Л. боролся также с неправильным пониманием религии. «НМ» (1779) – первая немецкая стихотворная драма, создавалась Л. как прямое продолжение его спора с идеологами церкви. В филос драме немецк просветитель обратился к критике религиозного сознания. В Иерусалиме эпохи крестовых походов он свел вместе представителей 3 миров религии- иудаистской, христианской и мусульманской. Иерусалимск патриарх воплощает в себе все худшие свойства церковников: абсолютный догматизм, безгранич жестокость и ненависть к представителям иной веры. Ему противостоит богатый купец еврей Натан, который проповедует идею гуманности и всеобщего братства. Благородный рыцарь-храмовник Курд оказ-я в центре столкновения двух идеологий. Натан одерживает победу. Терпением и мудростью он преодолевает презрительную враждебность христианск рыцаря и высокомерную недоверчивость мусульманского властителя Саладина. Философский смысл драмы сконцентрирован в притче о 3 кольцах, которую купец рассказывает султану (легенда из Декамерона Боккаччо). Подлинное кольцо наделено свойством делать владельца любимым другими. Мудрый судья советует братьям доказать силу своего талисмана благородными делами и любовью к окружающим. Нравственное начало Л. связывал не с обладанием «истинной» религией, а с естествен-м стремлением к добродетели, порождаемым эволюцией человеч разума. Философ драма Л. имела замечательную сценич судьбу, вера в единение человечества, способного возвыситься над религиозным фанатизмом, не теряла своей остроты на протяжении последующей 2-х вековой истории Германии.