Тема: Искусство Испании
(Конец XVIII — начало XIX вв.) Развитие буржуазного просветительства в Испании в 70-е гг. XVIII в. под лозунгом восстановления национального характера культуры и борьбы за народное просвещение. Подъем испанской литературы, поэзии, драматургии. Значение фигуры Гойи, вернувшего на общеевропейский уровень национальную школу изобразительного искусства. Франсиско Гойя (1 746 — 1 828). Медленное формирование творческого реалистического метода художника. Работа над картонами для Королевской шпалерной мануфактуры. "Жмурки", "Рынок горшечника", "Путники в горах, застигнутые бурей", "Раненый каменщик", "Пелеле". Огромное количество портретов, выполняемых Гойей в качестве придворного художника. Портреты Карла IV и Марии-Луизы, "Семья герцога Осуна", "Портрет маркизы А.Пантехос". Болезнь и последовавшая глухота, заставившие его по-новому увидеть мир. Картины "Трибунал инквизиции", "Дом сумасшедших". Работа над графической серией "Каприччос". Необычная тематика, зашифрованность образов, понятных подчас только самому художнику. 80 гравюр, снабженных номерами и пояснительными надписями. "Сон разума порождает чудовищ", "Скверная ночь", "До самой смерти". Роспись церкви Антония Флоридского в Мадриде. Круговая композиция в куполе за нарисованной балюстрадой. Потрясающая откровенность характеристик группового портрета королевской семьи. Лучшие портреты того времени — "Ла Тирана", "Портрет Исабель Кобос де Порсель", портреты членов королевской фамилии. Работа над парными картинами "Маха одетая" и "Маха обнаженная". Работы по впечатлениям от вторжения французов в Испанию. "Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая...". Графическая серия "Ужасы войны". Росписи "дома глухого". Зашифрованность мыслей художника в иносказаниях и аллегориях, гротескность изобразительного языка. Мрачныенастроения в живописных работах "Майское дерево" и "Автопортрет". Графическая серия "Тавромахия", посвященная бою быков. Небольшие картины бытового жанра — последние работы Гойи. "Девушка с кувшином", "Бордосская молочница", "Кузница". Огромное влияние творческого наследия Гойи, прежде всего на французских художников-романтиков — Жерико, Делакруа, а также на все последующее развитие мирового искусства.
|