ВОЙНА НА ГАЗЕТНОМ РЫНКЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
6 сентября 1993 года Р. Мердок, известный предприниматель и владелец одного из крупнейших мировых конгломератов СМИ News International, снизил цену на качественную газету Times с 45 до 30 пенни (с 21 рубля до 14, курс сейчас). Не остановившись на этом, девять месяцев спустя, 24 июня 1994 года, цена была снижена опять – до 20 пенни (10 руб.). Агрессивная рыночная стратегия Мердока ознаменовала начало периода газетной войны, когда ближайшие конкуренты Times – Daily Telegraph, Guardian, Independent и даже Financial Times –вынуждены были реагировать на ситуацию. Daily Telegraph, например, в ответ также снизила цену до 30 пенни, однако через два года, не сумев справиться с потерями, вновь подняла ее. И сам Р. Мердок был вынужден вновь поднять цену на Times до 30 пенни в 1995 году, поскольку ресурсов даже его мощной корпорации News International недоставало, чтобы справиться с потерями. Несмотря на временные колебания в цене, Times сумела сохранить цену достаточно низкой до 2000 г. В результате это позволило газете завоевать новых читателей и увеличить долю в секторе качественных газет – с 17% в 1993 г. до 30% в 2000 г. Эластичность цены на газету, правда, в нисходящем направлении, оказалась существенной, причем все завоевания Times были сделаны за счет отбивания читателей у конкурирующих изданий.
Таблоидизация. Развитие газетного рынка последних лет показывает, что в условиях растущей фрагментации аудитории, вызываемой развитием кабельного и спутникового ТВ, видео, Интернета, рекламодатели пересматривают возможности газет как носителей рекламы. Несмотря на то, что газеты уступают коммерческим телеканалам по широте охвата аудитории, они не рассматриваются рекламодателями, как канал доступа к сегментированной аудитории. Для них в этом качестве выступают скорее радио, журналы, кабельные сети. Газеты же возвращают себе статус СМИ, предоставляющего доступ к несегментированной аудитории, ограниченной рамками географических рынков. Конечно, известны и случаи, когда газеты предоставляют рекламодателям доступ к сегментам аудитории. Это специальные зональные вкладыши с рекламой местных магазинов или тематические подборки классифицированных объявлений, но все-таки эти примеры имеют вспомогательное значение и только подтверждают общее правило. Издания, добившиеся больших тиражей, ввели в газетную практику новый стандарт: качество их материалов стало оцениваться прежде всего через понятие «реализуемости» тиража. Термин «таблоид» стал синонимом неаналитических газет, уделяющих повышенное внимание спорту, развлечениям, скандальным материалам о жизни знаменитостей. Таблоидные издания отдают предпочтение коротким новостям сенсационного характера, большим фотографиям и крупным заголовкам. Исследователи часто объясняют существование таблоидов низкими вкусами читателей, их нежеланием читать серьезные новости и аналитику. Интегрированное понятие «инфотейнмент» (от англ, information –информация и entertainment –развлечение) выступает характерной чертой и таблоидного стиля, и всего процесса таблоидизации. Несомненно, важнейшим медиаканалом, который способствовал становлению и развитию инфотейнмента, было коммерческое телевидение. Удельный вес тематики британских газет в конце 1990-х годов (%)
Источник: Golding P. Assessing Media Content: Why, how and what we learnt in a British media content study. In: R. Picard (ed). Measuring Media Content, Quality, and Diversity. Turku, 2000. P. 11. Современные исследователи, определяя понятие «таблоидизация», выделяют следующие важнейшие индикаторы процесса: · сужение спектра освещаемой действительности, перенесение «повестки дня», формируемой таблоидами, в качественные издания; · упрощение текстовых форм подачи материала, усиление иллюстративности; · фамильярность и провокационность в обращении к аудитории; · монополизация рыночных структур. В странах Северной Европы таблоидизация идет «снизу»: массовые таблоиды, имея максимальные тиражи и характерный стиль оформления, стремятся к повышению качества содержания. Так возникает квалоид –особый тип массовой вечерней газеты, сочетающей стиль таблоидов с освещением широкой панорамы мировых событий, анализ серьезных вопросов внешней и внутренней политики с простым и доходчивым языком изложения. Как считает профессор К. Норденстренг (Финляндия), квалоиды входят в набор обязательного чтения даже любого интеллектуала на Севере Европы.
|