностранных дел, было получено сообщение, что Вильгельм II объявил военное положение. И в тот же вечер Жорес был убит полупомешанным фран­цузским националистом. Плеханов из Брюсселя уехал в Лондон, где в Британском музее он работал над своим трудом «История общественной мысли в России».

Когда 31 июля он прочитал в газетах об убийстве Жореса, по словам его жены, он «мертвецки побледнел». «Мне пока­залось, — писала она, — что он потеряет сознание. «Что с тобой?» — спросила я. Он ответил: «Ты не можешь {153} себе представить что за война это будет. Это будет из­биение народов, которое своей жестокостью превзойдет все, что человечество до сих пор испытало».

На следующий день Германия объявила войну Рос­сии, а через два дня — Франции. Рабочие и социалисты всех стран были единодушны пока казалось возможным предотвратить войну, но когда война разразилась, Ин­тернационал распался. Плеханов немедленно уехал в Па­риж. Там на собрании русских эмигрантов-социалистов он выступил с докладом: «Каково должно быть отноше­ние социалистов к войне?»

В своем докладе Плеханов доказывал, что обязан­ность социалистов всего мира помогать союзникам (Фран­ции, Англии и России) в защите их стран против немецкой агрессии. Войну, говорил Плеханов, начала Германия. Она — нападающая сторона. Германия полудеспотическая страна, Бельгия, Франция и Англия — демократические страны. Наша обязанность поэтому их защищать. Если победит Германия, она заберет у России территории, рас­положенные у моря, которые являются воротами России в Европу. Россия будет превращена в германскую коло­нию, в рынок для сбыта германских товаров. Российский рабочий класс сильно ослабеет, и политическое, экономи­ческое и социальное развитие России будет отброшено на многие десятилетия назад. Так говорил Плеханов в своем первом докладе о войне в Париже. Приблизитель­но то же самое он повторил и в своем напутственном слове уходившим на фронт русским добровольцам во Франции. Среди этих добровольцев были большевики, меньшевики, социалисты-революционеры и анархисты. В «Письме к руским социал-демократам», опубликованном им вскоре после его напутственного слова русским добро­вольцам, Плеханов писал:

«Со времени нашей революции 1905-1906 г.г. Виль­гельм II был сильнейшей опорой своему «брату» Нико­лаю II. Не во имя свободы объявила Германия войну. Нет, товарищи, Германия воюет во имя завоевания ею {154} экономического превосходства. Такова ее империали­стическая программа, которую она старается осущест­вить. И поскольку это касается нашей страны, захва­ченной Германией, то она станет экономическим васса­лом. Германия навяжет России такие условия, которые до нельзя затруднят ее дальнейшее экономическое раз­витие. А так как это экономическое развитие является предпосылкой социального и политического развития, то Россия потеряет, полностью или почти полностью, шанс покончить с царизмом... Победа Германии это — удар по прогрессу Западной Европы и полный, или почти полный, триумф русского деспотизма».

Так писал Плеханов в начале войны в «Письме к рус­ским социал-демократам». Когда так называемые «интер­националисты» возражали ему, что причина войны это не только злая воля Германии, то Плеханов ответил им:

— «Кто отказывается от решения вопроса о том, какая сторона нападает и какая защищается, тот тем самым признает себя неспособным обсуждать вопрос о войне».

III

 

В брошюре «О войне», выпущенной Плехановым в Париже в 1914 году, отвечая какому-то иностранному социалисту, Плеханов писал; «До вас дошел слух о том, что я смотрю на возможную победу Германии, как на большое несчастье для всей Европы и вы, зная, что я был горячим сторонником освободительного движения российского пролетариата, с беспокойством спрашивае­те себя: неужели он начинает мириться с русским цариз­мом? Неужели же он переходит в ряды панславистов?

Нет, дорогой товарищ, я как был так и остаюсь непри­миримым врагом русского царизма. К панславизму не тянуло и не тянет. И тем не менее меня в самом деле очень пугают последствия победы Германии над Россией... Такое поражение России, которое замедлит ее эконо­мическое развитие, будет вредно для дела русской {155} народной свободы и полезно Для нашего старого порядка, то есть того самого царизма, к низвержению которого мы стремимся. Всё, что замедляет наше экономическое развитие, поддерживает наш царизм, представляющий собой своеобразное политическое следствие экономиче­ской отсталости страны».

Так в начале войны писал Плеханов. Ленин летом 1914 года жил в горной деревушке Поронин, в Галиции, которая тогда была частью Австро-Венгрии. 28 июля Австрия объявила войну Сербии, Германия объявила войну России 1 августа. По чисто техническим причинам Австрия объявила войну России только 6 августа. Как раз в это время Ленин получил деньги из России и мест­ная галицийская полиция заподозрила, что Ленин явля­ется агентом русского правительства. 7 августа под вечер Ленин пришел к Якову Ганецкому, который тоже про­живал в Поронине, и рассказал ему, что у него был обыск и что жандармский вахмистр приказал утром явиться к поезду и ехать вместе с ним в Новый Тарг, к старосте. «Как вы думаете, — спросил Ленин у Ганецкого, — аре­стуют завтра в Новом Тарге или отпустят?». «Глупый жандарм подозревает вас в шпионаже, — ответил Ганецкий. — Пожалуй, арестуют».

Они решили действовать. Ганецкий дал телеграмму социал-демократическому депутату австрийского парла­мента доктору Мареку, который еще в 1912 году содей­ствовал переезду Ленина из Парижа в Краков. Сам Ленин послал следующую телеграмму директору краковской полиции: «Здешняя полиция подозревает меня в шпио­наже. Живу два года в Кракове, в Звежинце (предместье Кракова), 51 улица Любомирского. Лично давал сведе­ния комиссару полиции в Звежинце. Я эмигрант, социал-демократ. Прошу телеграфировать в Поронин и старосте в Новый Тарг во избежание недоразумений. Ульянов».

Жандармский вахмистр на следующий день поехал с Лениным в Новый Тарг к старосте. В это время, в ответ на телеграмму Ленина, жандарм получил такую {156} телеграмму от краковской полиции: «Жандармерия. Поронин. Против Ульянова не имеется здесь ничего предосуди­тельного в области шпионажа. Краков, 17 августа 1914 года». Эту телеграмму в копии получил и староста в Но­вом Тарге. Однако, он всё же арестовал Ленина.

«Надежда Константиновна Крупская, — пишет Ганецкий, — ездила к Владимиру Ильичу в тюрьму ежеднев­но». 11 августа Ганецкий помог Крупской послать Вик­тору Адлеру, лидеру австрийской социал-демократиче­ской партии, телеграмму, в которой она писала: «Очень прошу вас, уважаемый товарищ, помочь моему мужу. Вы знаете его лично: он был, как вы знаете, долгое время членом Международного бюро и хорошо известен Интер­националу. Я просила бы вас отправить настоятельную телеграмму прокурору в Ней-Зандец, что хорошо знаете моего мужа, причем можете уверить его, что это недо­разумение... Я уверена, что вы и еще другие австрийские товарищи сделают всё возможное, чтобы содействовать освобождению моего мужа. С партийным приветом, На­дежда Ульянова».

Адлер немедленно предпринял соответствующие ша­ги, после чего австрийское министерство внутренних дел послало в краковскую полицию такую телеграмму: «По мнению доктора Адлера, Ульянов смог бы оказать боль­шие услуги при настоящих условиях. Дирекции полиции предлагается также сообщить об этом военному суду,за которым числится Ульянов».

Ленин был освобожден. И через несколько дней вме­сте с Крупской и ее матерью, через Краков и Вену, отпра­вился в Швейцарию. 5 сентября Ленин послал Виктору Адлеру из Цюриха открытку следующего содержания:

«Уважаемый товарищ! Благополучно прибыл со всем се­мейством. Документы требовали только в Инсбруке и Фельдкирхе. Ваша помощь, таким образом, была для меня очень полезна. Для въезда в Швейцарию требуют паспорта, но меня впустили без паспорта, когда я назвал {157} Грейлиха. Привет и благодарность. С партийным приве­том, Ленин (В. Ульянов)» (Я. Ганецкий. «Арест В. И. Ленина в Австрии в 1914 г.». «Ленин­ский Сборник» № 2, стр. 173-186.).

К этому надо добавить, что Виктор Адлер с первого же дня объявления войны стал на сторону австро-герман­ской коалиции и всецело поддерживал войну против Рос­сии. Ленин это, конечно, прекрасно знал.

Н. Бухарин, бывший тогда в Швейцарии и очень близко стоявший к Ленину, в 1934 году в московских «Известиях» рассказал, что первым лозунгом Ленина, по прибытии в Швейцарию, был лозунг к солдатам всех армий: «Стреляйте своих офицеров!» Этот лозунг не был напечатан. Ильич изобрел более общую формулу: «Пре­вращение империалистической войны в войну граждан­скую».

Как говорит Бухарин, Ленин всех расспрашивал о позиции Плеханова. «Ильич, — писал Бухарин, — вол­новался, бесился, страшно хотел встречи с ним, чтобы такой случай скоро представился. Наконец, эта встреча состоялась. Через десять лет, вспоминая об этой «исто­рической встрече» Ленина с Плехановым и об их словес­ном турнире, Крупская писала в «Правде» 11 апреля 1924 г.: «Плеханова Владимир Ильич (Ленин) любил страстно. Плеханов сыграл крупную роль в развитии Владимира Ильича, помог ему найти правильный революционный путь, и потому Плеханов был долгое время окружен для него ореолом: всякое самое незначительное расхождение с Плехановым он переживал крайне болезненно. И после раскола партии он внимательно прислушивался к тому, что говорил Плеханов...

Даже в 1914 году, когда разра­зилась война, Владимир Ильич страшно волновался, го­товясь к выступлению против войны на митинге в Лозан­не, где должен был говорить Плеханов». В 1934 году об этой последней встрече Ленина и Плеханова Бухарин пи­сал в московских Известиях»: «Мы узнали, что Плеханов в Лозанне выступает 11 октября с докладом в Народном доме и вызвали Ильича телеграммой из Берна. Ильич {158} прилетел, как на крыльях. Битком набитая аудитория. Маленькая группа большевиков. На трибуне Плеханов, со сверкающими из-под густых посеребренных бровей глазами. Скрестив руки, театрально поглядывая по сто­ронам, он начинает говорить».

В своей статье Бухарин не передал речь Плеханова, но она вкратце была передана парижской русской газетой «Голос» в №№ от 18, 19 и 20 okt. 1914 г., в отчете о ре­ферате Плеханова и о последовавшем за ним реферате Ленина. Газету эту редактировал лидер меньшевиков Мартов, который по отношению к войне тогда занимал позицию очень близкую к ленинской.

Согласно отчету корреспондента «Голоса», Плеханов в своей речи в Лозанне повторил то, что говорил на собраниях в Париже, но к этому еще добавил: «Соци­ализм отнюдь не исключает любви к отечеству. Но между тем как люди, державшиеся точки зрения эксплуатирую­щих классов, находят позволительным и даже обязатель­ным ставить интересы своей страны выше интересов всего остального мира, социалист должен иметь мужество пой­ти против своего отечества, когда оно в своей иностран­ной политике поступает несправедливо, нарушает про­стые законы нравственности и права. Только тот социа­лист, который способен на это и может называться между­народным социалистом. Только тот социалист, который способен на это — имеет право сказать о себе, что в его любви к отечеству нет шовинизма».

Далее Бухарин рассказывает: «Плеханов, заприметя Ленина, шутит, что его поймали в “заманиловку”. И вот подымается Ильич. Лицо его бело, как гипсовая маска. Мне никогда ни до этого ни после не случалось видеть такого смертельно-бледного лица у Ильича. Только гла­за его горели, и, сухо картавя, отчетливо и энергично ударами неслыханной силы и неслыханного напряжения, Ильич стал рубить противника. Мы все сидели, как за­вороженные».

«Ленин сказал: — Нынешняя война не случайность, {159} зависевшая от того или иного нападения, а подготовлена всеми условиями развития буржуазного общества. Она была предсказана давно и именно в такой комбинации и такой линии... Социал-демократы только тогда исполняют свой долг, когда борются с шовинистическим угаром своей страны... И, не забывая слов Маркса, что «рабочие не имеют отечества», пролетариат должен принимать участие не в том, чтобы отстаивать старые рамки бур­жуазных государств, а создавать новые рамки социали­стических республик... Наша задача заключается не в том, чтобы плыть вместе с течением, а в том, чтобы превра­щать национальную, лже-национальную войну в реши­тельное столкновение пролетариата с правящими клас­сами».

В своем заключительном слове Плеханов, отвечая, Ленину, сказал: «Если Ленин прав, то прав окажется бывший Эрве и тогда надо ссылаться не на Маркса, а на Эрве старой манеры. Маркс говорит, что каждый на­род имеет право на существование, на автономию, но ведь это право предполагает право защиты; когда на него нападают, он должен защищаться. Иначе будет не интернациональная политика, а вненациональная, то есть утопическая, а не международная. Конечно, каждый обя­зан бороться прежде всего с шовинизмом своей страны, но в случае объявления войны нужно решить, кто напа­дает и со всей силой обрушиться на него».

И Плеханов закончил свое слово ссылкой на Бебеля, который на штутгартском конгрессе в 1907 году говорил, что дело рабочего класса было бы безнадежно, если бы он был бессилен найти в каждом отдельном случае винов­ника вооруженного конфликта.

IV

 

Крупская несколько иначе описывает этот словесный турнир между Лениным и Плехановым. Она пишет: «Ког­да 10 октября пришла телеграмма из Лозанны о том, что реферат Плеханова назначен на завтра, на 11 октября, {160} Ильич засел за подготовку к реферату. Приехав на со­брание вместе с Зиновьевым, Ильич сел и целиком весь ушел в слушание того, что говорил Плеханов. С первой частью реферата, где Плеханов крыл немцев, Ильич был согласен и аплодировал Плеханову. Во второй части Плеханов развивал оборонческую точку зрения. Уж не могло быть места никаким сомнениям. Записался гово­рить один Ильич. С кружкой пива в руках подошел он к столу. Говорил он спокойно и только бледность лица выдавала его волнение. У Ильича было только десять минут. Он сказал лишь основное. Плеханов с обычными остротами возражал ему. Меньшевики — их было подав­ляющее большинство — аплодировали Плеханову. Со­здалось впечатление, что Плеханов победил. 14 октября, через три дня, в том же помещении, где читал доклад Плеханов, был назначен доклад Ильича. Зал был битком набит. Доклад вышел очень удачным. Ильич был в при­поднятом, боевом настроении. Он развил полностью свой взгляд на войну, как на войну империалистическую... Ре­ферат Ильича имел громадный успех...»

Основные пункты позиции Ленинасжато и точно формулированы в его письме к Шляпниковуот 17 октября 1914 года. Там он, между прочим, писал: «В России шо­винизм прячется за фразы о belle France (о прекрасной Франции) и о несчастной Бельгии (а Украина и т. д.?) или за «народную» ненависть к немцам (и к «кайзеризму»). Поэтому наша безусловная обязанность — борьба с этими софизмами. А чтобы борьба шла по точной и ясной линии, нужен обобщающий лозунг. Этот лозунг: для нас, русских, с точки зрения интересов трудящихся масс и рабочего класса России, не может подлежать ни малейшему, абсолютно никакому сомнению, что наимень­шим злом было бы теперь и тотчас — поражение цариз­ма в данной войне. Ибо царизм сто раз хуже кайзеризма... Лозунг мира, — по-моему, неправильный в данный мо­мент. Это обывательский, поповский лозунг. Пролетар­ский лозунг должен быть: гражданская война... Мы не {161} можем ни «обещать» гражданской войны, ни «декрети­ровать» ее, но вести работу — при надобности очень долгую — в этом направлении мы обязаны».

Это Ленин писал в частном письме к Шляпникову, это повторил он и в письме к нему от 31 октября.

В декларации же, опубликованной Лениным в его газете «Социал-демократ» от 1 ноября от имени Централь­ного Комитета большевистской партии под заглавием «Война и российская социал-демократия», Ленин писал:

«Превращение империалистической войны в гражданскую войну есть единственно правильный пролетарский ло­зунг... вытекающий из условий империалистической вой­ны между высоко развитыми буржуазными странами. Как бы ни казались велики трудности такого превраще­ния в ту или иную минуту, социалисты никогда не отка­жутся от систематической, настойчивой, неуклонной под­готовительной работы в этом направлении».

Как известно, этот лозунг Ленина не был принят ни одной социалистической партией Европы и никем из более или менее видных лидеров социалистических пар­тий в России и заграницей. Не был согласен с этим даже Лев Каменев, в то время единственный член ЦК большеви­ков и заместитель Ленина в Петербурге. Когда Каменева арестовали и предали суду, он на суде заявил, что не разделяет «тезисов» Ленина, отказывается превратить войну внешнюю в войну гражданскую и также отказы­вается от лозунга, что «поражение России в войне было бы меньшим злом». Что касается П. Б. Аксельрода, одно­го из основоположников российской социал-демократии, то он сначала одобрил позицию, занятую Плехановым в войне. Но вскоре повернул в сторону так называемых «интернационалистов». И то, что он оказался в лагере противников Плеханова было для него нелегко. Аксельрод и Плеханов в течение десятков лет работали вместе; трудно выразить, как эти два человека были внутренне связаны. Но несмотря на их расхождение по вопросу об отношении к войне, они всё же не прервали дружбы.

{162} Плеханов в письмах и при редких личных встречах (Пле­ханов жил в Женеве, Аксельрод — в Цюрихе) старался влиять на Аксельрода, переубедить его. Аксельрод делал то же самое. По словам известного деятеля еврейского социал-демократического «Бунда» А. Литвака, тогда в Цюрихе близко стоявшего к Аксельроду, Аксельрод в то время редко говорил о Плеханове. Но когда другие в его присутствии отпускали резкое слово по адресу Плеха­нова, видно было, как Аксельрод от этого страдал.

Ло­зунг Аксельрода был: «мир и восстановление социалистического Интернационала». Но хоть и был он интернационалистом, он глубоко болел за Францию и Бельгию, и боялся победы Вильгельма II. В начале войны, когда германские армии шли от победы к победе, а французам угрожала величайшая военная катастрофа, английский флот потопил германское военное судно, — Аксельрод сказал тогда Литваку: «Вот что война может сделать с человеком! Немецкое судно потоплено, много людей по­гибло. Это должно ведь было бы меня огорчать, а я в душе этому даже немного обрадовался. Пусть это умень­шит их победу, пусть это уменьшит поражение союзни­ков. Я сам себя поймал на этой мысли и хотел ее пода­вить, но она не дает подавить себя. Вот во что война превращает всех нас».

Когда русские взяли Лемберг (Львов), Аксельрод сказал тому же Литваку: «Я знаю, что население Лемберга пострадает, и русскому народу от этого легче не ста­нет, и всё же: Германия одерживает столько побед, пусть к моменту мирных переговоров будет хотя бы равнове­сие. Впрочем, это, по всей вероятности, только предлог для оправдания чувства. Вы знаете, где-то в глубине ду­ши ведь все мы националисты».

Другой тогдашний лидер меньшевиков — Ю. О. Мар­тов занимал позицию более близкую к ленинской. О его парижской газете «Голос» Ленин писал: «”Голос” является сейчас лучшей социалистической газетой в Европе. Чем {163} чаще и сильнее я расходился с Мартовым, тем определен­ней я должен сказать, что этот писатель делаеттеперьименно то, что должен делать социал-демократ».

Основным лозунгом Мартова был — мир. Статья его в № 190 «Голоса» была озаглавлена «Мир», и он требовал «возможно скорейшего окончания войны». Вначале Ле­нин как будто не возражал против этого, но уже в ноябре 1914 года в письме к Шляпникову Ленин писал: «Умные буржуа передовой страны за мир... А мы не должны да­вать смешивать себя с мелкими буржуа, сантиментальными либералами и так далее. Эпоха штыка наступила. Это — факт, значит и таким орудием надо бороться... Объек­тивно, кому теперь сыграет на руку лозунг мира? Во всяком случае не пропаганде идей революционного про­летариата, не идее использовать войну для ускорения кра­ха капитализма».

А в своей статье «Положение и задачи социалисти­ческого Интернационала», напечатанной в «Социал-де­мократе» от 1 ноября 1914 года, Ленин писал: «Долой поповски-сантиментальные и глупенькие вздыхания о ми­ре во что бы то ни стало! Поднимем знамя гражданской войны!»

И естественно, что Ленин назвал «социал-шовини­стическими» не только взгляды Аксельрода, ибо они, со­гласно ему, «как две капли воды похожи на патриотиче­ские выступления Плеханова, но более трусливы». Он вскоре ополчился и на Мартова, который в своем докла­де в Берне не отгородился от Аксельрода и так же, как Аксельрод, проповедовал «скорейшее окончание войны — и мира». В это время почти всех лидеров социалисти­ческих партий Европы Ленин уже называл «подлецами», «лицемерами», «изменниками», «полуидиотами», «дура­ками», «сволочью». Но Ленин, надо сказать, в своих взгля­дах был почти одинок. Так продолжалось до Циммер-вальдской конференции 1915 года.

{164}

V

В 10-ом томе «Малой советской энциклопедии» (3-е изд.) о Циммервальдской конференции сказано: «Циммервальдская конференция состоялась 5-8 сентября 1915 года. В ней участвовало тридцать восемь делегатов один­надцати стран (Россия, Польша, Италия, Болгария, Румыния, Германия, Франция, Швейцария, Голландия, Шве­ция и Норвегия). Принятый конференцией Манифест признал войну империалистической, осудил поведение социалистов, которые голосовали за военные бюджеты и принимали участие в буржуазных правительствах, при­зывал рабочих Европы развернуть борьбу против войны, за мир без аннексий и контрибуций».

Дальше «Малая советская энциклопедия» пишет:

«Левая группа (то есть группа, возглавляемая Лениным) го







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 412. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Реостаты и резисторы силовой цепи. Реостаты и резисторы силовой цепи. Резисторы и реостаты предназначены для ограничения тока в электрических цепях. В зависимости от назначения различают пусковые...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия