возрождение во Франции 5 страница
Герой у Диккенса никогда не эволюционирует, не попадает под влияние общества, здесь Диккенс видит героическое начало
“Оливер Твист” - написан в ответ на жест парламента. 1834 году принят закон о бедных. В Англии очень много стало бедных и бомжей, воровали, распростр болезни. В поправке к закону о бедных начали создавать работные дома, женские, десткие и мужские. Даже семьи разделяли. В домах лечили, дезинфицировали, одевали, бедно кормили и заставляли работать с утра до вечера. Диккенс сочувствовал всем. Поэтому он увидев работные дома написал роман о маленьком мальчике, где заострил до невероятности свою идею. Сироту Оливер он помещает в мир жестокости работного дома и всей ситуации с бедными. Этот мальчик проходит все страшные испытания и не испытывает эволюции. Остается добрым, честным и подавая пример людям, как нужно себя вести что бы с тобой не происходило. Диккенс открыл “новый героизм”, кот проявл не в подвигах, поступках, меняющих ход истории, а в преодолении житейского. Человек не должен терять свою нравственность не смотря ни на что. Диккенс пытался показать человека подобием Божьим, что человек способен и должен оставаться человеком в любых условиях.
Следующий Семинар Бодлер
Уильям Мейкпис Теккерей (1811-1853)
современник Диккенса. Другой реалист творил с Диккенсом и в то же время был его оппонентом, не был ни в чем согласен, почти дошло до дуэли. Разные люди смотрели на лит-ру по-разному. Диккенс – дедушка лит-ры, Теккерей – цинник, прославился не сразу. Рано остался без отца, быстро растратил маленкое наследство. Якобы проигрался, разорил отчим – разные мнения. Ясно, Теккерей был аристократического происхождения, из-за бедности не был вхож в круги света. Женился молодым, его жена заболела дешевным расстройством, остался с 2 детьми. Любил жену друга. Писал циклы стихов, но не прославился ими. Теккерей – сатирик. Самый видимый талант было худосж тв-во, видил себя художником, с юности мечтал о карьере. Предложил Диккенсу картины на книгу, но Диккенс увидел что это были карикатуры на его произведения. Входит в лит-ру как человек имеющий противоположные взгляды от Диккенса. Т был широкообразованный человек.
Т опирался на лит традицию обладая широчайшими знаниями, он расширает границы викторианского романа, но не как романтики это делали. Его всегда привлекало типическое. Он отрицал что чел не продукт своей среды, чел не может подвергаться ее влиянию. Личность – общественная единица в соц иерархии. Ужасный скептик. Ему хорошо удается видеть челов слабости и пороки. Т вводит больше рационального начала. Персонаж необходимое связаное звено в структуре повествования, выступает против романтических элементов. Т предворил Флобера. Начал требовать суровой реалистичсноти, чтобы показать так как на самом деле бывает. Показывает причины лежат в социуме. Заявил себя как критик, публицист и художник, иллюстрируя свои произведения, досказывая недосказанное. В журналах появляются его небольшие произведения, анекдоты. Его мировоззрения были четко изложены, называл своими учителями Филдинга и Свита. Определяет задачи писателя, требует строгой правдивости, изображать только доподлинно известное. Критиковал отступление от правды, критиковал романтизм, что даже отрицал его в лучших образцах. Написал пародии. “Романы прославленных сочинителей” сатира 40х годов, направлены против эстетич воззрений современников. Шлейф романтизма “литература серебряной вилки”. Т пишет, что 1 произведения Бельвера Литтена вообще вредны для общественных нравов, развращают людей показывая преступников в благородном свете. Откровеная ширпотребность произведений восхищает его. Противопоставляет им правдивый подход. Критикует Вальтера Скотта, Байрона, Гюго, Жорж Санд, т к не принимал романтизм, был далек. Скотт раздражал его своей романтизацией рыцарей, написал пародии “Продолжение Айвенго” и “Рейнская легенда”. “Панч” известный сатирич журнал, где Т постоянно публикуется, под разными псевдонимами – литературные маски сатирические Лакей Желтоплюш, майор Гагаган, Будл суровый мезонтроп. Изображение быта и нравов – главное. Жажда наживы, снобизм, беспринципность – высмеивает. Гипербола, образы тяготеют к гротеску – ведущий принцип творчества. Маска автора – сатирический персонаж, героя-повествователя ставит среди персонажей, он сам такой же как его персонажи. Это смягчает суд Т: “нет добродетели, но есть обстоятельства”. Значит всякий бедный украдет. Это высказывание никак не объясняет почему в высших слоях тоже убивают, крадут и т д. Казалось бы что Т не видит ничего хорошего в людях, что нет у него героев с кем автор был бы согласен. Он всех высмеивает, у всех пороки. Нравственный суд Т не так суров как у Диккенса. У Диккенса негодяй ни на что не может рассчитывать, не имеет право ни на что, ни один чел не имеет право быть негодяем если жизнь плохая, а Т оправдывает своих героев, даже отпетых негодяев, обстоятельствами. Он не судит сверху, он изнутри смотрит на персонажей, ни лучше ни хуже кого-то. Поэтому его суд не так уж строг. У Т не было заметно зассвета тв-ва, сразу спад
“Катрин” повесть, раннее творчество Теккерей героиня показана хладнокровной убийцей. Она ведет образ жизни непривлекательный, вызывающий отвращение, сочувствие не вызывает героиня. Звучит тема влияния среды на человека – полемически для Т. Образ не схематичный, а живой. Худ ср-ва: не совсем выдеражан жанр, сатира на драму, драма на фарс. Комические эффекты не выдержаны. Достоинство – прием точки зрение довольно странной, а именно автор и повествователь в отношениях спора, автор не согласен с повествователем. Такого в лит-ре еще не было. Автор хочет показать противоположную позицию в отличие от повествоателя.
Жанр большого сатирич романа “записки Барри Линдена” стилизован под мемуары, герой его в 18 веке, участв в 7ми летней войне, играет в карты, сидит в парламенте, проматывает состояние, умирает калекой и в тюрьме. Роман про антигероя. Показаны записки отпетого негодяя. При этом Т подчеркивает одно и то же, что герой – продукт порочной среды, вся его - судьба ряд исторических закономерностей, тип, который сформировало время. Современники увидев это, почувствовали что Барри Линден пародия на Оливера Твиста, тем самым Т полемизирует с Диккенсом. Никакое нравств чувство не может быть в человеке если он воспитан в порочной среде, если он видел только зло, не может знать что такое добро.
1846г “Книга снобов” сначала былиотдельные главы в журнале “Панч”, это были новеллы, фельетоны6 панфлеты. Какие-то хорошо написаны, а какие-то наспех. Позже сделали книгу “Английские снобы”. Снобы (в наст время, придумал Т) – люди, ставящие себя выше других ввиду материального благополучие. В английской лит-ре того времени сноб – подмастерье сапожника. Т считал что англ общество заражено снобизмом. Он показывает и бедных и богатых, писателей, художников, студентов, армию, и верховного сноба – короля Георга. Снобизм виден во всей книге. У Т у всех людей на любом уровне проявляется снобизм. Все эти снобы некие плоские карикатуры, а не характеры. Все попадают под сатиру Т. Причем эти снобы сами по себе тщеславны, но и на лицо, внешне, порочны. Становится ясно, что Т видит человеческие слабости. Главная задача – совершенствование личности, как у Диккенса.
“Ярмарка тщеславия” вписала золотыми буквами имя Теккерея. Он сам понимал что дошел до серьезного шага, поэтому он подписалася своим именем, не псевдонимом. Действие относится к нач 19 в, но т рассуждает о своих современниках. название выразительно, но Т не придумал его, а позаимствовал у Джона Беньяна 17 в, который написал “Путь паломника”. У Беньяна есть место в книге куда герои попадают в базар житейской суеты. Продают и покупают все: дену, детей, титул. Нарочно Т сделал аллюзию. Англичане знали книгу Беньяна. Начинается выходом двух подруг из пансиона благородных девиц. Они расстроят панораму общества с их верхушками и всем всем. Тщеславие также портит общество по Т. У романа есть подзаголовок “Роман без героя”, указывая что нет положительного героя, есть персонажи, но не герои. На ярамарке можно быть только кем-то одним: овца или волк, обманщик или обманутый. Но нехорошо быть кем-то одним. Т тем самым отсек себя от Диккенса. Одна из главных героинь воплощение тщеславия, у нее говорящая фамилия Шарп “sharp”. Структура романа – симметрия, цель – показать нравы, историч события, общество. Стоит сатирич модель общества, дома коммерсантов, среда дворянства, снобизм и тщеславие. Две подруги очень разные и социально и характерно. Эмилия – дочь богатых родителей, наивная, любящая девушка. Смотрит на мир сквозь розовые очки. У нее все устроено, она создана для счастья. Ребекка – родители бедны, карьера их не удалась, не обеспечили ее условиями для дальнейшей жизни. Она сама должна себе устраивать жизнь, она умна, красива, изобретательна, но она безнарвствена и беспринципна – воплощение тщеславия. Роман социально-бытовой. Т показывает особый взгляд на историч события с помощью точки зрения, а не взглядами историков. Связь между истор событиями и судьбами людей. Вслед за Скттом открывает механизм взаимодействия истор событий и судеб малоприметных людей. Ирония наряду с сатирой помогает создать многомерные образы. Т старается не впасть в крайности. Показывая беспринципность Бекки, показывает что это не плод ее собственной испорченности, а это влияние среды. Она не хуже и не лучше других. Автор почти оправдывает Бекки. Ее поведение нормально для тех условия, в кот на находится. Нормально что она обманывает, обольщает богачей, идет по головам. Все это требует привлечения новых худ ср-в. Детализация в интерьерах указывает на разные мотивы. Появление в романе образа кукольника и кукол – помогает автору определить свою роль в повествовании. На обложке – автопортрет Т где он в шутовском колпаке, образ шута кот расставляет марионеток. Шуты говорили правду королям, Т говорил правду обществу. Он также находится среди этих персонажей ярмарки. Он тоже может попасть под иголки автора.
|