В антифеодальной трагедии «Э.Г» (1742) находят воплощение взгляды Л. на иск и действительность, сформулированные им в «Г.драм». Отталкивается от сюжета из «Римской истории» Тита Ливия о трагической гибели дочери римского плебея Виргинии. Л. переносит действие в соврем Италию, в котор как и в Германии царит деспотич произвол мелких князей. Приц Этторе Гонзага безраздельно властвует над своими подданными в угоду своим прихотям. Князь Гвасталлы не законченный злодей, но развращен лестью двора, безграничностью самовластья. Л. в своей трагедии обвиняет не отдельн чел-ка, а всю феодально- абсолютистскую систему, уродующую личность. Характер Эттори Гонзага более всего сформирован обстоятельствами, его положением в соц иерархии. Практика самодержавной власти подвергается в «ЭГ» всесторонней критике с позиции просветительства. Законы при дворе обращаются в свою противоположность, поскольку их применяют лишь исходя из выгод или минутных капризов монархов. Э.Г. превращается в слепое орудие собствен страстей, чем пользуется его фаворит Маринелли. Именно его стараниями свершается убийство графа Аппиани, жениха Эмилии. Л. выводит на сцену героев, пытающихся противостоять деспотизму княжеской власти и ее разлагающему влиянию (полковник Одоардо Галотти, граф Аппиани). Формируя в демокр настроенных зрителях внутр протест против старого мира, Л. обращается к их моральному сознанию, не призывая к открытой борьбе. «ЭГ» имела успех и оказала значительное влияние на немецк лит-ру. Л.стоял у истоков немец тираноборч лит-ры послед-х десятилетий.