ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Тема: Искусство Франции (конец ХVIII-Х1Х вв.) Классицизм в искусстве Франции конца XVIII — начала XIX вв. Простота, лаконичность, героическая суровость и ясность образов в произведениях художников-неоклассиков. Воспитание при помощи искусства чувства долга, гражданственности. Живопись. Соединение эстетики классицизма с идеями политической борьбы в творчестве Жака Луи Давида (1748 — 1825). "Клятва Горациев" — программное произведение художника, в котором выведены гражданские доблести и чувство патриотизма. Логически ясная композиция, лаконизм выразительных средств, монолитность групп — главные особенности классических произведений, восходящих к рельефам римской античности. Подготовительный картон к картине "Клятва в зале для игры в мяч" по заказу якобинцев, призванной создать образ народа в едином революционном порыве. 1 "Смерть Марата" — последнее произведение революционного периода. Дальнейшая эволюция творчества: Давид — придворный художник Наполеона. "Леонид при Фермопилах" и "Коронация Жозефины" — блестящие и напыщенные по форме картины, связанные с правлением императора. Портретное наследие художника. "Портрет мадам Рекамье". Социально-психологическая характеристика образа в портрете "Зеленщица". Художники школы Давида. Жан Антуан Гро (1771 — 1835) — автор ряда батальных полотен, прославляющих Наполеона. "Наполеон на Аркольском мосту". Жан Огюст Доминик Энгр (1780 — 1867) — ученик Давида, ведущий мастер классицистического направления. Отход от жизненной реальности Давида в сторону идеального мира античности, переход от классицизма к академизму. "Фетида, умоляющая Юпитера", "Апофеоз Гомера", "Золотой век", "Источник". Яркая индивидуальность характеристик, отточенность формы, лаконизм строго продуманных деталей в портретах Энгра. "Портрет мадам Ривьер", "Портрет Бертена", "Портрет мадам Девосе". Романтическая живопись как оппозиция официальной идеологии эпохи реакции, а в изобразительном искусстве — классицистической школе Давида. Теодор Жерико (1791 — 1824) — вождь романтической художественной молодежи Франции, мастер героических монументальных форм, сочетавший в своем творчестве классицистические и романтические черты. Батальные сцены — "Офицер конных егерей" и "Раненый кирасир" Эскиз композиции "Бег свободных лошадей". Поиски героических образов в современности. "Плот "Медузы". Современная тема, раскрытая в бурном драматическом конфликте, давшая возможность показать смену разных психологических состояний и настроений Выполненная в Англии картина "Скачки в Эпсоме", демонстрирующая изменение колорита художника. Стремление передать трагедию сломленной души, обостренность психики в серии портретов умалишенных из клиники доктора Жоржа. Эжен Делакруа (1798 — 1863) — художник, продолжавший романтическую линию во французском искусстве. "Ладья Данте" — картина, которой живописец заявил о себе как о романтике. "Хиосская резня" и "Свобода, ведущая народ на баррикаду 28 июля 1830 года" — отклик художника на современные события. "Алжирские женщины" и "Охота на льва" — картины, созданные по впечатлениям от поездки в Северную Африку. "Милосердие Траяна", "Въезд крестоносцев в Константинополь" — исторические картины, в которых противопоставляется душевное благородство и жестокость. Романтическое направление в скульптуре. Франсуа Рюд. (1784— 1855). Горельеф "Песнь отправления в поход" или "Марсельеза". Барбизонская школа. Формирование в 30 — 40-х гг. школы реалистического пейзажа, основанного на работе с натуры. Утверждение значительности простой, ничем не прикрашенной действительности. Решение вопросов освещения, изменения атмосферы. Теодор Руссо (1812 — 1867) — пейзажист, для которого характерно подчеркивание вечного в природе. "Вид в окрестностях Гранвилля", "Дубы в Агремоне", "Пейзаж с крестьянкой". Скромные пейзажные мотивы в творчестве представителя младшего поколения барбизонцев — Шарля Добиньи (1817 — 1878). "Шлюз в долине Оптево", "Берега Уазы". Особое место Камиля Коро (1796 — 1875) в пейзажной живописи благодаря своеобразию трактовки пейзажного мотива. Звучание настроений мастера в пейзажах Коро. "Замок Пьерфон", "Мост в Манте", "Пейзаж с коровой", "Порыв ветра". Ограниченность присутствия человека в пейзажах Коро. "Семья жнеца", "Читающая пастушка". Крестьянский мир — основная тема Жана-Франсуа Милле (1814 — 1875). "Веятель", "Сеятель", "Собирательницы колосьев", "Анжелюс", "Женщина, пасущая корову", "Человек с мотыгой". Отбор в полотнах Милле главного, позволяющего передать общечеловеческий смысл в обыденных картинах повседневной жизни. Критический реализм — новое художественное направление в живописи, в первую очередь в бытовом жанре. Правдивое изображение окружающего в творчестве Гюстава Курбе (1819 — 1877). "Автопортрет с черной собакой", "Человек с трубкой", "Влюбленные в деревне". Сочувствие к тяжелой доле простых тружеников — "Каменотесы", "После обеда в Орнани", "Похороны в Орнани". Завершение своего поиска монументальной темы из современной жизни. "Веяльщики", "Купальщицы", "Встреча", "Ателье". Опоре Домье (1808 — 1879) — художник, график, скульптор, в центре творчества которого образ современника в социально конкретных обстоятельствах. Гротескные преувеличения в критических работах Домье. Литография "Гаргантюа", сделавшая Домье известным художником. Работы для журналов "Карикатюр" и "Шари-вари". Острота социальных характеристик в карикатуре "Законодательное чрево". Борьба с мещанством, тупостью и вульгарностью буржуазного общества в сериях гравюр "Парижские впечатления", "Супружеские нравы", "Физиология рантье", "Синие чулки", "Представители правосудья". Сарказм, переживание личной боли за несовершенство мира. Увлечение живописью в период Второй империи. "Восстание", "Семья на баррикаде", "Вагон III класса", "Прачки". Монументальность обобщенных образов современников в живописных работах мастера. Альбом литографий "Осада" по впечатлениям франко-прусской войны. Аллегории Франции в гравюрах "Потрясенная наследством" и "Бедная Франция!... ствол поражен молнией, но корни еще крепки". Романтически эффектные и гротесково-выразительные работы Гюстава Доре (1832 — 1883) — графика, внесшего значительный вклад в книжную иллюстрацию. Ставшие классическими иллюстрации к "Гаргантюа и Пантагрюэль" Рабле, "Дон Кихоту" Сервантеса, "Озорным рассказам" Бальзака. Иллюстрации к Библии. Импрессионисты. Подготовка к появлению импрессионистов в борьбе романтиков и академиков, искусстве барбизонцев, в реалистических полотнах Курбе и Домье. • Появление импрессионистов на фоне салонно-академического искусства, перегруженного символикой, отвлеченной стилизацией, условным декоративизмом. Пювис де Шаванн (1824 — 1898) — популярный художник этого направления. Рассудочность его мифологических, аллегорических и религиозных композиций. "Священная роща", "Семейство бедного рыбака", настенная живопись "Жизнь св.Женевьевы". Выставка "Салон отверженных" в 1863 г., на которой были представлены "Завтрак на траве" Эдуарда Мане и "Впечатление. Восходящее солнце" Клода Моне. Эдуард Мане (1832 — 1883) — реформатор французской реалистической живописи, приблизивший её к современной жизни. "Завтрак на траве", "В лодке", "Бар в Фоли-Бержер", "Лола из Валенсии", "Флейтист". Клод Моне (1840 — 1926) — мастер, сосредоточившийся на проблемах света и воздуха. Автор серий пейзажей "Стога" и "Руанский собор", в которых тонко разработаны различные состояния атмосферы. Пейзажи "Скалы в Бель-Иле" и "Туман в Лондоне", в которых как бы теряется цельность мира из-за вибрации света и воздуха. Пьер Огюст Ренуар (1841 — 1919) — импрессионист с поэтическим и жизнерадостным видением мира. Огромный живописный талант Ренуара. Жанровые сцены и портреты — главное в творчестве художника. Образы современных парижанок: "Портрет артистки Самари", "Девушка с веером", "Мадам Шарпантье с детьми", "Бал в Буживале", "Зонтики", "Девушки в черном". Чувственная радость жизни в жанровых работах — "Мулен де ла Галет", "Завтрак лодочников", "Нагая женщина, сидящая на кушетке" — подчеркнутая женственность в обнаженной натуре ("ню") Ренуара. Стремление запечатлеть динамику современной жизни в произведениях Эдгара Дега (1834 — 1917). Интерес исключительно к современной жизни. Портреты и жанровые произведения. "Портрет Лепика", "Абсент", "Гладильщицы", "Женщина в тазу", "После ванны". Изображение будней театра и ипподрома. "Урок танцев", "Голубые танцовщицы", "Поездка скаковых лошадей". Неоимпрессионисты или пуантилисты (дивизионисты). Кризис импрессионизма в середине 1880-х гг. Исчерпанность импрессионистического метода (утрата рисунка в стремлении к созданию максимально живописного решения картины). Попытка постимпрессионистов подвести законы математики и физики к зрительным впечатлениям. Жорж Пьер Сера (1859 — 1891) — основатель неоимпрессионизма. Четкое рационалистическое построение композиции, мозаичный точечный мазок. "Воскресная прогулка в Гранд-Жатт", "Цирк". Поль Синьяк (1863 — 1935) — художник-пуантилист, писавший преимущественно пейзажи юга Франции. "Песчаный берег моря", "Гавань в Марселе", "Завтрак". Постимпрессионисты. Взаимовлияние различных творческих направлений и личностей. Поиски более созвучных эпохе выразительных средств. Мучительные и противоречивые поиски устойчивых идейно-нравственных ценностей. Отсутствие стилистического единства и общей теоретической базы. Поль Сезанн (1839 — 1906) — художник, прошедший сложную эволюцию творчества и выработавший благодаря живописному таланту и замкнутому образу жизни свою живописную систему. Созерцательность, задумчивость, сосредоточенность, отрешенность от внешнего мира людей и предметов в трактовке Сезанна. "Мост через Марну в Кретее", "Гора Сент Виктуар", "Дом повешенного в Овере", "Автопортрет", "Курильщик", "Игроки в карты", "Натюрморт с корзиной фруктов". Материальная крепость, чувство массы, чеканная выразительность простых и суровых образов Сезанна. Подготовка почвы для возникновения кубизма в теоретических итогах творчества Сезанна (умение хорошо рисовать шар, конус и цилиндр и на основе этих простых геометрических форм строить всю композицию). Винсент Ван-Гог (1853 — 1890) — уроженец Голландии, начавший заниматься творчеством на родине. "Крестьянка", "Едоки картофеля". Изменение творческого подчерка после переезда в Париж и знакомства с импрессионистами. "Пейзаж в Овере после дождя", "Красные виноградники в Арле", "Спальня Ван-Гога в Арле", "Хижины", "Ночное кафе в Арле". Произвольная трактовка предметов, физических и психологических особенностей человека в поисках большей экспрессивности. "Прогулка заключенных", "Автопортрет с отрезанным ухом", "Церковь в Овере", "Портрет доктора Гаше". Поль Гоген (1848 — 1903) — художник, не принимавший действительность, постоянно стремившийся к уходу в мир более простых человеческих отношений. Работы художника, выполненные в Понт-Аверни (Бретань), "Бретонский танец". Отъезд на Таити после неудачной попытки создать художественную школу в Арле с Ван-Гогом. Упрощение и обобщение форм, использование больших пятен локального (предметного) цвета. "Жена короля", "А ты ревнуешь?", "Женщина, держащая плод", "Таитянские пасторали", "Ноа-Ноа (Благоухающая земля)", "Чудесный источник". Анри Тулуз-Лотрек (1864 — 1901) — острый рисовальщик и тонкий колорист, испытавший большое влияние Дега. Темы скачек, жизни богемы и быта парижского "дна". Предпочтение графики. Афиши "Певица Ивет Гильбер", "Аристид Брюан в своем кафе", "Жанна Авриль". "Цирк Фернандо. Наездница", "Бал в Мулен де ла Галет", "В кафе". "Наби" (пророки) — самоназвание группы художников, работавших в 80 — 90-х гг. Французский вариант модерна, вобравший в себя впечатления понт-авенской школы, народного искусства, старофранцузских гобеленов и витражей, японской гравюры. Пьер Боннар (1867 — 1947) — член группы "наби". Мягкость колорита, лирическая созерцательность пейзажей, бытовых сцен и натюрмортов. "Начало весны" ("Маленькие фавны"), "Осень. Сбор фруктов", "Женщина за туалетом". Скульптура. Жизнерадостное мировосприятие скульпторов, испытавших влияние художников-импрессионистов. Огюст Роден (1840 — 1917) — наиболее близкий к импрессионистам скульптор. Поиск изменчивого в человеке, стремление воплотить в статическом искусстве трепетность жизни. Новаторство моделировки поверхности материала. Обращение к большим и сложным темам — "Граждане города Кале", "Врата ада", "Мыслитель", "Три тени ада", "Ева", "Адам", "Бронзовый век", "Та, которая была прекрасной Ольмьер". Многократно повторяемые темы вечной весны, любви, поцелуя. "Вечная весна". "Поцелуй". Острота и цельность передачи характера в портретах работы скульптора. Бюсты Гюго, Рошфора, Далу. Нетрадиционное решение памятников Гюго и Бальзаку. Эмиль-Антуан Бурдель (1861 — 1929) — скульптор, работавший у Родена. Поиски своего пути в творчестве. Использование в качестве образцов античной архаики, готики, ассирийских рельефов. "Геракл, стреляющий из лука", "Пенелопа", "Сафо". Аристид Майоль (1861 — 1944) — скульптор, выполнявший вначале небольшие станковые произведения. Гармония материально-весомых форм, плавность линий и силуэтов. Изображения главным образом обнаженных женских фигур "Ночь", "Помона", "Средиземноморье", "Ильде Франс", "Река". Подчеркнуто чувственное начало в произведениях Майо-ля.
|