Искусство стран Европы
Архитектура. Стихийный рост городов в связи с увеличением промышленного производства. Разрушение канонов ордерной этики. Использование новых материалов: железа, стекла, бетона, майолики. Модерн. Увлечение изящными криволинейными формами, избыток декоративных элементов, стилизация. Индивидуальность облика каждого здания. Жилые доходные дома, вокзалы, банки, театры. Единство стиля внешнего декора, внутренней отделки и мебели. Антонио Гауди (1852 —.1926) — испанский архитектор. Пластичные, перетекающие объемы, смелые конструктивные решения: параболические арки, наклонные опоры, облегченные своды. Церковь Саграда Фамилия. Каса Мила и Каса Блато в Барселоне. Функционализм. Подчеркивание утилитарно-практического значения архитектуры. Использование железобетона и прямолинейных конструкций. Преувеличение целесообразности. Почти полное отсутствие декоративных элементов. Ле Корбюзье (1887 — 1965) — французский архитектор, один из законодателей конструктивизма. Чеканная ясность геометрических объемов. Виллы в Гарше и Пуасси, поселок "Пессак", общежитие швейцарских студентов в Париже, министерство Народного просвещения в Рио-де-Жанейро. Пять тезисов нового архитектурного стиля, сформулированных Корбюзье: столбы вместо первого этажа, плоская крыша, удлиненные окна, свободное оформление плана и фасадов. Попытка сблизить функционализм с органической архитектурой в последних работах архитектора. Капелла Нотр-Дам дю О в Роншане. Вальтер Гропиус (1883 — 1969) — немецкий архитектор, основатель и руководитель "Баухауза" (Высшей школы строительства и художественного конструирования). Разработка небоскребов (здание "Панамерикан эрлайнз" в Нью-Йорке), административных зданий (здание "Баухауза" в Дессау, здание обувной фабрики "Фагус" в Альфледе), разработка приемов "строчной застройки" — параллельные ряды корпусов (поселок Даммершток близ Карлсруэ). Людвиг Мис ван дер роэ (1886 — 1969) — немецкий архитектор. В 30-е гг. — руководитель "Баухауза". Использование идей конструктивизма в создании небоскрёбов. Сиграм Билдинг в Нью-Йорке, Краун-холл в Чикаго. В дальнейшем — разработка выразительных по композиции построек с единым внутренним пространством, которое членится стенами-ширмами. Дом Фарнсуорт в Плейно (штат Иллинойс). Применение металлических и железобетонных каркасов в строительстве в период между двумя мировыми войнами. Преобладание конструктивизма. Отсутствие единого стиля в архитектуре после середины XX в. Необычайное разнообразие практических возможностей и художественных приемов, использование пространственных железобетонных конструкций, не ограниченных по форме и размаху. Ханс Кернхард Шарун (1893-1972) — немецкий архитектор, сочетавший черты экспрессионизма с органической архитектурой. Жилые дома "Ромео" и "Джульетта" в Штутгарте. Зал на 2200 мест в Берлинской филармонии с размещением оркестра в центре зала. Изобразительное искусство Отчетливая борьба в изобразительном искусстве двух основных тенденций: реалистической и модернистской (авангарда). Отказ от изобразительности — отличительная черта авангарда. Лидирующее место Франции в первой половине XX в. Переход лидерства в искусстве второй половины века к США. Фависты ("дикие"). Выставка 1905г. — творческая заявка группы художников, названных критикой "дикими". Работа пятнами чистого цвета в сочетании с контурным упрощенным рисунком. Анри Матисс (1869 — 1954) — художник, возглавивший группу. Стремление к решению преимущественно декоративных задач. "Испанка с бубном", "Танец", "Красные рыбки", "Натюрморт с ковром". Трактовка человеческой фигуры как части изысканного узора. "Красная комната". Графическое наследие Матисса. Иллюстрации к "Цветам зла" Бодлера. Портреты. "Женщина с распущенными волосами", портреты Аполинера, Юткевича, Бодлера. Рауль Дюфи (1877 — 1953). Веселая непринужденность и кажущаяся простота рисунка, декоративность и артистизм. "Скачки в Довиле", "Казино в Ницце","14 июля в Довиле". Художник-самоучка Морис де Вламинк (1876 — 1958). Напряженно-контрастные яркие краски ранних работ, экспрессивность в передаче сюжета. "Наводнение в Иври", "Барки на Сене", "Красные деревья", "Окрестности Шартра". Жизнеутверждающие пейзажи Альбера Марке (1875 — 1947). Изображение реки в черте города, морских пейзажей, гаваней. " 14 июля в Гавре", "Мост Сен-Мишель в Париже", "Вид Парижа зимой". Особое место в культуре Франции Амедео Модильяни (1884 — 1920) — итальянского художника, творившего в Париже. Удлиненность пропорций, лаконизм композиции, декоративность и утонченная музыкальность линий. "Большая обнаженная", "Сидящая женщина", "Ж.Эбутерн", "Крестьянский мальчик", "Портрет Л.Сюрважа". Особенности творческого почерка Жоржа Роу (1971 — 1958). Крупные фигуры, очерченные черным контуром, написанные интенсивными цветами, напоминающие витражи. "Христос перед Пилатом", "Старый король". Ардре Дерен (1880 — 1954) — художник, последовательно испытавший влияние Ван-Гога, Сера, фовистов, пришедший к кубизму. "Коллиур", "Лондонский мост", "Тропинка в лесу Фонтенбло". Отсутствие стилистической цельности в позднем периоде творчества. "Гавань в Провансе". Мечтательный, лирический характер пейзажей Парижа Мориса Утрилло (1882 — 1955). "Улица на Монмартре", "Переулок Котен". Приглушенная цветовая гамма. Примитивизм. Знакомство европейских художников с искусством Африки и Океании. Глубокий след от встречи с этими двумя культурами. Стремление в творчестве части европейских художников к архаике и простоте первобытного искусства. Анри Руссо (1844 — 1910). Создание в картинах фантастического, экзотического мира. "В тропическом лесу". Повышенная декоративность работ. "Муза, вдохновляющая поэта", "Автопортрет", "Двуколка месье Жюне", "Республика Франция". Кубизм. Влияние на формирование стилистики направления схематизма позднего Сезанна и африканской пластики. Отказ от перспективы. Комбинация на плоскости разложенных объёмов. Суровость аскетичного колорита. Сезанистская, аналитическая и синтетическая фазы кубизма. Пабло Пикассо (1881 — 1973). Неистощимая изобретательность, сложность и неожиданность формальных поисков, своеобразная экспрессивность. Живописные и графические работы, керамика и гобелены. "Голубой период" — работы, выполненные почти в монохромной гамме. Портреты и жанровые темы. Тема одиночества, горя, обреченности человека. "Портрет поэта Х.Сабатеса", "Нищий старик с мальчиком", Странствующие гимнасты", "Свидание". Поиски жизнеутверждающих мотивов в "розовом периоде". "Семейство комедиантов", "Испанка с острова Майорка", "Девочка на шаре". Колебания Пикассо между различными способами отношения к действительности. Приход к сомнению в пластической цельности мира Появление человеческих фигур, разъятых на части и соединенных противоестественным образом. "Авиньонскиедевицы", "Три женщины", "Натюрморт с гитарой", "Натюрморт с бюстом и палитрой", "Три музыканта. Фонтенбло", "Дама с веером", "Бутылка аперитива", натюрморты с музыкальными инструментами, "Танец", "Женщина на пляже", "Кот и птица". Отклики в творчестве художника на события Второй мировой войны. "Плачущая женщина", "Война", "Мечты и ложь генерала Франко". "Герника" — одна из самых замечательных политических картин XX в. Гуманистическое интеллектуальное начало в графике Пикассо. Серии иллюстраций к "Метаморфозам" Овидия, "Человеческой комедии", "Ми-нотавромахия", "Художник и модель". Жорж Брак (1882— 1963) — наиболее последовательный кубист. Почти монохромные композиции "Женщина с гитарой", "Натюрморт с музыкальными инструментами", "Арии Баха", "Португалец", "Столик", "Дома в Эстаке". Использование техники коллажа. Фернан Леже (1881 — 1955) — художник, начавший как кубист. Господство машинной эстетики над органическими формами в современной жизни. Механизированный облик человека в произведениях Леже. Использование изображений труб и шаров для конструирования форм в картинах. "Передача энергии" — панно для Всемирной выставки в Париже. "Строители", "Город", "Натюрморт с зонтом", "Женщина с вазой", "Ступени", "Обнаженная в лесу". Модерн (известный под названиями "ар нуово" во Франции и Бельгии, " югендстиль" в Германии, "сецессион" в Австрии, "либерти" в Италии). Характерные для живописи модерна декоративная условность коврово-орнаментальных фонов с натуралистической осязательностью фигур, использование больших цветовых плоскостей. Пристрастие к символическому подтексту образа. Густав Климт (1862 — 1918) — австрийский живописец, один из основателей объединения "Венский Сецессион". "Три возраста", "Портрет А. Блох-Бауэр". Годлер Фердинанд Ходлер (1853 — 1918) — швейцарский живописец и график. "Истина", "Любовь", "Взгляд в бесконечность". Фронтальность и уравновешенность композиций. Героико-монументальные произведения Ходлера: "Дровосек", "Отправление йенских студентов в поход", "Битва при Мюртене". Символические сюжеты "День", "Ночь". Экспрессионизм. Сложное и противоречивое течение, стремившееся выразить драматическую подавленность человека во враждебном мире. Ужас перед действительностью, чувство неполноценности и беззащитности личности. Упрощение форм и рационализм. Создание группы "Мост" и проведение выставок в Кёльне и Дрездене. Эдвард Мунк (1863 — 1944) — норвежский живописец, чьи картины были названы критиками "крики времени". - Мотивы смерти, угасания, тревоги. "Девушки на мосту", "Крик", "Танец на берегу". Георг Гросс (1893 — 1959) — немецкий живописец и график. Политическая графика "Здесь пахнет плебсом", "Коммунисты падают, акции поднимаются". Графические серии "Лицо господствующего класса", "Расплата следует!". Обличение милитаризма, ужасов народной нищеты. "Человек будущего", "Рейхсвер обеспечит порядок". Франц Марк (1880 — 1916) — немецкий художник, основавший вместе с Кандинским художественное объединение "Синий всадник". Изображение животных с мистико-символическим акцентом. "Башня синих лошадей". Резкий контурный рисунок, яркий колорит. "Три красных лошади". Отто Дикс (1891 — 1969). Жесткая точность деталей и беспощадность характеристик в сочетании с трагической изломанностью форм и образов. "Война" (триптих), "Окоп", "В кафе", "Журналистка С. фон Харден". Цикл офортов "Война", "Мать и дитя", "Портрет родителей". Современный город в произведениях Дикса "Инвалиды войны, играющие в карты", "Проститутки на улице". Эмиль Нольде (1867 — 1956) — немецкий художник, работавший в основном над религиозными темами. Резкая деформация и примитивизация естественных форм, экзальтация образов. Триптих "Мария Египетская". Оскар Кокошка (1886 — 1980) — австрийский живописец, поэт и драматург. Драматические композиции— портреты городов: "Венеция", "Вид Зальцбурга", "Карлов мост в Праге". Яркий, контрастный колорит: "Буря", "Сила музыки", "Фермопилы". Экспрессионизм в скульптуре Эрнста Барлаха (1870-1938). Творческое переосмысление немецкой средневековой скульптуры в экспрессионистическом духе. Главная тема — скорбь о павших. Памятник павшим в соборе в Гюстрове. Памятник павшим в Магдебурге. "Идущий", "Раненый", "Ополченец", "Молодой солдат", "Погибший", "Голодающие", "Милосердие". Символизм. Сложное течение, воспринявшее частично романтизм, модерн и экспрессионизм. Художник-символист — посредник между реальным и сверхчувственным, везде находящий "знаки" мировой гармонии, пророчески угадывающий в прошлом и настоящем признаки будущего. Арнольд Бёклин (1827 — 1901) — швейцарский живописец, предшественник символистов. Таинственная символика пейзажей, аллегорических и мифологических композиций. "Тритон и Нереида", "Остров мертвых". Одилон Редон (1840 —1916) — французский график и живописец. Смешение сна с явью, мистическая недосказанность. Серии литогравюр "В мире мечты" и "Апокалипсис св. Иоанна". Связь с символизмом и модерном Мориса Дени (1870 — 1943). Смутные религиозно-мистические настроения. Одиннадцать панно "История Психеи". Метафизическая живопись. Джорджа ди Кирико (1888 — 1978) —итальянский живописец и теоретик искусства. Условно абстрагированные реальные предметы, оторванные от жизненных связей и помещенные на фоне фантастических ландшафтов. "Меланхолия прекрасного дня", "Великий метафизик". Абстракционизм (беспредметное или нонфигуративное искусство). Глубокий субъективизм и отказ от изобразительности, подготовленные разложением формы кубистов и нарочитыми искажениями форм у экспрессионистов. Создание с помощью отвлеченных элементов (цветовое пятно, линия, фактура, объем) неизобразительных композиций. Обращение к ассоциативному мышлению и подсознанию (в этом абстракционизм смыкается с сюрреализмом и оп-артом). Пит Мондриан (1872 — 1944) — нидерландский художник. Композиции из строго уравновешенных прямоугольных плоскостей, разделенных контурными перпендикулярными линиями и окрашенных в основные цвета спектра. "Композиция". Джон Поллок (1912 — 1956) — американский абстракционист. Имитация в его произведениях эффекта "случайного" наложения красок без помощи кисти. "Четыре противоположности". Пауль Клее (1879 — 1940) — швейцарский живописец, тяготевший к абстракционизму и сюрреализму. Музыкальность цветовых созвучий. "Оттепель в Арктике", "Натюрморт", "Красные и белые купола". Пик абстракционизма — 50-е гг. XX в. В дальнейшем, в связи с исчерпанностью направления, — спад. Сюрреализм. Авангардистское течение в литературе и изобразительном искусстве, сформировавшееся во Франции. Использование парадоксальности приемов дадаизма (авангардистского течения, характеризующегося как хаотичное, нигилистическое и эпатажное), обращение к подсознанию, утверждение главенства интуиции в познании, а не разума, признание "психологического автоматизма" творчества, "соединение несоединимого" и "правила несоответствия". Культ агрессивных влечений, патологической психики, разрушительных инстинктов, садизма. Ив Танги (1900 — 1955) — художник-самоучка, изображавший пейзажи, похожие на пустыню, оживляемую фантастическими животными и растениями. "Мама, папа ранен!" Хуан Миро (1893 — 1983) — испанский художник, начавший с подражания детскому рисунку и перешедший затем на позиции абстракционизма. Салъватор Дали (1904 — 1989) — самый последовательный сюрреалист, не изменивший свой творческий метод на протяжении всего долгого творческого пути. Начало творчества — "Фотографии снов". "Город параноиков", "Гражданская война", "Тайная вечеря", "Распятие Христа от святого Иоанна", "Предчувствие гражданской войны", "Пылающий жираф", "Антропоморфный шкаф". Эпатирование зрителя и откровенная спекуляция на религиозных, политических и эстетических вкусах общества. "Атомный Нерон", "Атомная Леда", "Мадонна порта Льигат", "Св.Иаков", "Атомистический крест", "Осеннее каннибальство". Неустойчивость творческих объединений XX в. Переход художников из одного направления в другое в связи с изменением взглядов и манеры работы.
|