Личность Б. Паскаля. Основная проблематика и значение его «Мыслей».
Французский писатель, мыслитель, годы жизни: 1623 - 1662 Неразрывная связь писателя и мыслителя. Паскаль был очень болезненным и выжил буквально чудом. Его мать умерла, когда ему не было 3 лет. Воспитывал и учил его отец. По сути, у него не было детства. Развитие тщеславия и математического ума - следствие смерти матери. Всё это происходило в ущерб искусства и морали. В 16 лет Паскаль написал трактат по математике., что принесло ему мировое признание. Его жизнь развивалась в двух плоскостях: наука и религия. В 50-е годы он окунается в светскую жизнь и она ему нравится. Его математический ум достигает наивысшего развития. Что такое душа, счастье, любовь, смерть, как жить - всё это науку не интересовало и Паскаля вместе с ней. Но позднее Паскаль понимает, что математический ум непригоден для понимания человека. Перед религиозным обращением он испытывает отвращение и разочарование в знакомых людях. Ему стыдно, что он так долго вёл светсткую жизнь. Все последующие годы его жизни можно обозначить как драматический спор светского Паскаля с Паскалем - обитателем монастыря (Пор-Рояль). После обращения он отходит от науки, удаляется от общества и переоценивает всю свою жизнь. Главное егопроизведение - "Мысли", в нём около 100 фрагментов и оно не окончено. Он пишет предельно простым языком. В последние годы Паскль - воплощение христианской морали. Он продаёт вё своё имущество, с трудом переносит светское общение, но люди идут к нему за советом. Он перестаёт говорить "Я". Человек для него ни родственник, ни учёный, ни король, а ближний, нуждающийся в помощи. "Я люблю имущество, ибо оно даёт возможность помогать бедным" Он страдал раком мозга, туберкулёзом и ревматизмом. У него было звание стременной - самое низкое дворянское звание. Пасколько очень близок русской культуре. Аппология христианской религии. Превая тема - Разум. "И чувства и ум мы совершенствуем или развращаем, беседуя с людьми" "Человек, несомненно, сотворён для того, чтобы думать. В этом главное его достоинство и главное дело жизни". Размышления о себе самом "Я жить хочу, чтобы мыслить и страдать" "Развитый и ясный ум любит с жаром и отчётливо различает, что именно он любит" Человек Все являются только слепками со своих профессий. Чувствительность человека к пустякам и бесчувственность к главному - какая странная извращённость. Хорошо, когда человека называют не музыкантом, не математиком, а порядочным. Что такое "Я"? Мы любим не человека, а его свойства. Возможно ли любить отвлечённую суть человеческой души, независимо от присущих ей свойств. Не возможно, да и было бы несправедливо. Выбор ремесла для человека очень важен, а меж тем этим руководит случай. Человек выбирает профессию наобум. Себялюбие Суть себялюбия в том, что оно любит только себя и печётся только о себе. Люди не любят слышать о себе правду. Мы стараемся казаться не такими, какие мы есть на самом деле. Наша жизнь - нескончаемая иллюзия. Мы только мстим друг другу. Человек - сплошное притворство, ложь, лицемерие, в том числе и перед собой. Развлечения Я пришёл к выводу, чтоглавная беда человека в его неспособности к домоседству. Человек вечн куда-то спешит, ему скучно дома, и причина тому - изначальная хрупкость и бедственность человека на земле. Так проходит вся человеческая жизнь. Человек до того несчастен, что томится своей скукой. Нет развлечений - нет радости. Есть развлечения - нет печали. Единственное, что нас утешает в несчастьях - это развлечение, а между тем оно является величайшим несчастьем. Ибо оно мешает нам размышлять о себе и незаметно губит. Развлечение тешит нас и мы незаметно приближаемся к смерти. Как пусто человеческое сердце и сколько нечистот в этой пустоте. Кому вечно некогда, тот вечно ничего не делает. Величие человека Наше понятие о человеческой душе так высоко, что мы бываем счастливы, только чувствуя, что нас уважают. Величие человека в том, что он сознаёт своё ничтожество. Развлечения человеку необходимы тогда, когда ему скучно, когда в его жизни нет веры, любви и смысла. 2ума: математический и человеческий
Французский математик, физик, философ, писатель. Родился в семье одного из лучших юристов города Клермон-Ферран. Отец, глубоко интересуясь математикой, привил любовь к этой науке своему сыну, который впоследствии стал одним из крупнейших математиков и физиков Франции. Невероятные успехи Блеза до сих пор считают ярким проявлением таланта, граничащего с гениальностью. Первый свой трактат по математике он написал в возрасте 17 лет. Далее его открытия последовали одно за другим. Однако успех не вскружил ему голову и к 30-летнему возрасту он глубоко погрузился в религию и философию. Блез стал последователем янсенизма —учения, противоречащего ортодоксальному католицизму и отрицавшего свободу воли, признававшего предопределение и требовавшего от своих адептов аскетизма и бескомпромиссного этического самосовершенствования. Последние годы жизни Паскаль провел в монастыре Пор-Руаяль-д-Шан — интеллектуальном сердце столицы Франции. После смерти вышел в свет его труд «Мысли», который был издан близкими друзьями и почитателями. В «Мыслях» Паскаль развивает представление о трагичности и хрупкости человека, находящегося между двумя безднами — бесконечностью и ничтожеством (человек — «мыслящий тростник»). Все, о чем писал Паскаль, было им глубоко пережито и выстрадано. О себе самом он говорил: «Я только с теми, кто стеная, ищет истину». Место П. в истории философии определяется тем, что это первый мыслитель, который прошёл через опыт механистического рационализма 17 в. и со всей остротой поставил вопрос о границах "научности", указывая при этом на "доводы сердца", отличные от "доводов разума". П. отказывается строить искусственно гармонизированный теологический образ мира; его ощущение космоса выражено в словах: "это вечное молчание безграничных пространств ужасает меня". П. исходит из образа человека, воспринятого динамически ("состояние человека — непостоянство, тоска, беспокойство"), и не устаёт говорить о трагичности и хрупкости человека и одновременно о его достоинстве, состоящем в акте мышления (человек — "мыслящий тростник", "в пространстве вселенная объемлет и поглощает меня, как точку; в мысли я объемлю её"). «Надо сохранять простоту и естественность, не преувеличивать мелочей, не преуменьшать значительного». «Отвлекать ум от начатого труда следует, только чтобы дать ему отдых, да и то не когда вздумается, а когда нужно» «Когда читаешь произведение, написанное простым, натуральным слогом, невольно радуешься». «По самой своей натуре мы несчастны всегда и при всех обстоятельствах». «Человек до того несчастен, что томится тоской даже без всякой причины, просто в силу особого своего положения в мире «Суть человеческого естества — в движении. Полный покой означает смерть" «Человека с самого детства» «обременяют занятиями, изучением языков, телесными упражнениями, неустанно внушая, что не быть ему счастливым, если он» не сумеет сохранить «здоровье, доброе имя, имущество», и «малейшая нужда в чем-нибудь сделает его несчастным». «И на него обрушивается столько дел и обязанностей, что от зари до зари он в суете и заботах». «Отнимите у него эти заботы, и он качнет думать, что он такое, откуда пришел, куда идет, — вот почему его необходимо с головой окунуть в дела, отвратив от мыслей». «Почему люди следуют за большинством? Потому ли, что оно право? Нет, потому что сильно». «Величие человека тем и велико, что он сознает свое ничтожество. Дерево своего ничтожества не сознает». «Люди безумны, и это столь общее правило, что не быть безумцем было бы тоже своего рода безумием».
|