Эпоха феодализма
Преобладал теологический подход к анализу преступности (разработчики А. Августин, Ф. Аквинский и др.). Как правило, теологические трактовки преступности связывали общественно опасное деяние с происками дьявола и основывались на карательной практике религиозных судов. А.М. Яковлев отмечал следующие черты данного подхода: «Понятие преступного связывалось с крайними проявлениями зла, преступным считается посягательство на высшее добро … Преступник же – непосредственное воплощение (персонификация) зла».[2] Августин Аврелий (354-430) – средневековый теолог, разрабатывавший в своих трудах широкий спектр вопросов добра и зла, имеющих отношение к криминологии. Огромное значение имеет мысль Августина о том, что в каждом человеке всегда есть добро. Увеличить добро в человеке невозможно при помощи зла (это положение можно считать методологической основой криминологической теории стигмы). Августин раскрыл механизм самоограничения зла. Механизм самоограничения зла – концепция в соответствии с которой существует закономерность, не позволяющая злу чрезмерно возрастать. Этот механизм имеет две грани: - зло уничтожает зло; - «злым на горе идут дела их». Современные исследования подтверждают, что самые жестокие и тяжкие преступления совершаются в преступном мире (одни преступники уничтожают других). Зло подобно бумерангу, оно всегда возвращается к тому, кто его сотворил.
|