Тема: Искусство Германии
Продолжающаяся раздробленность немецких земель, несмотря на повышение национального самосознания в связи с борьбой против Наполеона. Некоторый провинциализм искусства в начале века. Влияние вкусов мелких правящих дворов. Борьба за духовное раскрепощение, за освобождение личности. Широкое распространение романтизма. Развитие направления бидериайер в первой половине века, воспевающего маленькие радости мелкого буржуа, обыденную жизнь бюргеров и крестьян, уют и домашние радости. Романтики. Филипп Отто Рунге (1770 — 1810) — живописец, график и теоретик искусства, один из основоположников немецкого романтизма. Душевная простота и непосредственность портретов художника. "Автопортрет", "Мывтроем", "Моиродители", "Утро". Каспар Давид Фридрих (1774 — 1840) — мастер романтического пейзажа. Строгая выверенность рисунка, четкость планов, богатая игра светотени. Эффекты рассеянного, чаще лунного, освещения. "Двое, созерцающие луну", "Воспоминание о Великановых горах", "Восход луны над морем", "Женщина у окна". Образование в 1809г. в Вене "Союза св.Луки" или назарейцев — по образцу средневековых религиозных братств или артелей художников. Попытка при помощи искусства возродить духовность, свойственную средневековью и Раннему Возрождению. Влияние назарейцев на творчество прерафаэлитов. Совместное выполнение части декоративных росписей на сюжеты Торквато Тассо на римской вилле Масими, в доме прусского консула в Риме художниками Иоганном Фридрихом Овербеком (1789 — 1869) и Петером фон Корнелиусом (1783— 1867). Дюссельдорфская школа. Романтическая трактовка национальной исторической тематики. Фридрих Вильгельм Шадов (1789— 1862) — один из основателей дюссельдорфской школы, известный больше как педагог. Альфред Ретель (1816 — 1859) — наиболее талантливый представитель школы, мастер исторической живописи. Росписи в Аахенской ратуше на сюжеты из жизни Карла Великого. Трактовка в романтически приподнятом духе. Графические серии "Новая пляска смерти", "Еще одна пляска смерти". Бидермайер. Использование сюжетов из бюргерского быта с ярко выраженными национальными чертами. Большое внимание занимательности сюжета. Мориц Швинд (1804 — 1871) — художник, работавший в основном над иллюстрированием немецких народных легенд и сказок. "Свадебная поездка рыцаря Курта", "Роза", "Сказка о семи воронах". "Свадебное путешествие" — жанровое произведение. Карл Шпицвег (1803 — 1885). Сентиментальность и благодушие в бытовых сценках. "Бедный поэт", "Утренний кофе". Соединение наследия романтиков, назарейцев и бидермайера во второй половине XIX в. в творчестве Адольфа Менцеля (1815— 1905). "История Фридриха Великого" — 400 иллюстраций к сочинениям Фридриха II. Создание живописных картин, полных выразительности и точных бытовых наблюдений. "Концертв Сан-Суси", "Комната с балконом", "В Люксембургском саду", "Железопрокатный завод". Крестьянская тема в творчестве мюнхенского художника Вильгельма Лейбля (1844 — 1900). Передача своеобразия индивидуальности и характера. "Крестьянки в церкви", "Неравная пара", "Деревенские политики". Классицистическая скульптура. Италия — центр изучения классической античной скульптуры. Создание на основе освоения античного наследия классицистической скульптуры. Работа в Риме ведущих скульпторов XIX в. Антонио Канава (1757 — 1828) — итальянский скульптор. Ясность и изящество композиции, некоторая идеализация образов. "Паолина Боргезе в образе Венеры", "Амур и Психея", "Персей", "Тезей, побеждающий Минотавра". Развитие традиций классицизма в творчестве датского скульптора Бер-теля Тореалъдсена (1770 — 1844). Строгая гармония композиции, пластическая завершенность и холодная идеализация образов. "Ясон", "Ганимед, кормящий орла Зевса", портрет Е.А.Остерман-Толстой. Влияние творчества Кановы и Торвальдсена на скульптуру середины XIXвв.
|