Методы разработки и выбора УР имеют три варианта набора процедур – три альтернативы:
- разработка, согласование, принятие, утверждение, реализация, контроль и архивирование;
- корректировка ранее разработанных и успешно реализованных УР, согласование, принятие, утверждение, реализация, контроль и архивирование;
- выбор из имеющихся, согласование, принятие, утверждение, реализация, контроль и архиви-рование
УР можно формировать на трех стадиях развития проблемы:
• в начале развития (область 1), когда величина проблемы еще не внушает опасений. Решение будет действовать по упреждению;
• в период устойчивого опасного развития (область 2), когда величина проблемы оказывает существенное негативное влияние на управленческую деятельность. Решение будет действовать с некоторым запозданием от негативных результатов проблемы;
• в период стабилизации (область 3), когда всем станут очевидны ее размеры и опасное действие. Решение будет действовать в режиме реального времени.
Методы выбора одной из альтернатив решения:
1. Аналитические методы (логические соотношения: условие-результат)
Они определяют соотношение между условиями выполнения задачи и ее результатами в виде формул, графиков, логических соотношений, например, «Тише едешь – дальше будешь». «Тише едешь» – это условие, а «дальше будешь» – это результат. В деятельности организаций имеется много типовых зависимостей, имеющих объективный характер: зависимости между спросом и предложением, жизненного цикла продукции от времени, производительности труда от квалификации персонала, стиля управления от характера деятельности компании, качества УР от полноты и ценности информации и др.
2. Статистические методы (информация о прошлом опыте)
Методы основаны на использовании информации о прошлом удачном опыте ряда организаций в какой-либо сфере деятельности для разработки или реализации УР другими компаниями. Данные методы реализуются путем сбора, обработки и анализа статистических материалов, как полученных в результате реальных действий, так и выработанных искусственно, путем статистического моделирования на ЭВМ. К этим методам относятся: последовательный анализ и метод статистических испытаний.
3. Метод математического программирования (использование программных методов имитирования, критерии оптимальности)
Этот метод позволяет рассчитывать лучший вариант решения по критериям оптимальности (например, минимум времени, максимум качества и др.) программы действий УР.
Работник, разрабатывающий решения, вводит в компьютер набор ситуаций, подлежащих изменению в соответствии с целью, а также критерии. Компьютер на базе математических соотношений либо разрабатывает новое решение, либо выбирает подходящее из набора альтернативных решений. Используются математические методы и модели.
4. Матричный метод (компромисс интересов)
Метод реализует выбор лучшего решения из набора альтернатив на основе компромисса признаков (критериев), достигнутых заинтересованными сторонами. Компромисс может быть достигнут между двумя, тремя или более заинтересованными сторонами, поэтому матрица признаков может быть двухмерная, трехмерная и т.д.
5. Метод конференции идей (стимулирование процесса мышления) основан на стимулировании процесса мышления на уровне сознания. Базовые правила использования данного метода состоят в следующем:
• запрещается любая критика, в том числе позитивная и насмешки;
• число участников в диапазоне 4–12;
• формулируются одна - две зависимые друг от друга задачи;
• время обсуждения ограничивается 30–50 минутами;
• ведется запись всех предложений, включая и абсурдные.
На Западе и в США распространен метод мозговой атаки, в основе которого лежит стимули-рование мышления на уровне подсознания.
6. Метод вопросов и ответов основан на предварительном составлении набора вопросов, отве-ты на которые могут сформировать новый подход к решению заданных проблем.
Приведем набор активизирующих вопросов для данного метода:
• Можно ли получить тот же результат, не используя данный продукт?
• Можно ли достичь тех же результатов вообще не делая этой работы?
Можно ли сделать продукт или работу более легкими?
7. Теоретико-игровой метод (человеко-машинная система принятия решений)
Профессиональные интересы участников
Наименование участника Предмет заинтересованности
Президент Повышение имиджа предприятия
Увеличение конкурентоспособности
Увеличение чистой прибыли, остающейся в распоряжении ком-пании
Главный инженер Использование прогрессивной технологии и современных мате-риалов
Привлечение высококвалифицированного персонала
Достижение высокого качества изделий
Главный экономист Увеличение прибыли и сокращение затрат
Уменьшение налогооблагаемой базы
Привлечение солидных инвесторов
Начальник отдела материального обеспечения и сбыта Сокращение количества комплектующих изделий
Сохранение налаженных связей с поставщиками и потребителями
Возможность использования новой продукции как средство бар-терного обмена
Председатель профкома Увеличение отчислений от прибыли в фонд социального развития коллектива
Увеличение затрат на техническую безопасность труда
Основан на создании человеко-машинной системы разработки решений. По схеме совещание проходит за несколько сеансов игры – обычно 10–12. На первом сеансе все участники вводят в компьютер свои максимальные требования. После обработки этих данных компьютер выдает вариант решения каждому участнику совещания. Если данный вариант по отношению к заложенной модели является некорректным или невыполнимым, то каждому участнику даются рекомендации о желательных изменениях первоначальных требований. После обсуждения участники вводят коррективы и процесс продолжается либо до достижения консенсуса, либо до принятия общего решения о неэффективности нового изделия и нецелесообразности его производств (отрицательное решение).