Веймарский классицизм.
Осенью 1785 Гете едет в Веймар. Этот отъезд стал вехой не только в его личной и творческой биографии, но создал предпосылки в формировании заключительного этапа немецкого Просвещения и особой разновидности европейского классицизма. Происходит отход от мятежных порывов и крайностей «Бури и натиска», самоограничение, признание высшего объективного закона – нравственного, социального, эстетического, которому надлежит покориться. Лирика раннего Веймарского периода несет на себе печать внутреннего разлада, тоски по гармонии. Источником внутреннего конфликта было также мучительное для Гете раздвоение между практической, общественной и государственной деятельностью и творчеством. В простом подражании природе Гете видит первую ступень мастерства. Вторая ступень – «манера» - предполагает субъективное видение предмета, выражение прежде всего личного начала, создание автором своего художественного языка. Высшей ступенью – «стилем» - он считает художественное постижение мира в его объективных и закономерных чертах. В вопросе правдивого и правдоподобного Гете вводит понятие «действительности» (эмпирически данной) и «правды» (художественно осмысленной и обобщенной). По-иному шло движение к классицизму у Шиллера. В стихотворении «Боги Греции» Шиллер провозглашает глубоко человечный характер греческой мифологии. Чувственному жизнелюбию античности противопоставлен суровый христианский аскетизм. Одновременно с созданием философских стихов Шиллер углубленно занимается историей. По его мысли, изучение истории имеет целью показать развитие человечества от первобытного состояния к полноценной, гуманной и разумно мыслящей личности. Философская концепция такова: искусству отводится важное место межу царством природы и необходимости, с одной стороны, и царством разума – с другой. В Гете Шиллер видел понятие «гений». Он различает два типа творчества, проистекающих из различных отношений к природе: «Поэт либо является природой, либо ищет ее». Гете олицетворял для него первое, сам он – второе. Наивный поэт выполняет свою задачу целиком, но сама эта задача ограничена. Сентиментальный поэт остро ощущает свою разобщенность с природой, стремится слиться с ней, но это достижимо только в идеале. Эстетический идеал Шиллер видит в синтезе наивной и сентиментальной поэзии, к которому надо стремиться, но который реально не может быть достижим. После цикла теоретических работ Шиллер возвращается к поэзии, в своей лирике он ставит ту же тему высокой мисси поэта. Особое место занимают баллады. Сюжеты заимствованы из античных и средневековых источников, у Гете же – ориентированы на фольклорные мотивы. Последнее десятилетие жизни Шиллер наполняет драматургией. Он создает трилогию «Валленштейн», в которой тесно сплетаются историко-политические и нравственно-философские проблемы.
|