В Герм основ задача просвещения сводилась к историч задаче нац объединения.Для политич раздробленной Герм харак-но множествен-ть культур-х центров.Одной из особен-й немец культуры 18в была очевидная диспропорция м/у возраставшим интелек-м и творч-м потенциалом с одной стор,и низк уровнем дух-х потребн-й общ-ва с другой.Борьба против церковной ортодоксии,догматизма ведется с позиций «естествен религии»,просветит-го идеала терпимости и пантеизма.Это получило отражение в публицистике и драматургии Лессинга и в философ лирики Гете. Немец философ эпохи просвещения носила идеалистич харак-р. У ее истоков стоит Лейбниц,его идеи предустановленной гармонии мира,порождающей баланс добра и зла,причинно-следственной связи,управляющей миром,учение о возможных мирах оказали больш влияние на литру.Сенсуализм проникает начиная с 1730х,заметно усил-ся в эстетич и литер-критич трудах Лессинга и оканчтельно торжествует в мировоззрении Гердера,Гете и писателей «Бури и натиска».В недрах немец идеализма рожд-ся диалектич-й подход к толкованию осн философ вопр.Первая треть века-период становления журн-ки,утверждения норматив-х тенденций.Разработка теор вопр-ов в это время опережает худ-ую практику. Раннепросветит-й классицизм,представлен-й Готшедом и его школой,в осн ориент-ся на фр-ие и англ образцы.Однако не породил значит-х лит-х произв-й. Около серед века наступ перелом,ознаменованный появл-ем на лит горизонте яркой поетич личности – Клопштока,а 10летием позже – резко полемич выступлениями Лессинга. С этого момента немец литра вступ в полосу интенсив развития – острого столкнов различ течений. Борьба за нац самобыт-ть нем литры,ее освобожд-ием от влияния фр класс-ма ведется Лессингом,Клопштоком,тяготеющим к сентим-му,и поколением 1770х – Гердером,Гете,писателями «бури и натиска». Более скромное место в этом против-ии заним литра стиля рококо,представл-ая тв-вом Виланда. В последние 2 десятилетия века складыв-ся нов худ сист,именуемая «веймарским классиц-м»,котор не имеет аналогов в Англ и Фр. Наиболее значит был вклад Готшеда в поэтич теорию,формиров-ие нормы немец нац лит-го языка и в становление немец театра(«Опыт критич поэтики для немцев»).Иоганн Брейтингер «критич поэтика» - исключит роль худож воображ-я,воспроизводящего чувств-ые впечатл-ия.Больш знач имела работа Бодмера и Брейтингера по возрождению памятников средневеков немец поэзии («образцы швабской поэзии 13в», «Месть Кримхильды и плач»,обширное собрание стих-ий 140 среднев-х поэтов).