Разбойники» Шиллера как штюрмерская пьеса.
Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер (1759-1805). Родился в маленьком городке Марбахе в семье бедного военного фельдшера. В 14 лет по приказу герцога Карла Евгения был зачислен в академию, которая должна была готовить чиновников для герцогской службы. В академии был военный режим, но вместе с тем лекции читались на университетском уровне. Шиллер вынес оттуда хорошие знания по истории, философии, естествознанию. Его специальностью была медицина. В 1780 окончил академию, представив диссертацию «О связи животной и духовной природе человека», был назначен полковым врачом в Штутгарт – столицу Вюртемберга. В 1781 году анонимно вышла его его первая драма «Разбойники», поставленная в следующем году. Премьера прошла триумфально. Шиллер тайком поехал на премьеру, за самовольный отъезд Ш. поплатился двухнедельным арестом и запретом писать. Он решет бежать в Мангейм начались годы литературной и театральной работы. Пафос «разбойников» направлен против тирании в любых ее проявлениях. Об этом говорит уже латинский эпиграф «Против тиранов». Сюжет взят из различных источников. Противопоставление двух братьев часто встречается в литературе 18 века. Прямым источником послужила повесть Шубарта «К истории человеческого сердца», но в некоторых сценах встречаются реминисценции из «Короля Лира» и «Ричарда 3». Другой важный мотив – тема «благородного разбойника», который опирается и на реальные факты. В Германии тогда стихийно возникали разбойничьи банды. Каждого из будущих разбойников Шиллер наделил индивидуальным обликом, моральными принципами, только ему присущим поведением. Различны мотивы, приведшие их в банду. Сам Карл Моор отдает свою долю беднякам, но он беспощаден к тем, в ком видит источник произвола и угнетения. Однако к концу драмы он убеждается, что его товарищи пролили немало крови невинных жертв, что устранить насилие насилием нельзя. Тогда он сам вершит суд над собой и сдается властям. Антагонист Карла – его младший брат Франц. Он завидует любимцу отца, счастливому сопернику в любви Амалии и глумится над такими понятиями, как совесть, честное имя, узы родства. Устранив со своего пути Карла, он торопит смерть отца. В конце драмы в страхе пред надвигающимся возмездием и небесной карой за свои преступления он кончает жизнь самоубийством. Полярная противоположность братьев отражена и в их гибели – в обоих случаях добровольной, но имеющей совершенно разный нравственный смысл. Принцип антитезы распространяется и на второстепенных персонажей: двух священников – коварного католического патера, пытающегося склонить разбойников к выдаче властям их атамана, и благородного протестантского пастора, бесстрашно выносящего нравственный приговор своему господину Францу. Контрастен и язык драмы: сентиментально взволнованные монологи Карла чередуются с грубой речью разбойников. Гиперболизация характеров, сгущение красок, патетическое красноречие – несомненно наследие штюрмерской поэтики, но у Шиллера она драматургически оправдана: на всем этом в немалой степени держится трагический накал.
|