(«Ф» начат во Франкфурте ок 1773г. Сюжетн костяк первой части- «Пра-Фауст».1808-полностью вышла первая часть. Материалом служила легенда о докторе Фаусте, кот на 24года продал душу дьяволу взамен на чудеса.Первая драматич переработка этого сюжета-Кристофер Марло(1590).) Первонач-но Ф-мятеж титанич натура, восстающ против мертвой схоластич средневек науки(кот у Г проецируется на соврем рационализм).Мефистофель и Господь-герои-антогонисты. Предмет их разногласия-человек.Меф:люди сами портят свою жизнь, человек даже разум исп-ет во вред. Господь:человек-творение божие, носитель божеств начала. Ключевая сцена первой части-договор Фауста с Мефистофелем-ясно показывает, как далеко Г ушел от первоисточника-легенды о грешнике, продавшем душу дьяволу за обычные земные блага и за необъятные знания. Ф отвергает все, чем пытается соблазнить его Меф,-богатство, славу, любов утехи. Условие договора-сама возможность исчерпать свои желания, положить предел стремлениям своего духа. На корот время Ф и М как бы меняются местами:насмешливый черт с внезап торжественностью треб ритуальной росписи крови, а Ф с истинно просветит скепсисом отвергает самую мысль о загробном мире и возмездии за дьявольский пакт;его горести и радости связаны с земным миром, и последующее действие развивается как приобщение разочарованного в книжной примудрости ученого к этому земному миру, как познание человеч радостей и страданий. Кульминация этого познания-трагедия погубленной им Маргариты.В религиоз-философ смысле Ф и М у Г весьма далеки от своих прототипов в народ легенде. Это особ отчетливо звучит в сцене объяснения Ф с Маргаритой, кот требует от него прямого ответа-верит ли он в Бога так, как велит священник.Мефистофель-просвещенный и современ черт, ироничный. Это циник, наслаждающийся побуждением скотской натуры в человеке, и одноврем-воплощение могучей силы отрицания. В этом глубокая диалектика образа.Во второй части фантастич эл-т, присутствующий уже в первой части(«Кухня ведьмы», «Вальпург ночь»), резко усиливается и становится господствующим.В 3 акте, после исчезновения Елены, Ф-уже глубокий старик-обращается к практич деятельности:получив от императора прибрежную полоску бесплодной земли, он мечтает защитить ее от наводнений и возделать на благо людям. М пытается унести в ад проигранную душу Ф, но божественные силы возносят ее на небо.Истинная победа Ф над М.