Стендаль. Роман «Красное и черное», «Трактат о любви».
Фредерик Стендаль. Настоящее имя Анри Мари Бейв 1783-1842гг. Создатель социально психологического романа. При жизни не был оценен современниками. Жизнь не богата на события. Родился в провинциальном Гренобле, в семье адвоката. Мать умерла, когда ему не было 7. Отца не любил, отец платил ему тем же. Стендаль С 1806-1814гг служил в армии при Наполеоне. В 1830г. его назначают консулом провинциального итальянского Чевито-Вения(городок). «Обычное состояние моей жизни - состояние несчастного влюбленного»- Стендаль о себе. Он прожил несчастливую жизнь, его мало кто понимал. Он писал Бальзаку: «меня не станут читать ранее 80-го года» Мировоззрение Стендаля сформировалось под влиянием материалистов: Руссо, Гельвеций, Вольтер. Стендаль убежден, что человек определяется тем, что он понимает под счастьем. Духовный мир писателя сформировал самоанализ «Почти все несчастья в жизни происходят от ложного представления о том, что с нами случается.» 18 лет Стендаль «Следовательно глубокое знание людей и здравое суждение о событиях приближают нас к счастью» «Высшее счастье в том, чтобы дарить счастье другим» Образец для Стендаля Шекспир, т.к. тот правдиво отражал эпоху и глубоко проникал в души людей. «Идеал красоты развивается вместе с обществом» «Красота в искусстве – это выражение добродетелей данного общества» "Красота не существует вне морали, как и не существует и без разума» Больше всего Стендаль ценил математику, считал, что эта наука помогала ему писать. Роман «Красное и черное» Жульен Сорель – трагический образ. Сюжет строится не на приключениях, а на истории духовной жизни героя. Подзаголовок романа: «Хроника 19 века» Дается полная картина общественной жизни Франции времён реставрации (после революции). На смену аристократии к власти приходит буржуазия, она всемерно обогащается, не стесняясь в средствах. Миру корысти противопоставлен бескорыстный талантливый плебей – Сарель. Высший образец для него Наполеон. Важнейшая черта Сареля- безумное честолюбие. Противоречия Сареля: начало плебейского революционного благородного с честолюбием, влекущим на путь лицемерия, мести и преступления. Он вынужден насиловать свою свою благородную натуру, чтобы играть гнусную роль. Путь наверх – путь утраты им лучших человеческих качеств. Ему в конце концов открывается иллюзорность его честолюбивых стремлений к карьере. Главное его преступление в том, что он плебей, осмелился возмутиться социальной несправедливостью. В 18 году Стендаль познакомился с молодой итальянкой, Матильдой, матерью двоих детей. Жила в Милане, разведена, вначале благоволила писателю, но после испугалась его пламенных речей. Он потерял её доверие после курьезной ситуации. В 21году был склонен к суициду. 1822 год- первое издание «О любви» 1000 экземпляров. Успеха оно не имело. Большая часть тиража не была распродана за 10 лет. «Для меня имеет значение лишь одно – быть переизданным спустя 100 лет» и он был прав! «На свете есть вещь, которую француз чтит выше, нежели свою любимую – это тщеславие» Его особенно тревожила неспособность большинства его современников любить. »Ва подняла на смех молодая женщина, чтож это нередко случается с порядочными людьми» "Во Франции настоящие чувства так же редки, как настоящие люди» «Во все вмемена подлинная любовь бывает исключением» «Любовь – тщеславие: огромное большинство мужчин, особенно во Франции, обладают женщинами, которые в моде, как красивыми лошадьми, как необходимым предметом роскоши молодого человека» «Робость – докозательство любви» Быть смелым с любимой можно, только любя её менее сильно» «Искомая мною красота – обещание характера, полезного моей душе» «Всякая красота есть проявление душевного склада» «Чрезвычайная красота для женщины – это большое несчастье, т.к. их достоинства очевидные для всех и являются их украшением, они вероятно, насчитывают среди своих любовников больше глупцов»- принцев, миллионеров» «При первом впечатлении любовь порождают лица, внушающие одновременно и уважение и жалость» «Т.К. внезапная вспышка является следствием скуки, её должны чаще всего вызывать те, кого в обществе называют шалапаями» «Великий человек подобен орлу» «Стыдливость – мать любви» «Нет ничего тягостнее зрелища прелюдных ласк» «Величайшее счастье, какое только может дать любовь – это первое рукопожатие любимой женщины» «Большое очарование любви- быть совершенно естественным с любимой женщиной» «Для девушки большая неудача – родиться в богатой семье» «Удовольствия большого света не для счастливой женщины» Характер будущего писателя сформировался в антагонизме с отцом и духовными наставниками: Стендаль был крайне импульсивен, самовлюблен, критичен, чувствен и недисциплинирован. Его любовь к литературе поощрял дед с материнской стороны, врач по профессии, человек с развитым художественным вкусом. Когда Стендалю было тринадцать лет, его отправили в Центральную школу в Гренобле, где он отличился в математике так, что ему прочили дальнейшее обучение на инженера в Политехнической школе в Париже. Стендаль прибыл туда в 1799 году, на следующий день после "coup d'etat" ("государственного переворота"), сделавшего Наполеона властелином Франции. Забыв о благоразумном намерении стать инженером, Бейль очертя голову бросился в имперскую авантюру, которая обуяла страну. Дальний родственник по имени Дарю, бывший в милости у Наполеона, ставший позднее государственным секретарем, добился для юноши церковной должности при военном штабе. Работа оказалась чересчур скучной, и на следующий год молодой Анри, которому едва исполнилось семнадцать лет, получив звание сублейтенанта, был отправлен в Италию, где в ту пору находилась французская армия. Хотя Бейль ничего не знал об этой стране, Италия стала для него второй родиной и местом действия одного из крупнейших его романов. Все здесь восхищало его. Он находил привлекательным итальянский темперамент, который казался ему более страстным, решительным и менее цивилизованным (с точки зрения буржуа девятнадцатого века), чем французский. Помимо прочего он влюблялся в итальянских женщин; с этого времени его частная жизнь - летопись главным образом любовных приключений. Последующие годы были очень деятельными. В 1806 году Стендаль вновь поступил на государственную службу, получив административный пост в Брунсвике, оккупированном в то время французами. Там он познакомился с немецким языком, вращался в хорошем обществе; ему льстило окружавшее его уважение, но в сущности он порядком скучал. В дальнейшем Бейль много путешествовал по Германии и Австрии, был послан с правительственной миссией в Вену и последовал за императором в Россию. Здесь он стал очевидцем Смоленского и Бородинского сражений, присутствовал при пожаре Москвы, найдя его с эстетической точки зрения впечатляющим. Затем с равным самообладанием отступал с французской армией в Западную Европу. Держава Наполеона рушилась, и, когда пал Париж, Бейль покинул Францию, поняв, что его карьера в высших кругах власти закончилась. Теперь страной управляли Бурбоны. Бейль вернулся к литературе, и в дальнейшем мы имеем право именовать его Стендалем - именем, которое он прославил. Его сочинения в 1820-е годы весьма многообразны. Жизнь его во Франции, Италии и Англии зависела от случайных заработков. В результате смены правящей верхушки в 1830 году на трон был возведен монарх-буржуа Луи Филипп, перед Стендалем теперь открылась возможность вернуться на государственную службу. В том же году он был назначен консулом в Триест, где его репутация радикала не пришлась по вкусу австрийским властям. Стендаль был переведен в Чивитавеккью в папском государстве. Жалованье ему определили более скромное, чем раньше, зато до любимого Рима было подать рукой. В этой должности он оставался до конца своей жизни, хотя слабое здоровье часто вынуждало его отлучаться на длительное время. После продолжительной болезни Стендаль скончался от удара в 1842 году, в Париже. Путь писателя к известности был долгим. Стендаль заявлял, что писал "для немногих счастливцев", предсказывая, что слава придет к нему не ранее 1880 года. И оказался прав. Возможно, его главная неудача состояла в том, что он не вписывался ни в один из литературных стереотипов своего времени. Любовь к героическим себялюбцам вроде Наполеона отделяла его от авторов восемнадцатого века, однако он не похож ни на одного из писателей-романтиков. стало совершенно очевидно, в чем заключено подлинное величие Стендаля. Оно состояло в его психологическом реализме. Книга «О любви» посвящена анализу возникновения и развития чувства. Здесь же Стендаль предлагает классификацию разновидностей этой страсти. Он видит страсть-любовь, страсть-честолюбие, страсть-влечение, страсть физическую. Две первые особенно значительны. Первая – истинная, вторая рождена лицемерным 19 веком. На принципе соотнесения страстей и разума, их борьбы, строится психологизм Стендаля. В его герое, как и в нём самом словно соединились два лица: одно действует, а другое за ним наблюдает. Внутренние монологи Жюльена Сореля свидетельствуют о его напряжённой душевной жизни. Для С. – ученика просветителей – в большей степени в душевной жизни человека интересует движение мысли. Страсти героев пронизаны мыслями. Психологизм Стендаля – это новый этап в развитии литературного исследования личности. Материалистическая основа его приводит к тому, что писатель не только изображает раздвоенность личности, неожиданность поступков персонажа, но и стремится как сам их описать, так и дать возможность читателю самостоятельно оценить ситуацию или черту характера. Поэтому Стендаль рисует поступки, изображает различные реакции на них персонажа или ряда персонажей, показывая, как различны люди, как неожиданны их реакции. О том, каковы его средства выражения, в письме Бальзаку он замечал: «Я стараюсь писать 1 – правдиво, 2 – ясно о том, что происходит в сердце человека». Здесь же задуман и в основном записан трактат «О любви» (1822). В этой книге разговор о самом хрупком и трудноуловимом из человеческие; чувств опирается на многочисленные самонаблюдения и воплощает давние замыслы Стендаля о предельно четком анализе душевных переживаний. Психологические выкладки предваряют страницы будущей стендалевской прозы, посвященные рождению и «кристаллизации» влечения двух влюбленных в зависимости от преобладающих вокруг нравов и одного из видов их чувства: любовь-склонность, плотская любовь, любовь из тщеславия, любовь-страсть. Уже тогда Стендаль замечает, что сердцеведение без истории беспомощно: безудержная страсть итальянцев Возрождения не похожа на утонченную куртуазность вельмож Людовика XIV, немецкий бюргер любит не так как средневековый рыцарь. Да и между разными манерами испытывать любовь, принятыми в одну эпоху, но в разных кругах общества, нередко пролегает пропасть. Открытие это весьма пригодится Стендалю, когда ему придется описывать любовь аристократки и провинциалки, светского щеголя и выходца из низов. В публицистическом исследовании нравов у Стендаля есть свой особый угол зрения. Для писателя, который, по словам Горького, «глубоко и философски человечен», точка отсчета всего — удел личности. Стендаль — «моралист», но обладающий чутким мышлением историка. Ему мало очертить структуру общества, ему важно понять, как она преломилась в умах и сердцах. В первую очередь он озабочен тем, в какой мере уклад жизни обеспечивает людям свободу добиваться счастья и как именно происходит сегодня эта исконная и вечная погоня за счастьем. Ведет ли она к оскудению личности или распрямляет и обогащает? Личная польза, по мнению Стендаля основа человеческого поведения. Будучи правильно понята («чтобы не ошибиться в пути, надо пользоваться наукой логикой»), она ведет отнюдь не только к индивидуальному благополучию, а к благополучию всех в рамках правильно организованного сообщества. «Благородная душа,— считал Стендаль,— действует во имя своего счастья, но ее наибольшее счастье состоит в том, чтобы доставить счастье другим». Вот почему в его глазах умение страстно, энергично и честно добиваться своего счастья — не просто личная доблесть, но и гражданская добродетель. Однако для подобного сопряжения мало доброй воли, необходимы благоприятные обстоятельства: «Правительство должно делать людей возможно более счастливыми, а это может осуществиться только при такой власти, которая предоставляет гражданам наибольшую свободу, не мешая благополучию семьи, расцвету промышленности, и оберегает свободу, ибо без нее нет счастья и человек не в состоянии развить свои способности». Роман “ Красное и черное” вырос на творчески обработанной документальной основе. В центре эстетики С. Человек, человеческий характер. Специфично его суждение о характере в письме Бальзаку: «Я беру одного из людей, которых я знал, и говорю себе: этот человек приобрёл определённые привычки, отправляясь каждое утро на охоту за счастьем, а затем придаю ему немного более ума». В основе его искусства лежит опыт. С. Убеждён, что нет «ни совершенно хороших, ни совершенно дурных людей». Человек определяется тем, что он понимает под «счастьем», т. е. целью своей жизни и средствами её достижения. Свой метод отображения действительности он сравнивает с зеркалом, в нём отображается всё многообразие мира со всеми его хорошими и дурными сторонами. Для С. Жюльен - отражение состояния современного Стендалю общества. В этом сыне плотника главное – стремление и умение познавать себя и окружающий мир – его «товажный разум», а так же страстность натуры. В начале своего пути он, воспитанный наполеоновским солдатом, «бредит военной карьерой". Автор изображает двойственность персонажа, сочетание чистоты, таланта с расчётом. Казалось бы, С. Идёт по стопам Констана, но развитие героя, движение его мысли, его духовное созревание и утрату иллюзий автор связывает с воздействием внешнего мира, а не с саморазвитием личности. Не призвание движет им, а голый циничный расчёт. Но духовная пустота парижских салонов очень быстро открывается Жюльену, автор ведёт героя от одного разочаровании к другому. Искреннее, естественное чувство госпожи Реналь и смерть на эшафоте 30тилетний Жюльен предпочитает богатству, чину гусарского поручика, имени аристократа и любви самой умной и красивой девушки высшего света. Причина в том, что Сорель не может отвлечься от идеала естественности, чистоты, правды. Автор однажды сказал о своём герое, что у него душа художника и ему нет места в мире продажности и торжествующих ничтожеств. Молодой герой, как бы возвращаясь к самому себе, обогащённый жизненным опытом, приходит к убеждению, что современное ему общество построено на лжи и насилии, что «нет никакого естественного права», но есть «закон, воспрещающий делать то или иное под страхом кары». Верность самому себе, т. е. чистому и светлому идеалу человека, при всех отклонениях и ложных шагах, отличает героев Стендаля. Слово «долг» привычно в устах Жюльена, но и кроткая госпожа де Реналь, пришедшая в тюрьму к любимому, нарушив общепринятое представление о морали и долге, говорит ему: «Мой долг прежде всего – быть с тобой». Таким образом, мысль автора о том, что общество губит лучших своих представителей, распространяется и на госпожу де Реналь, и на Матильду. Название истолковывают по-разному: 1) красное – революция, преобразование, чёрное – политическая реакция. 2) красное – жизнь и любовь, чёрное – смерть. 3) красный и чёрный – цвета рулетки, а рулетка – символ случая: выигрыш/проигрыш.
В судьбе главного героя, Жюльена Сореля, автор отражает типические закономерности общественной жизни Франции в эпоху Реставрации. Жизнь Жюльена наполнена и яркими внешними событиями, и нравственными, психологическими приключениями. По складу личности он близок романтическому герою: он наделен огромной энергией, феноменальными способностями, гордым характером, железной волей, пылким воображением. В любом обществе Жюльен оказывается выше всех окружающих. В нем — романтически предельное развитие всех черт и качеств, но изображен он не как романтический герой. Эта концентрация природных способностей в образе Жюльена объяснена бытовыми, историческими и политическими обстоятельствами. У Стендаля, в отличие от романтиков, чисто аналитический подход к чувствам, и в образе Жюльена он показывает, какая огромная энергия была высвобождена в "низших" классах Французской революцией. Все остальные герои смотрят на него как на потенциального революционера. И сам Жюльен ощущает в себе эти силы, его кумир — Наполеон, сын революции, воплощение его честолюбивых грез. Но действие романа разворачивается во Франции эпохи Реставрации; для человека с происхождением Жюльена возможности карьеры наполеоновских маршалов закрыты, и, остро ощущая несоответствие между своими способностями и своим положением, он решает проложить себе дорогу наверх любой ценой. Он верит, что один против всего враждебного мира он добьется высокого положения в обществе. Честолюбие становится руководящей страстью Жюльена; само по себе честолюбие — качество, в котором проявляется живость, пыл души, но герой поставлен в такие условия, что честолюбие толкает его на низкие поступки. Презирая свое окружение, он заставляет себя поступать в угоду ему, выполняет все, что ожидают от него сильные мира сего. День за днем он убивает в себе честность, великодушие и воспитывает те качества, которые необходимы, чтобы преуспеть в его мире, — эгоизм, лицемерие, недоверие к людям, умение подчинить их своим интересам. Вот основное противоречие в образе героя и основной психологический конфликт романа — борьба природного благородства с чертами, обусловленными временем, с тем, что ему диктует в существующих условиях честолюбие. Таков он и в любви. Он вступает в связь с г-жой де Реналь исключительно по честолюбивым соображениям, чтобы доказать самому себе возможность победы над аристократкой. Поначалу это чувство он осмысляет в терминологии военной схватки, боя, и далеко не сразу начинает отвечать на искреннее чувство Луизы. В истории с г-жой де Реналь Стендаль дает иллюстрацию своей концепции истинной страсти; на короткое время истинная страсть покоряет Жюльена. Но эта возвышенная страсть не имеет силы в особняке де ла Моль, где в истории Жюльена и Матильды Стендаль описывает любовь-тщеславие. Здесь у обоих любящих любовь идет от головы, она построена на расчете, и их взаимоотношения строятся на том, чтобы как можно глубже уязвить гордость друг друга и тем самым привязать друг друга к себе покрепче. По мере того, как Жюльен успешно делает карьеру, все выше поднимается по социальной лестнице, все больше черствеет его душа. Когда неблагоприятное письмо, написанное г-жой де Реналь по указке ее духовника, лишает его возможности жениться на Матильде, он в холодной ярости скачет в Верьер и в церкви стреляет в женщину, которая разрушила его карьеру. Этот святотатственный выстрел в церкви возвращает Жюльену способность морального суждения о себе самом. В безансонской тюрьме он переживает духовное очищение, просветление, возвращение к самому себе. Любовь к г-же де Реналь вспыхивает в нем с новой силой, и время накануне казни, когда во время свиданий с ней он вспоминает их любовь, — самое спокойное и счастливое время его жизни. Жюльен по сути сам отказывается от жизни, на суде бросая вызов своим обвинителям. Он не пытается оправдаться, он теперь прямо высказывает свои взгляды: в нем судят плебея, посмевшего взбунтоваться против установленного общественного порядка, и после такого политического заявления все усилия Матильды, направленные на спасение Жюльена, пропадают втуне. Жюльен мужественно ведет себя на процессе и спокойно принимает смертный приговор: та жизнь, которая для него возможна в качестве мужа Матильды, утратила для него всякую привлекательность, он уже сполна доказал себе свои возможности и пришел к признанию собственных границ. Смерть для него — и искупление собственной вины, и отказ от дальнейшего участия в схватке амбиций, признание своей непримиримости с законами этого мира. История Жюльена Сореля могла произойти только во Франции эпохи Реставрации. В "Красном и черном" три основных места действия — дом г-на де Реналя, безансонская семинария и парижский особняк маркиза де ла Моля. Это круг провинциальной буржуазии, католическая церковь и родовая знать — три социальные силы, составлявшие опору режима Реставрации. "Красное и черное" вбирает в себя все социальное пространство Франции эпохи Реставрации; этапы карьеры героя проводят его через все основные социальные слои и дают автору возможность обрисовать панораму общества. Однако было бы неверным акцентировать интерес Стендаля к общественному устройству в целом. Как он писал в своем дневнике: "Мне важно одно — картина человеческого сердца. Вне этого я нуль". Главный художнический интерес Стендаля и его главная сила лежат в сфере психологии.
|