Немногo истории.
Surround в той или иной форме существует в мире вот уже больше пятидесяти лет. В кино всегда использовали трехканальный "звуковой занавес" (был разработан в лабораториях Белл), так как было обнаружено, что центральный канал давал значительное преимушество ó закреп лял центр за счет избавления от фантомных образов (при стереовоспроизведении, если двигаться по комнате, то центральные образы смещаются), и улучшал распределение частот в звуковом поле. Четвертый (задний) канал для воспроизведения эффектов добавили еще в 1941 году, в четы рехканальной системе "Фантасаундî, использованной Диснеем для демонстрации фильма "Фан тазия", а также в "Синемаскопе" Фокса в пятидесятых годах, но в широкое употребление эти системы не входили до шестидесятых годов, когда Долби стерео фактически стало стандартом surround. В этом популярном кинематографическом формате используется четыре канала (ле вый, центральный, правый и моно пространственный ó иногда его называют LCRS), и он кодиру ется на две дорожки. Сейчас почти все и фильмы, предназначенные для показа в кинотеатрах и по телевизору, идут в формате Долби стерео, поскольку у него есть дополнительное преимуще ство ó если декодера нет, то Долби нормально воспроизводится и моно, и стерео. В восьмидесятые годы с появлением цифровых форматов, способных поддерживать множе ство каналов, число задних пространственных каналов увеличили до двух, и еше добавили канал низкочастотных эффектов. Получилась шестиканальная система 5.1, которая вскоре стала обще принятым стандартом для большей части фильмов, музыки и цифрового телевидения. (Единствен ное исключение ó система Sony SDDS 7.1). И, конечно же, в семидесятые годы существовало квадро, которое не выжило из за войны двух несочетаемых систем (наподобие будущей войны между Beta и VHS), и психоакустически плохого воспроизведения ó очень маленькой квадрозоны.
|