Тема: Искусство Америки конца ХIХ-ХХ вв. Зарубежное искусство второй половины ХХ в.Формирование североамериканской национальной школы изобразительного искусства в период Войны за независимость (1775-1783). Особый национальный колорит американского искусства, возникшего из переплетения традиций нескольких волн переселения из разных стран европейского континента. Ведущее место портретного жанра в начале XIX в. Гилберт Стюарт (1755 —, 1828)—портретист, создавший галерею психологических образов героев революции и современников. "Конькобежец", портреты Дж.Вашингтона, мисс Перес Мортон. Формирование собственной школы пейзажа. Романтически приподнятые пейзажи "школыреки Гудзон", воспевающие дикую красоту и мощь природы. Выбор необычного мотива, несколько преувеличенный пафос в изображении природы. Разностильность художников, условно включенных в "школу реки Гудзон". Т.Коул — глава школы. "Излучина реки Коннектикут", "Чаша Титана". Уильям Маунт (1807 — 1869) — '• пейзажист, писавший жизнь родного Лонг-Айленда. "Приготовление сидра". Джордж-Калеб Бингем (1811 — 1879) — пейзажист, главная тема творчества которого — суровая жизнь охотников, лодочников, торговцев, обживающих приграничные с индейцами территории. "Торговцы пушниной на реке Миссури". Уинслоу Хомер (1836 — 1910) — автор жанровых работ, в которых человеку труда отводится главное место. "Охотники с собаками", "За отмелью", "Гольфстрим", "Пленные", "Буря". Томас Икинс (1844— 1916)—портретист, сосредотачивавший внимание на психологическом состоянии модели. "Доктор Гросс в клинике", портрет поэта Уолта Уитмена, "Мыслитель", "Макс Шмитт в лодке", Джордж Иннес (1825 — 1894) — американский пейзажист, создатель поэтических и эмоциональных образов природы, в которых сказалось влияние барбизонской школы. "Приближающаяся гроза". Джеймс Эббот-Мак-Нил Уистлер (1834 — 1903) — американский живописец, близкий к французским импрессионистам. Изысканность, музыкальность линейных ритмов и тональных созвучий. "Симфония в белом N 1. Девушка в белом", "Ноктюрн в синем и серебряном: старый мост в Бэттерси", "Аранжировка в сером и черном: портрет матери", "Аранжировка в желтом и сером: портрет Эффи Дине". Джон Сингер Сарджент (1856 — 1925) — автор виртуозных светских портретов. "Портрет Р.Л.Стивенсона", "Мадам X.". Борьба реалистических тенденций с салонным искусством в начале XX в. Создание группы "Восьмерки", получившей в реакционной критике прозвище "школы мусорного ящика". Обращение к жизни современного города. Показ сутолоки, городских трущеб и их обитателей. Роберт Генри (1865 — 1929) — основатель новой реалистической школы. Обобщенная и мягкая манера. "Гроза в долине Вайоминг", "57-я улица под снегом", "Ирландская девушка", "Маскарадное платье" (портрет жены художника), "Он", "Она", "Индейская девушка из Санта-Клары". Джордж Уэсли Беллоуз (1882 — 1925) — художник близкий к "школе мусорного ящика". Динамичные композиции на бытовые и спортивные темы. "Ставьте у Шарки!", "Телега с песком". Джон Слоун (1871 — 1951) — член "школы мусорного ящика", автор иронических и грустных картин. "Задворки Гринвич-Вилледж", "Большой пикник", "Ночная электричка", "Окно парикмахерской", "У театра". Офорты "Ночное окно", "Парикмахерская". Уильям Глаккенс — член "школы мусорного ящика", испытавший влияние импрессионистов в трактовке обнаженного тела. "Обнаженная с яблоком" — продолжение линии Клода Моне. «У "Мукена"», "Парк у реки", "Семейная сцена", "Зеленый трамвай". Джон Лаке — художник той же группы. Изображение типичных жителей города, спортивных состязаний. "Старая герцогиня", "Хестер-Стрит", "Игруньи", "Мисс Кэмли". Ощущение тревоги и борьба за выживание в полотнах "Борцы", "Мальчик-шахтер", "Доки Ист-Сайда". Эверетт Шин — член того же объединения. Интерес к свету в произведениях "У рампы", "Оркестровая яма театра Старого Проктора на 5-й авеню", "Надземная дорога 6-й авеню после полуночи", "Прачка". Графические работы для журналов: портрет Марка Твена, "Зимняя ночь на Бродвее". Объединение художников, связавших творчество с борьбой рабочих за свои права, вокруг "Джон Рид Клубов". Уильям Гроппер (1897 — 1970) — график, посвятивший творчество теме разоблачения фашизма и эксплуатации рабочих. Сатирические рисунки и линогравюры. "Сенат", "Плутократ". Антон Рефрежье (1905 — 1979) — художник и график, отдавший предпочтение социально-значимым темам, участник "Джон Рид Клуба". "Переселенцы на Дикий Запад", "Наследник будущего", "Окно", "Процессия приближается". Некоторая экспрессивность рисунка. Графический цикл, посвященный чилийской трагедии. Рокуэл Кент (1882 — 1971) — выдающийся американский художник реалист, график и писатель. Лаконичные и строгие по рисунку пейзажи северной Канады, Гренландии и Аляски. "Труженики моря", "Ноябрь в Северной Гренландии", "Гренландцы", "Север", "Река Осэйбл. Зима". Эпический характер книжной графики Кента. Иллюстрации к Шекспиру, Бокаччо, Мелори, Мелвилу ("Моби Дик") и к собственным книгам и дневникам "Саламина", "Это я, Господи", "О людях и горах", "Гренландский дневник", "Курс норд-бай-ист". Рафаэль Сойер — художник, работавший над жанровыми произведениями. Тепло и симпатия к простым людям. "Зал ожидания", "Лицо города". Движение "регионалистов" в 30-е гг., воспевающее "стопроцентного американца", почвенную фермерскую Америку. Использование приемов художников-примитивистов. Грант Вуд (1892 — 1942) — художник-регионалист. Холодная застылость образов! "Американская готика". Томас Харт Бентон (1889 — 1975) — представитель "регионализма". "Сенокос". Продолжение американских реалистических традиций художниками семейства Уайетов — Н.К.Уайет (иллюстратор книг), его сын Андрью и внук Джеймс (живописцы). Андрью Ньюэлл Уайет (1917 — 1979) — живописец, работавший преимущественно в технике темперной живописи. Необыкновенная тщательность и поэтичность в изображении природы и людей небольшого городка Чадс-Форд. "Мир Кристины", "Молодая Америка", "Вдали от дома", "Сын Альберта", "Вечер у дома Корнеров". Франк Ллойд Райт (1869 — 1959) —основатель и ведущий мастер школы органической архитектуры. Органическое включение архитектуры в ландшафт. Серия загородных домов-особняков ("дома прерий"). Дом Уиллитса в Хайленд-парке. Шедевр Райта — "Дом над водопадом". Разработка "домов-сот". Дом Ханна в Пало-Альто (штат Калифорния). Работа над небоскрёбами ("Башня Прайса") и домов со спиральным пандусом. Архитектор Эро Сааринен (1910 — 1961). Поиски символической выразительности архитектурных форм, пластичности и романтической экспрессии. Капелла Массачусетского института технологии в Кембридже. "Висячие перекрытия", "Своды оболочки". Аэровокзал "Кеннеди" около Нью-Йорка, здание аэропорта им. Даллеса. Америка — законодатель модернистских течений в середины XX в. Организованная реклама и государственная поддержка новых течений. Возникновение в 50 — 60-е гг. поп-арта (популярного, общедоступного искусства) как реакции на засилье абстракционизма. Провозглашение "возвращения к реальности". Буквальное воспроизведение типичных предметов урбанизированного быта — упаковок, деталей машин, коллажей из рекламной продукции. Джеймс Розенквист — "Белая сигарета"; Роберт Раушенберг — "Монограмма. Предметная компиляция", Энди Уорл — "Сто консервных банок". Распространение в 60-е гг. поп-арта (оптического искусства), которое восходит к геометрическому, абстракционизму. Комбинации многократно повторяющихся простых геометрических форм, фигур, создающих эффект их перемещения на плоскости и в пространстве. В.Вазарелли — "Картины, рельефы и скульптура", "Лейре". Использование возможностей поп-арта в декоративно-прикладном искусстве (набойки тканей). Начало 70-х гг. — время возникновения "гиперреализма" (фотореализма) на основе поп-арта. Попытка восстановить утраченную жизненную конкретность при помощи имитации фотографии. Использование технических приемов (подготовительный рисунок на основе диапозитивной проекции, жидкие краски и т.д.). Чак Клоуз — "Портрет Р.Серра". Инсталляция — начало 90-х гг. Использование в качестве объектов творчества собственного тела или тела натурщицы. Переход от пространственного к пространственно-временному искусству. Попытка ознакомитьзрителей со своей идеей через некое действо (расписывание обнаженной модели; езда по городу в автомобиле, на крыше которого распят художник; битое стекло, молоток и обнаженный автор возле подставки для скульптуры). Застойные явления в реалистическом искусстве. Всё более деструктивный характер авангардных течений, разрушающих структуру изобразительности в искусстве Рекомендуемая литература Искусство и культура Нового времени: 1. Базен Ж. Барокко и рококо. М., 2001. 2. Герман М.Ю. Импрессионизм. Основоположники и последователи, 2008. 3. Даниэль С.М. Европейский классицизм. Эпоха Пуссена. Эпоха Давида, 2003. 4. Даниэль С.М. Рококо. От Ватто до Фрагонара, 2007. 5. Западноевропейское искусство второй половины XIX в. Сб.ст. под ред. Б.Р.Виппера, И.Е.Даниловой. М., 1975. 6. Кантор А.М., Кожина Е.Ф., Лившиц Н.А. Искусство XVIII века. М., 1977 7. Прус Е.И. Западноевропейское искусство XVII в. М., 1974. 8. Раздольская В.И. Европейское искусство XIX века. Классицизм, романтизм. М., 2005. 9. Энциклопедия символизма. Живопись, графика и скульптура. Литература. Музыка. М., 1998. 10. Якимович А.К. Новое время. Искусство и культура XVII—XVIII веков, 2004.
Искусство и культура Новейшего времени:
1. Андреева Е.Ю. Постмодернизм. Искусство второй половины XX — начала XXI века, 2007. 2. Бобринская Е.А. Футуризм и кубофутуризм. М., 2000. 3. Герман М.Ю. Модернизм. Искусство первой половины XX века, 2005. 4. Крючкова В.А. Кубизм. Орфизм. Пуризм. М., 2000. 5. Кулакова И.С. Сюрреализм в искусстве. М., 1995. 6. Кулакова И.С. Экспрессионизм в искусстве. М., 1999. 7. Обухова А.Е., Орлова М.В. Живопись без границ. От поп-арта к концептуализму. М., 2001. 8. Стерноу С.А. Арт Нуво: Дух прекрасной эпохи. Нью-Йорк, Минск, Москва, 1997. 9. Шкурова А. Н. Архитектура Запада и мир искусства XX века. М., 1990. 10. Якимович А.К. Реализмы двадцатого века. М., 2000.
|