Борьба Лессинга за создание немецкого национального театра. Эстетика Лессинга (по «Лаокоону» и «Гамбургской драматургии»).
В 1746 г поступил на богословский фак Лейпцигского универа, но скоро его увлекла театрал-я и литер-я жизнь Лейпцига. В 1748 г переезжает в Берлин, где избирает профессию свободного журналиста и литератора. Стремится внедрить в сознание соотечественников прогрессивные идеи европейск просвещения. Остроумная и беспощадная полемика Л. основ-ь на его вере в идею свободного развития личности, руководимой разумом. В 1753-55 гг издал первое собрание сочинен (вкл. пьесу «Мисс Сара Сампсон»-которая принесла ему славу реформатора немецк сцены). В раздробленной феодальной Германии театральная сцена была един средством широкой пропаганды демократ идей. Лессинг актив. выступал за создание нац театра. К к50х Лессинг приобрел славу ведущего литер и театр критика в Герм. Он 2 года был сотрудником и автором «Литературных писем». Многочисл статьи и рецензии позвол судить об определенной системе взглядов Л. на роль и задачи искусства в обществе. В 17 «Лит письме» подверг критике деятельность Готшеда за то, что тот в своей театр-й реформе ориентировался на искусство и эстетику французс классицизма, поэтому театр Г-а оторван от нац почвы. Характеру и вкусу немецк зрителя гораздо ближе театр Шекспира. Л. отдает предпочтение демократ театру буржуазной Англии, подкрепляя свои мысли ссылкой на старую немецк драму о докторе Фаусте. В «Лаокооне» Л. поднимает вопрос о своеобразии различных видов искусства, отталкиваясь от известного теоретика искусства Ж.Б. Дюбо. Л. борется против «ложного вкуса и необоснованных суждений» о тождестве принципов живописи и поэзии. Пассивная описательность резко ограничивает способность поэзии правдиво изображать окружающий мир, лишает ее действенного начала. Все искусства имеют своей целью подражание природе, но они различны как по предмету, так и по роду подражания. В «Л» Лессинг продолжает критику эстетич принципов франц классицизма. Л. выступает против созерцательного отношения к миру, утверждает идеал действенного иск, способ-о полнее отображать реальность. Свои представления об особенностях и закономерностях развития иск-а Л. связал с вопросами театральной практики и теории драмы. В течении 1767-68 гг Л. в кач-ве советника и рецензента Гамбургского театра выпускал спец журнал «Гамбургская драматургия», который затем издал отдельной книгой. Это произведение-выдающийся труд по теории драмы вместе с тем ярчайший образец театр критики. Л. дает критическую оценку всей системы фр классицизма: законам поэзии противоречат искуссвен величие классицистских героев, их неправдоподобные характеры, напыщенный язык. Утверждая эстетику нового театра, Л. отчетливо сознавал его значение в развитии самосознание 3-го сословия. В центре его теор размышлений- человек, отстаивающий право на личную свободу и на существование в разумно организованном общесве. Правдивость и воспитательное воздействие трагедии определяются правдивостью характеров на сцене. Конец 60-нач 70х- расцвет драм таланта Л., его пьесы оказывали огр воздейств на развитие нем сцены: он отыскивал героев в повседневн жизни и заставлял говорить живым языком.
Подражание; цель; абстракция и обобщение. Средства выражения в искусстве – знаки (естественные и произвольные – условные знаки=символы). “Поэзия, - пишет Лессинг, - должна стремиться к тому, чтобы ее произвольные знаки воспринимались как естественные; только благодаря этому она перестает быть прозой и становится поэзией. Средства, с помощью которых она достигает этого, - ритм, слова, расположение слов, размер, фигуры и тропы, сравнения и т.д.” Лессинг классифицирует знаки не только на естественные и произвольные, но и – вслед за Харрисом – на сосуществующие в пространстве и сменяющие друг друга во времени. Предметы, которые сосуществуют друг подле друга, называются телами. “Следовательно, тела с их видимыми свойствами и составляют предметы живописи”. Предметы, которые следуют один за другим, называются действиями, они и “составляют предмет поэзии”. …“материальная картина” и “поэтическая картина”. Главный упор в рассуждениях Лессинга делается не на выяснении общего понятия “картины”, а на выявление “различий между “поэтической” и “художественной” картинами”. Если в живописи “картины” являются исключительно зрительными, то в поэзии они могут быть и слуховыми, осязательными и т.д. Поэтому область их использования в поэзии более широкая, чем в живописи…
|