Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Образование Киевской Руси. Роль варягов в этом процессе. Социально-политическая структура Киевской руси.





Предпосылки формирования Древнерусского Государства

Образование государства у восточных славян явилось длительным процессом, вызванным сложным комплексом внутренних и внешних причин:

a) развитие производства, социальная дифференциация привели к необходимости специальных органов власти для урегулирования отношений между различными группами населения

b) усложнение общественно-политической организации: союзы племен, усиление княжеской власти, особой воинской организации (дружины)

c) внешний фактор: войны, особенно опасность от кочевников

Конкретную дату образования государства определить очень сложно, так как это очень длительный процесс. Имеются смутные известия о формировании уже в VI-VIII вв. крупных объединений восточно-славянских племен: Куявия, Артания и Славия. К моменту возникновения Киевской Руси – в ряде городов возникли свои княжеские династии (например, в Киеве правила династия славянских князей – потомков Кия.)

Существует сложная научная проблема о соотношении внутреннего и внешнего факторов в образовании государства, так называемая "норманнская проблема". Существует рассказ в «Повести временных лет» о призвании в 862 г. северными славянами по"инициативе Гостомысла вяряжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора. Это событие получило название "призвание варягов". В XVIII в. первые профессиональные историки-немцы по происхождению Байер и Миллер положили этот рассказ в основу "норманнской теории" о решающей роли варягов в образовании древнерусского государства. Тогда же возникает концепция "антинорманизма" (основоположником являлся М.Ломоносов), утверждающая полную самобытность русского государства, отрицающую всякую роль варягов. Этот спор продолжался и в последующее время, зачастую принимая чисто идеологический характер. В частности, гитлеровская пропаганда использовала норманнскую теорию для доказательств неспособности славян к собственному государственному развитию, для обоснования необходимости иноземного господства. При Сталине, утверждая "русский приоритет", наоборот отрицали роль норманнов.

Наиболее правильным подходом является следующий – образование древнерусского государства было подготовлено внутренними процессами, при этом нельзя сказать, что варяги просто принесли его на неподготовленную почву. В то же время их роль была велика: они сыграли роль своеобразного катализатора, их появление резко ускорило длительный процесс. Однако это было характерно не только для Руси (например, завоевание франками Галлии, нормандцами – Англии).

Основные вехи истории Киевской Руси

862-879 гг. – правление Рюрика в Новгороде

879-912 гг. – правление Олега (является родственником и опекуном малолетнего сына Рюрика – Игоря),

В 882 г. Олег захватил Киев, были убиты Аскольд и Дир (представители княжеской династии, правившей в Киеве). При правлении Олега произошло создание единого государства Киевской Руси. Он совершал успешные походы на Византию. В 907 и 911 гг. были заключены выгодные для Руси мирные договора с Византией. По легенде Олег погиб от укуса змеи.

912–945 гг. – правление киевского князя Игоря. Совершил два похода на Византию, заключил новые договора с ней. Совершил поход на Северный Кавказ и Каспийское побережье. Был убит в результате восстания древлянами за то, что, собрав с них дань и решив, что она мала, стал вторично требовать дани, нарушив установленные обычаи.

945–964 гг. – длилось регентство Ольги (вдовы Игоря) при малолетнем Святославе. Произошло установление размеров и мест сбора дани ("уроки и погосты"). В 955 г. Она совершила дипломатический визит в Царьград и приняла христианство.

964–972гг. – правление сына Игоря и Ольги - Святослава. Разгром хазарского каганата, поход на волжских булгар, присоединил вятичей, на крайнем юге - Тмутаракань. Вел войну с Византией в Дунайской Болгарии. В 972 г. Святослав возвращался в Киев по Днепру, печенеги устроили засаду, и Святослав был убит.

972–930 гг. – правление Ярополка.

980–1015 гг.– правление Киевского князя Владимира Святого (младший сын Святослава). В княжение Владимира Святославича произошло крупнейшее событие в политической и культурной жизни Руси - принятие христианства в 988 г. В этом же году он вступил в брак с сестрой византийского император Анной.

Укрепил дружину, принимал удальцов из простого люда (что отразилось в былине об Илье Муромце). Создал систему крепостей на юге, заселял их людьми из всех районов страны, что способствовало укреплению общерусского единства.

После смерти Владимира в 1015 г. развернулась ожесточенная борьба за власть между его наследниками. Святополк Окаянный (годы правления 1015–1019) убивает Бориса и Глеба, которые были канонизированы и объявлены русскими святыми.

1019-1054 гг. – Ярослав Мудрый. При его правлении произошел высший расцвет Киевской Руси. Нанес решающий удар печенегам. Много сделал для распространения христианской культуры, монастырей, образования. При Ярославе Мудром были созданы школы для юношей. При нем осуществлялось строительство архитектурных сооружений (из которых самые известные – Софийский собор, Золотые ворота). Продолжалась кодификация обычного права (первой попыткой кодификации была "Правда Ярослава"). О высоком авторитете Киева говорили династические браки: Ярослав Мудрый был женат на дочери шведского короля, дочь Анна вышла замуж за французского короля.

Социально-политическая структура

Во второй половине XI в. сыновья Ярослава Мудрого приняли свод правовых норм "Русскую Правду" ("Правда Ярославичей"), которая включала в себя кодификацию норм обычного права ("Закон русский"), новые нормы, необходимые для классового общества. "Русская правда" – это основной источник наших сведений о социальных отношениях в Киевской Руси.

Основными социальными группами были: рабы, свободные, знать (предполагались разные размеры штрафов за убийство), полусвободные, зависимые (закупы, рядовичи).

Кроме того, отразились элементы структуры управления, например, управляющие княжеским хозяйством (тиуны, огнищане, дворские).

Политическая структура: князь, знать (бояре) и дружинники управляют отдельными территориями, собирают штрафы. В системе управления важнейшей процедурой был сбор дани – полюдье. Сохраняется и определенная роль вече.

Существует три основные концепции о характере древнерусского общества:

a) Согласно академику Грекову, большинству советских книг и учебников: древнерусское общество имело раннефеодальный характер (основой строя являлась вотчина и смерды – зависимые крестьяне).

b) Концепция государственного феодализма: вотчин почти не было, смерды – это свободные общинники, эксплуатировались государством через дань, полюдье.

c) Согласно Ленинградскому историку Фроянову: Киевская Русь вообще не была феодальной, носила переходный характер, феодальные отношения только зарождались.







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 522. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...


Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия