Творчество крупных художников начала и середины века, не вошедших в объединения.
Живопись. Марк Шагал (1887— 1985)—художник, родившийся в России, но проживший большую часть жизни во Франции. Влияние кубизма на его искусство. Еврейский местечковый быт — лейтмотив творчества. Трактовка сюжетов в наивно-поэтическом или гротескно-символическом духе. Частое изображение парящих фигур. "Над Витебском", "Прогулка". Использование разновеликих предметов. "Часы". "Влюбленные", "Красный еврей", "Окно на даче", "Продавец газет", "Окно на острове Бреа". Монументальная живопись: роспись плафона "Гранд-Опера" в Париже. "Библейский цикл" витражей. Джорджа Моранди (1890 — 1964) — итальянский живописец и график, испытавший влияние Сезанна и кубистов. Натюрморты — главная тема творчества. Ритмическая упорядоченность композиции, изысканность несколько блеклой цветовой гаммы. "Натюрморт", "Метафизический натюрморт". Ренато Гуттузо (1912 — 1987) — итальянский художник и график. Экспрессивность и некоторая символически обобщенная трактовка образов. "Расстрел", "Битва у моста Амиральто", "Человек, который ест спагетти", "Рокко у патефона", "Человек, пересекающий площадь". Отто Нагель (1894 — 1967) — немецкий художник. Использование отдельных приемов экспрессионизма (асимметрия формы, жесткий контурный рисунок, темная цветовая гамма). Жанровые произведения из жизни рабочих. "Семья в парке", "Утренняя смена", "Скамейка в Веддин-ге". Ханс Грундиг (1901 — 1958) — немецкий живописец и график. Политически активное искусство, достигшее трагического пафоса в обличении фашизма. Триптих "Тысячелетняя империя". "Жертвам фашизма". Лео Грундиг (1906 — 1977) — немецкий художник. Главная тема творчества — борьба с фашизмом и милитаризмом. Цикл офортов "Под свастикой" и "Борьба против атомной смерти". Один из главных представителей неореализма во Франции — Андре Фужерон (р. 1913). Социальная острота и эмоциональная ясность творчества. "Парижанки на рынке", "Алжирские дети", серия картин и рисунков "Страна шахт". Графика. Кете Кольвиц (1867 — 1945) — немецкий график, посвятившая свое творчество теме борьбы за права городской и деревенской бедноты. Динамичность композиции, трагизм образов. Графические серии: "Восстание ткачей", "Крестьянская война". Цикл ксилографии, созданных по впечатлениям Первой мировой войны. "Война", "Голод", "Пролетариат". Франс Мазерель (1889 — 1972) — бельгийский художник. Гротескность рисунка, работа большими пятнами белого и черного цветов. Политические и социально-критические работы. Серии графических листов "Страдания человека", "Мой часослов", "Солнце", "Идея", "Город". Цикл рисунков "Пляска смерти" —отклик художника на Вторую мировую войну. Обличение фашизма. Любовь к родной стране, отраженная в серии гравюр "Моя страна". Теофиль Александр Стейнлей (1859 — 1923) — французский график. Сцены труда, быта и отдыха парижского трудового люда, нищих, бродяг. Умение выбрать убедительную и острую ситуацию. Использование традиций Домье — сочувствие к бедным и беспощадность к богатым. "У мусорного ящика" ("Хорошее общество"), "Локаут", "Вор", "Стачка", "Освободительница". Развитие иллюстративной и плакатной графики в XX в. Широта диапазона и многообразие школ. Жан Эффель (1908 — 1982) — французский график и карикатурист. Добродушный народный по духу юмор. Легко узнаваемая линеарная манера рисунка. Серии "Сотворение мира", "Сотворение человека", "Басни Лафонтена", "Перелистывая историю Франции от Народного фронта до наших дней". Мастер плаката и фотомонтажа Джон Хартфилд (1891 — 1968). Ярко выраженный антифашистский характер творчества. Непревзойденный мастер фотомонтажа, повлиявший на работы последующих авторов этого жанра. "Долой солнечное затмение на Рейне", "Как в средневековье... так и в третьем рейхе". Скульптура. Шарль Деспио (1874 — 1946) — французский скульптор, помощник Родена. Мастер скульптурного реалистического портрета. Классическая ясность и цельность форм. Обаяние женских образов. "Полет-та", "Ася", "Девочка из Ланд", "Аполлон". Джакомо Манцу (р. 1908) —«итальянский скульптор. Многовариантность решения — особенность стиля скульптора. Доведение выразительности до символа. Серии скульптур "Распятие", "Балерина", "Кардинал", Работа над рельефами для "Врат смерти" собора св.Петра в Риме. Жизненная убедительность трактовки символических сюжетов. Осип Цадкин (1890 — 1967) — скульптор, сочетавший в своем творчестве кубизм и экспрессионизм. Памятник разрушенного Роттердама в Роттердаме. Памятник Винсенту Ван-Гогу в Овер-сюр-Уаз близ Парижа, "Менады", "Женщина с веером".
|