Чала "Царствия Божьего".
Но когда перспективы этого "Царствия" потускнели и почти исчезли сов- сем, поддерживаемые надеждой силы распались, и чисто индивидуалистичес- кий аспект этой семитской религии перерос в социалистический аспект. "Экклезия", сообщество верующих, понимаемое как безличная мистическая среда, основанная на взаимной потребности - любить, служить, "соучаство- вать",- потребности во взаимной поддержке и взаимной зависимости тех, кому не достаточно одиночества, заменила собой ускользающую реальность "Царствия Божьего". "Экклезию", о которой мы здесь говорим, следует отличать от католи- ческой организации. Эта организация выросла из последовательной романи- зации "экклезии" в ее первоначальной форме: и эта романизация в значи- тельной мере изменила духу "экклезии", подчинила ее семитскую сторону принципу иерархического авторитета и символически-ритуальному аспекту. Важно понять изначальную реальность "экклезии" первых христианских об- щин, уже вышедших из-под непосредственного влияния Иисуса и потерявших ощущение начала "Царст вия Божьего". Именно в них скрыт зародыш той си- лы, которая должна была привести к типу современного евро-американского общества. Имперский принцип - это иерархия, порядок, идущий сверху. Принципом христианской экклезии было равенство, братство. В Империи существовали персонифицированные отношения зависимости: там были господа и были слу- ги. Там существовал кастовый режим в совершенной форме. В экклезии эти отношения обезличились: экклезия стала союзом одинаковых существ - без вождей, без классов, без традиционных различий, поддерживаемым лишь вза- имной зависимостью и одинаковыми душевными потребностями. Иными словами, в экклезии зародилась социальность, форма общежития, объединения в неч- то коллективное и уравнивающе солидарное. И как мы сказали: дух проявил себя как разрушитель Духа. И это привело прямо к Реформации. Реформация - это великая катастрофа нордического человечества. Она есть вырождение, деградация до негативного и семитского уровня силы, вдохновлявшей ранее германских императоров на борьбу против римского ига. В идеале Гогенштауфенов в действительности мы видим принципы сво- боды, независимости и индивидуальности, принадлежащие к изначальной эти- ке германского племени. За эти ценности в Средние Века боролись, но бо- ролись духовно<D, и они, по своей природе, оправдывались идеалом Импе- рии. В сущности, они выдвигались как притязание на высшую, более солнеч- ную и более мужественную и совершенную иерархию, нежели иерархия, кото- рую Церковь в своем компромиссе когда-либо могла предложить. В Реформа- ции мы видим как раз противоположное: мы видим в ней утверждение якобы нордических сил, отказавшихся от цепей Рима, чтобы уничтожить при этом последние остатки иерархического могущества, которые еще представляла собой церковь. Вследствие этого снова произошло оживление сил, напол- нявших ранее первые христианские общины и жизнь "экклезии". В Реформации произошел возврат к раннему христианству в его низшем "социалистическом" аспекте, в противоположность римскому церковному фактору. Протестанская непримиримость положила конец католическому компромиссу, но не в пользу обращения к Империи, а в пользу обращения к анти-империи. Однако германские народы сохранили в своей крови еще слишком много нордических факторов для того, чтобы этот переворот оказался для них ре- шающим. Вопреки всему, вопреки расколу, германские народы оставались вплоть до вчерашнего дня, вплоть до начала Мировой войны, теми народа- ми, в которых - более, чем в каких-либо других - поддерживался имперский и почти феодальный режим, живое ощущение мужественных нордических цен- ностей чести, верности, иерархии. Иначе дело обстояло в англо-саксонских странах, и особенно после то- го, как религиозная революция перешла в политическую; после того, как падение авторитарного принципа в духовной области распространилось на социальную, а потом и на моральную сферу, и после того, как волнения и разрушительное влияние якобинской революции распространились по всему свету. При таком положении дел мы видим в действительности, что Реформация - изначально бывшая религиозной революцией - привела к перевороту самой политической идеи. Освободясь от оков римского авторитарного сознания, Церковь социализировалась и сделалась имманентной, а в дальнейшем при- няла форму, - как более или менее секуляризированная политическая ре- альность, - ранней экклезии. Место иерархии после Реформации заняло свободное общество верующих, освобожденное от цепей авторитета, где каждый был "сам себе судья", и где все были равны. Другими словами, это было началом европейского "со- циалистического" упадка: имперскому идеалу протестанская религия прегра- дила путь организацией, управляемой не вождями, а группой обычных людей, организацией снизу, исчерпывающейся безличным объединением в чисто кол- лективную, сама собой управляющую и сама себя оправдывающую социальную структуру. Это движение быстро охватило англо-саксонские народы, и сегодня они склоняются к "католизации", т.е. к такой универсальности, которая пол- ностью противоречит как всему римскому и имперскому, так и всему тому, что в ограниченном смысле можно назвать собственно позитивно церковным: как в рамках отдельной нации они суммируют индивидуумов, уничтожая их различие, в чисто социальном союзе, так эти народы все более склоняются к тому, чтобы уничтожить разделение и привилегии наций, взятых в целом, и предоставить всем им одинаковый ранг в анонимном универсализме "Лиги Наций". Одновременно с этим религиозность все более "очеловечивается" и все более тяготеет к тому, чтобы слиться с социальностью. Доказа- тельствами этому служит новейшая тенденция, распространившаяс я в про- тестантских странах, к созданию "религии социальных служб", "религии труда" и т.д., а также все возрастающий перевес моральных интересов и моральной нетерпимости надо всем идеальным и метафизическим. Если сложить все эти факторы вместе, то мы получим следующую картину: Реформация способствовала последовательному отделению от христианс- ко-языческого зерна, еще сохранившегося в католических странах, собственно христианского аспекта (в его умеренной форм е идеала простого общежития) и привела к созданию нового типа общества: к демократическому государству, к анти-империи, к самоуправлению масс, к нивелированию от- дельных людей в анархической солидарности, с призрачными правителями - слугами слуг, которые как простые "представители" зависимы от масс и от- ветственны перед массами - вместо того, чтобы массы были ответственны перед ними, вместо того, чтобы как высшие вожди являться принципами аб- солютного авторитета. Естественно, этим исчерпывалось еще далеко не все. Скрытыми "подзем- ными" путями секуляризированное восстановление экклезии снова призывало семитов, и именно в протестантских странах капитализм и плутократия раз- вились в особенно явной форме, и именно в протестантских странах за ку- лисами демократической "свободы" снова появился всемогущий "еврей", гос- подин сил и людей в оскверненном не имеющими отечества финансами мире. И одновременно с этим дала знать о себе последняя катастрофа, начало чистого коллективизма, соответствующего пролетарскому мифу "третьего ин- тернационала" и "профетической" миссии Советов. Совокупностью этих фактов мы поставлены перед решающим ИЛИ-ИЛИ.
|