Там, где позитивистские суеверия предполагают обезьяноподобных пещерных
жителей, существовала единая и могущественная пракультура, отголоски ко- торой слышатся во всем великом, что дошло д о нас из прошлого - как веч- ный, вневременной символ. Иранцы знают о airyanem vaejo, стране, лежащей на крайнем Севере, и видят в ней первое творение "Бога Света", место, откуда пошел их род. Это также обитель "Сияния" - hvareno - той мисти- ческой силы, которая связана с арийской расой и, в особенности, с ее бо- жественными монархами; они видят в ней - символически - то "место", где впервые Заратустре открылась его воинственная религия. В традиции ин- дийских ариев также говорится о Света-двипа, где находится обитель Нара- яны, того "Кто есть Свет" и того "Кто стоит над Водами", т.е. над слу- чайностью происходящего. В ней говорится и об "уттаракура", нордической прарасе; под словом "нордический" там понимается солнечный путь богов - "дэваяна" - и, в описании "уттара" преобладает идея всего благородного, всего возвышенного, всего того, что можно назвать "арийским" в высшем смысле и что отождествляется с идеей Севера. Предками ахейско-доричес кого племени также считаются мифические северные гиперборейцы: оттуда пришел почитаемый этим племенем бог или герой солнечный Аполлон, победи- тель Пифона. Оттуда Геракл - союзник олимпийских богов в их борьбе с ти- танами, истребитель амазонок и существ стихий, "Прекрасный Победитель", аватарой которого считали себя позже многие греческие и римские цари, - принес оливковое древо, и его листвой с тех пор венчают всех победите- лей (Пиндар). Эта нордическая тема отождествлялась в Элладе с темой Туле, та- инственной северной страны, называемой иногда "Островом Героев", "Стра- ной Бессмертных", где правит белокурый Радамантис, и "Солнечным Остро- вом", - thule ultima a sole nomen habens - лат. - воспоминания о кото- ром долгое время оставались настолько живыми, что в преданиях говорится, что Констанций Хлор выступил со своими легионами в Британию не столько ради воинской славы, сколько для того, чтобы в своем апофеозе власти приблизиться к месту, являющемуся "более святым и более близким к не- бу", чем любое другое. В нордическо-германских традициях часто Асгард, обитель Асов и преображенных героев, является образом именно этой север- ной страны, и нордические короли, считавшиеся полубогами и Асами, - semidios id est ansis, - и их народы, добивающиеся победы за счет своего мистического могущества "счастья", видели в той божественной стране ис- токи происхождения их династии. Северным или северо-западным считается в галльской традиции Аваллон, откуда берет свое начало род Туата де Да- нанн, героических покорителей доисторической Ирландии, среди которых ге- рой Огм точно соответствует дорическому Гераклу, - Аваллон, отождествля- ющийся иначе с Тирнамбео, "Страной Живых", царством Боадога, "Победи- теля". И ацтеки помещают свою прародину на севере в Ацтлане, который на- зывается также "Белой Землей" или "Страной Света", откуда они вышли под предводительством бога войны Хуитцилопохтли. Тольтеки тоже считают изначальным местом происхождения своего рода Тлалокан, Толлан или Тулу, так же, как и греческая Туле, обозначающую "Солнечную Страну", тождественную "Раю" королей и героев, павших на поле битвы. Таковы ссылки, которые можно найти в различных традициях как вос- поминание о нордической родине и нордической культуре, где трансцендент- ная, нечеловеческая духовность тесно связана с героическим, королевским, триумфальным элементом: в победоносном превосходстве формы над хаосом; в победе сверхчеловеческого и небесного надо всем человеческим и земным; в "солнечности" как в основном символе трансцендентного мужества; в иде- але достоинства и благородства, который на материальном уровне по логике сакральных соответствий сопряжен с фигурами влас телина, героя, господи- на. И когда мы говорим о том, что следы передачи традиции ведут с Севера на Юг и с Запада на Восток, тем путем, которым двигались сохранившие ду- ховность расы, то лишь потому, что уже в новое время великие арийские народы доказали, что они являются прямыми наследниками этой силы и этой культуры, доказали своими чистейшими ценностями и культами, своей явной божественностью и своей организацией, а также своей борьбой против нич- тожных южных рас, связанных с землей и с духами земли, с "демонической", иррациональной стороной бытия, погрязших в смешении, коллективизме, то- темизме, "титанизме" и хаосе. Кроме того - как уже явствует из всего сказанного выше - то, что было историей, стало сверх-историей: "Страна Живых", "Крепость Героев", "Сол- нечный Остров", с одной стороны, являют собой тайну происхождения, а с другой - тайну пути к новому рождению, к бессмертию, к сверхчеловечес- кому могуществу: пути, который может привести к высшему королевскому достоинству. И при этом исторические факторы становятся духовными факто- рами, реальная историческая традиция - Традицией в трансцендентном смыс- ле, стоящим над временем Вечным Присутствием. Символы, знаки и сказания говорят нам о подземных путях этой Единственной Традиции и свиде- тельствуют о единственной подлинной "ортодоксии", где навсегда достигну- та высшая точка, и где "солнечная" духовность вечно властвует над низ- шими силами. В соответствии с этим, в более поздние эпохи, когда уже на- чалось роковое затемнение "божественности" (ragna-rokrr), в рассеянных силах и в вождях арийских племен "нордический" расовый элемент, отделив- шись от собственно "духовного" элемента, с которым он был изначально связан, стал особой категорией, определенным архетипом культуры. Именно он определял в дальнейшем специфику и характер отношения к сверхчеловеческому уровню даже там, где уже не осталось никаких конкрет- ных этнических взаимоотношений между различными арийскими ветвями. Имен- но этот общий тип мог бы снова объединить различные культуры при восс- тановлении духовной организующей силы, воздействовавшей ранее, в эпоху Пратрадиции, на низшие элементы и различные материальные формы. Именно таким мы видим языческий Рим - последнее великое творческое деяние нордического духа, последнюю универсальную, и наиболее удачную в течение всего цикла, попытку восстановить силы мира в форме героической, солнечной, мужественной культуры: культуры, свободной от декадентского мистицизма, основывающейся на арийско-аристократическом типе господ Ко- пий и Жертв, таинственно утверждающейся в нордических символах Волка, Орла и Топора, живущей в олимпийских воинственных культах Зевса и Герак- ла, Аполлона и Марса, в чувстве обязанности своим величием и своим бесс- мертием (aeternitas) Божественному, в свершении действия как ритуала и в свершении ритуала как действия, в ясном и могущественном переживании сверхъестественного в самой Империи, достигающем своей кульминации в символе Цезаря как божества (numen). Падение языческого Рима было паде- нием величайшего традиционного солнечного оплота, и в силах, приведших к этой катастрофе, нетрудно узнать все то, что открыло путь последующим заблуждениям и последующему вырождению, вплоть до ситуации, сложившейся в современной Европе. Мрачная, варварская волна семитов, враждебная как себе самой, так и всему миру, с ее непримиримой ненавистью к любой ие- рархии, с прославлением всего слабого, неблагородного, лишенного тради- ции, с ее злобой ко всему тому, что является силой, достаточностью, муд-
|