PROSRAM PRG7_10;
CONST N = 100; VAR А, В: ARRAY[1..N, 1..N] OF INTEGER; К, M, I, j: INTEGER; BEGIN WRITE('BBEДИTE РАЗМЕР МАТРИЦЫ М = '); READLN (M); WRITELN('ИСХОДНАЯ МАТРИЦА'); K:=1; FOR I:= 1 TO M DO FOR J:= 1 TO M DO BEGIN A[l, J]:= K; К:= K+1; IF J<M THEN WRITE(A[I, J]: 4) ELSF WRITELN(A[I, J]: 4) END; WRITELN(MATPИЦА ПОСЛЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ'); FOR I:= 1 ТО М DO FOR J:= 1 ТО М DO BEGIN В [I, J]:= A [I, N+1-J] IF J<M THEN WRITE(B[I, J]: 4) ELSE WRITELN(B[I, J]: 4) END; END. Для решения задачи: - формируем тело программы и описываем переменные; - вводим размеры массива А и присваиваем значения его элементам; - присваиваем значения элементам матрицы В и выводим их на экран. Переменные: А, В - двумерные массивы; М - количество строк и столбцов массива; I, J - переменные цикла; К - вспомогательная переменная. Задача 7.11 Дана квадратная матрица N х N, состоящая из натуральных чисел. Зеркально отразить ее элементы относительно главной диагонали. Вывести результат на экран. Рассмотрим матрицу 3 х 3 и посмотрим, что происходит с элементами при зеркальном отражении?
Если считать, что после преобразования у нас появилась новая матрица В, то соответствие между элементами устанавливается следующим образом: В 11 «А 11 В 12 «А 21 В 21 «А 12 В 22 «А 22 и т. д., т. е. В [I, J] «A [L, М]. Внимательно изучив соответствие, можно утверждать, что для элементов матрицы N х N справедлива следующая система уравнений: Отсюда правило преобразования элементов выглядит следующим образом: В [I, J] = A [J, I]. Программа, решающая данную задачу, выглядит так:
|