Драма Шиллера «Дон Карлос». Понятие классической формы.
«Дон Карлос» (1787) знаменует перелом в драматическом творчестве Шиллера, сказавшийся как на идейном содержании, так и на внешней форме пьесы. Это первая драма, написанная стихами (пятистопный ямб). Меняется и подход к истории и к выбору материала. Первоначально Шиллер хотел сосредоточить внимание на драматическом конфликте в семье испанского короля Филиппа 2 – любви его сына инфанта дон Карлоса к своей молодой мачехе Елизавете Французской, ранее предназначавшейся ему в жены. Однако по мере работы над драмой центр тяжести переместился на вопросы политической истории Европы 16 века, осмысленные в духе политических идей, и на проблемы нравственного плана. Одновременно с углублением идейного замысла совершился переход от первоначальной прозаической формы к стихотворной, создавшей приподнятость, дистанцированность и тем самым обобщенность. Идейный стержень драмы образует борьба восставшего против испанского ига народа Нидерландов, протестантов против воинствующего классицизма. На историческом материале Шиллер ставит одну из основных проблем Просвещения – проблему терпимости и свободы мысли, о которой с благородностью говорит главный герой драмы маркиз Поза на аудиенции у короля Филиппа. Все действие происходит при испанском дворе, события в Нидерландах предстают только в рассказах маркиза Позы. Резко возрастает изобразительная функция слова: именно слово становится главной силой, орудием борьбы за идеалы свободы. Шиллеру удалось сплести политические и личные моменты и создать сложный, психологически глубокий и трагический образ деспота, одинокого в своем величии, окруженного корыстными льстецами и интриганами. Они же искусно гасят вспыхнувший в нем проблеск человечности и доверия к маркизу, который идет на добровольную гибель, чтобы спасти дон Карлоса. Мальтийский рыцарь маркиз Поза – самый идеальный из всех созданных Шиллером героев. Отрешенный от всего лишнего, самоотверженный друг, борец за идеалы свободы, он открывает дон Карлосу новый смысл жизни, призывает его посвятить себя сражающимся за правое дело Нидерландам. Тем самым идея «просвещенного абсолютизма» объявляется несбыточной иллюзией. В драме, стоящей на переломе творческого развития Шиллера, сочетаются некоторые структурно-стилистические приемы его ранних драм с новыми, классическими тенденциями, которые полностью раскроются в его поздних трагедиях.
|