Студопедия — САМОРЕГУЛЯЦИЯ ВНЕШНЕЙ МОТИВАЦИИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

САМОРЕГУЛЯЦИЯ ВНЕШНЕЙ МОТИВАЦИИ






Несмотря на то что внутренняя мотивация является важным видом мотивации, это не единственный вид мотивации и даже не единственный вид мотивации самостоятельного поведения. Конечно, многое из того, что люди делают, строго говоря, нельзя назвать внутренне мотивированным, особенно когда подходит к концу раннее детство и свобода быть внутренне мотивированным всё больше и больше ограничивается социальным давлением, вынуждающим делать то, что неинтересно, и принимать на себя всё новые обязательства.

Важный вопрос о видах деятельности, не мотивированных внутренне, заключается в том, откуда у людей возникает мотивация для их выполнения и как такая мотивация влияет на устойчивость данного вида деятельности, ее ка­чество, поведение и ощущение благополучия. Всякий раз, когда человек (будь то родитель, учитель, начальник, тренер или врач) пытается побудить других к определенному поведению, мотивация этих других может находиться в диапа­зоне от амотивации, или нежелания, до пассивного подчинения и, наконец, активного личностного принятия. В соответствии с ТС, эти различные виды мотивации отражают различия в степени того, насколько смысл и правила тре­буемого поведения могут быть интериоризованы и интегрированы в структуру личности. Интериоризация относится к «принятию» людьми смысла или пра­вила, а интеграция - к дальнейшему преобразованию этого правила в их соб­ственное таким образом, что впоследствии его действие будет основано на чув­стве Я.

Интериоризация и интеграция, несомненно, являются ключевыми проблемами социализации детей, но в то же время остаются значимыми и на протяжении всей жизни. Практически в любом окружении, куда попадает человек, предписаны определенные типы поведения и определенные ценности, причем эти типы поведения не всегда интересны, а ценности невозможно принять сразу и безоговорочно. Соответственно ТС обратилась к изучению (а) процессов, посредством которых поведение, не мотивированное внутренне, может стать истинно самостоятельным, и (б) форм влияния социальной среды на эти процессы.

Термин «внешняя мотивация» относится к деятельности, осуществляемой ради получения некоторого вполне определенного результата, и, таким образом, противопоставляется «внутренней мотивации», имеющей отношение к осуществлению деятельности ради получения удовольствия от деятельности как таковой. В отличие от некоторых концепций, где внешне мотивированное поведение рассматривается исключительно как неавтономное, ТС предполагает, что внешняя мотивация может сильно различаться по степени ее относительной автономности. Например, студенты, которые выполняют домашнее задание, потому что лично осознают его значимость для выбранной ими профессии, мотивированы внешне, равно как и те, кто выполняет задание только потому, что находится под неусыпным контролем родителей. В обоих примерах наблюдается скорее инструментальный подход к деятельности, чем получение удовольствия от работы как таковой, но первый случай внешней мотивации связан с личным принятием и чувством личного выбора, в то время как во втором случае подразумевается подчинение внешней регуляции. Оба случая представляют собой примеры сознательных действий, однако различаются по степени относительной автономности. В первом случае, конечно, наблюдается тот тип внешней мотивации, которого добиваются мудрые агенты социализации вне зависимости от сферы приложения их усилий.

Деси и Райан разработали еще один компонент ТС, который обозначили как теорию организмической интеграции (ТОИ), где более точно определили разли-чные формы внешней мотивации и средовые факторы, содействующие и пре-пятствующие интериоризации и интеграции правил соответствующих форм поведения. На рис. 1 представлена осуществленная в рамках ТОЙ класси-фикация типов мотивации, упорядоченных слева направо по степени, в которой данные виды мотивации порождаются нашим Я (то есть являются са­модетерминированными).

На левом краю континуума самодетерминации располагается амотивация, отсутствие всякого желания действовать. В состоянии амотивированности люди либо совсем ничего не делают, либо действуют без умысла - просто выпол­няют последовательность телодвижений. Амотивация - следствие того, что человек не ценит данный вид деятельности, не чувствует себя компетентным или считает, что в результате не сможет получить желанную награду. Справа от амотивации на рис. 1 показаны пять видов мотивированного поведения. Хотя многие теоретики рассматривали мотивацию как единый конструкт, каждая категория, определенная в ТОЙ, описывает теоретически, эмпирически и функционально отличный от остальных тип мотивации. На правом краю континуума находится классическое состояние внутренней мотивации — осуществление деятельности ради внутреннего удовлетворения, которое она приносит сама по себе. Эта мотивация высоко автономна и представляет собой изначальное состояние самодетерминации. Формы поведения, мотивированные внешне, заполняют континуум между амотивацией и внутренней мотивацией, различаясь по степень автономности их регуляции.

Наименее автономное мотивированное извне поведение называется внешне регулируемым. Оно осуществляется ради выполнения внешнего требования или в надежде на вознаграждение. Как правило, люди переживают внешне регулируемое поведение как контролируемое или отчужденное, а их действия характеризуются внешним локусом контроля. Внешняя регуляция — это центральный тип мотивации для теоретиков оперантного обуславливания (например, для Скиннера), и именно ее, как правило, противопоставляли внутренней мотивации в ранних лабораторных и полевых исследованиях.

Второй тип внешней мотивации обозначен как интроецированная регуляция. Интроекция подразумевает, что мотивация принята, но не полностью признана за свою собственную. Это относительно контролируемая форма поведения, когда поступки совершаются ради того, чтобы избежать чувства вины или бес­покой-ства или получить основания для самоудовлетворения (например, гордость). Иными словами, интроекция представляет собой регуляцию посредством согласующейся с обстоятельствами самооценки. Классическая форма интроекции — вовлечение Эго, когда человека мотивирует необходимость продемонстрировать свои способности (или избежать неудачи) в целях поддер-жания чувства собственного достоинства. Несмотря на то, что интроецированная регуляция осуществляется при помощи внутренних процессов, локус контроля остается внешним, а соответствующее поведение не переживается как истинная часть себя.

Более автономным, или самодетерминированным, видом внешней мотивации является регуляция посредством идентификации. Идентификация представляет собой такую сознательную оценку цели поступка или правила, при которой деятельность осознается и принимается как личностно значимая. Наконец, наиболее автономной формой внешней мотивации является интегрированная регуляция. Интеграция происходит, когда регуляторы предыдущего типа полностью ассимилируются в Я, что означает, что они были обдуманы и приведены в соответствие с остальными ценностями и потребностями человека. Интегрированная мотивация имеет много общего с внутренней мотивацией, но действия при ней остаются мотивированными внешне, поскольку выполняются скорее ради достижения определенных ощутимых результатов, чем ради получения удовольствия от них самих.

По мере того как Люди интериоризируют правила и включают их в Я, они начинают ощущать все большую автономность своих действий. Этот процесс может происходить поэтапно, но мы отнюдь не предполагаем, что человек обязательно должен пройти через каждый тип регуляции. Скорее, ему будет относительно несложно интериоризировать новое правило поведения в любой точке континуума, в зависимости от прошлого опыта и от текущей ситуации. Тем не менее спектр поступков, которые могут быть включены в Я, рас­ширяется по мере того, как увеличиваются умственные способности и разви­вается личность. Есть данные, указывающие, что общий стиль регуляции у ребенка с течением времени становится более интериоризированным, или саморегулируемым.

По-видимому, существует множество преимуществ более интериоризиро-ванной регуляции, и в их числе более эффективное поведение, более развитая сила воли, более ярко выраженное субъективное благополучие и более высокая степень включенности индивидуума в социальную группу.

Факторы, способствующие интеграции внешней мотивации. В связи со значимой ролью интериоризации критически важна проблема обеспечения авто­номной регуляцией внешне мотивированных видов деятельности. Иными сло­вами, выяснение вопроса: какие социальные условия способствуют, а какие препятствуют интериоризации и интеграции?

Поскольку действия, мотивированные извне, как правило, сами по себе не интересны, главная причина, по которой человек их выполняет, состоит в том, что к этому его побуждают значимые другие, а также в том, что эти значимые другие оценивают его действия или подают пример. Следовательно, отношения с окружающими, а именно потребность в чувстве принадлежности к обществу и в связи с другими людьми, критически важна для интериоризации. Таким образом, в ТОЙ утверждается, что интериоризация произойдет с большей вероятностью, если окружающая среда поддерживает чувство связи с другими людьми.

Например, Райан, Стиллер и Линч показали, что все дети, наиболее полно интериоризировавшие регуляцию позитивных видов деятельности, связанных с учебой, чувствовали заботу лесную связь со своими родителями и учителями.

Относительная интериоризация внешне мотивированного поведения зависит также от субъективной компетентности. Люди с большей вероятностью принимают деятельность, ценимую в значимой социальной группе, если чув­ствуют себя успешными в этой деятельности. Как и в случае с любой целена­правленной деятельностью, ТОЙ предполагает, что поддержка чувства компе­тентности будет усиливать интериоризацию. Таким образом, например, если детей заставлять выполнять задания, до выполнения и понимания пользы которых они еще не доросли, то можно предсказать, что в лучшем случае они лишь частично интериоризируют правила этой деятельности и регуляция останется либо внешней, либо интроецированной.

Наконец, интериоризации способствует переживание автономности, кото­рое является критически важной составляющей процесса интеграции регуля­ционных механизмов. Факторы окружения ведут к внешней регуляции, если оно ощутимо поощряет и наказывает, а человек при этом чувствует себя доста­точно компетентным, чтобы справиться с заданием. Факторы окружения ведут к интроецированной регуляции, если референтная группа одобряет данный вид деятельности, а человек чувствует свою компетентность и тесную связь с другими. Но к автономной регуляции факторы окружения могут привести только в том случае, если они поддерживают автономность, позволяя человеку чувствовать свою компетентность, связь с другими людьми и независимость. Чтобы интегрировать регуляцию, человек должен понять ее значение и объе­динить в систему с остальными своими целями и ценностями. Такому глубокому, целостному осмыслению способствует чувство собственного выбора, собственное желание и свобода от внешнего принуждения. В этом смысле под­держка автономности позволяет людям активно преобразовывать ценности в свои собственные.

Отметим еще один момент относительно спорного вопроса об автономности человека. Само понятие автономности часто преподносится как противопо­ложность общности или связанности с другими людьми. По сути дела, в неко­торых теориях понятие автономности часто приравнивается к таким понятиям, как индивидуализм и независимость, которые действительно подразумевают слабую степень привязанности. Но в рамках ТС за автономностью стоит не независимость, равнодушие или эгоизм, а скорее ощущение собственной свободной воли, которое может сопровождать любое действие, независимо от того, осуществляется оно в коллективе или в одиночку. В ранних исследованиях на корейской и американской выборках показано, что между автономностью и коллективизмом существует более сильная положительная связь, чем между автономностью и индивидуализмом. Более того, выявлена положительная, а не отрицательная связь между силой привязанности к родителям и автономностью у подростков. Таким образом, мы ни в коей мере не приравниваем автономность к независимости или индивидуализму.







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 928. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия