Студопедия — ГУБЫ— органы, ограничивающие свободным краем рото­вую щель; состоят из кожи, круговой мышцы рта и слизистой оболочки; различают верхнюю и нижнюю Г. 17 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ГУБЫ— органы, ограничивающие свободным краем рото­вую щель; состоят из кожи, круговой мышцы рта и слизистой оболочки; различают верхнюю и нижнюю Г. 17 страница






СУЖДЕНИЯ ЕДИНИЧНЫЕ — суждения, в которых утвержде­ние или отрицание относится только к одному предмету.

СУЖДЕНИЯ ОБЩИЕ — суждения, в которых что-либо утвер­ждается или отрицается относительно всех предметов данной группы.

СУЖДЕНИЯ ЧАСТНЫЕ — суждения, в которых утверждение или отрицание относится только к некоторым предметам.

СУИЦИД [англ. suicide самоубийство] — акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного рас­стройства либо под влиянием психического заболевания.

СУКЦЕССИВНЫЙ [лат. successio преемственность, последо­вательность] — последовательный.

СУМЕРЕЧНОЕ СОСТОЯНИЕ — вид помрачения сознания (от нескольких минут до многих часов), характеризующийся вне­запным началом и окончанием, нарушением ориентировки в окружающем, отрешенностью больного, поведением, обуслов­ленным аффектом страха, злобы, галлюцинациями, бредом; в последующем — амнезия.

СУММАЦИОННЫЙ ТОН — добавочный тон, возникающий из сложения двух тонов.

СУППЛЕТИВИЗМ [лат. suppletivus дополняющий] — образо­вание форм одного и того же слова от разных корней; напр.: я — меня, иду — шел и т. п.

СУРДИТАС [лат. surditas] — глухота.

СУРДОЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ КАБИНЕТЫ — специализированные кабинеты для лечебного приема детей и взрослых, страдаю­щих нарушениями слуха и речи; организуются при крупных поликлиниках и больницах; С. к. проводят профилактические мероприятия, консультационно-диагностическую работу, осу­ществляют методическое руководство деятельностью логопедов в детских поликлиниках и больницах в пределах данном административно-территориальной единицы; штат С. к. со стоит из врача-отоларинголога, врача-психоневролога, сурдопедагога, логопеда, среднего и младшего медперсонала.

СУРДОМУТИЗМ [лат. surditas глухота + mutismus молчание] — функциональное нарушение слуха и речи, имеющее временный, преходящий характер и обусловленное процессом охранитель­ного торможения в слуховой и речедвигательной областях коры головного мозга, развивающегося в качестве реакции на сверх­сильные раздражители (выстрел, психическая травма и т. п.), преимущественно у людей со слабой нервной системой.

СУРДОПЕДАГОГ — педагог со специальным высшим обра­зованием, осуществляющий обучение и воспитание глухих и слабослышащих.

СУРДОПЕДАГОГИКА [лат. surdus глухой + педагогика] — раз­дел коррекционной педагогики, разрабатывающий содержание, принципы, формы, методы, приемы и средства обучения и вос­питания глухих и слабослышащих детей, способы коррекции недостатков их развития в условиях обучения и воспитания.

СУРДОПСИХОЛОГИЯ [лат. surdus глухой + психология] — раз­дел специальной психологии, изучающий психическое развитие глухих и слабослышащих людей, возможности его коррекции в условиях обучения и воспитания; С. исследует пути предотвра­щения немоты у людей с нарушениями слуха, исключающими нормальное речевое общение, выявляет особенности их позна­вательной деятельности, выясняет компенсаторные возможнос­ти замены слухового восприятия зрительным восприятием, виб­рационными ощущениями и др.; изучает особенности мышле­ния, памяти и др. психических процессов, формирующихся в условиях отсутствия или недоразвития слуховых ощущений.

СУФФИКС [лат. sufflxus прикрепленный] — аффикс, нахо­дящийся в составе простой основы слова между корнем и флек­сией; С. могут быть словообразовательными (служащими для образования отдельных слов) и словоизменительными (слу­жащими для образования форм слова); большинство С. в рус­ском языке являются словообразовательными; словоизмени­тельными являются С. сравнительной и превосходной степе­ни, прошедшего времени, причастий и деепричастий; образо­вание слова посредством С. означает одновременно и отнесение этого слова к определенному грамматическому классу (части речи), определенному типу склонения (спряжения), т. с. С. имеет классифицирующую функцию.

СУФФЛЕЙНЫЙ — глухой согласный в отличие от звонкого.

СХИЗОФРЕНИЯ — см. Шизофрения.

СХОЖДЕНИЕ ЗВУКОВОЕ — изменение, приводящее к уве­личению сходства или даже совпадению разных звуков языка.

СШИБКА — нарушение динамики нервных процессов вслед­ствие перенапряжения, быстрой смены возбуждения и торможения; в результате С. возникает запредельное торможение; см. Торможение запредельное.

СЮЖЕТНАЯ ИГРА — см. Сюжетно-ролевая игра.

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА — вид игровой деятельности, на­правленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществ­ления предметных действий; в С.-р. и. воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обес­печивает познание и усвоение предметной и социальной дей­ствительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности; в структуру С.-р. и. входят: роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов, т. е. замещение реаль­ных предметов игровыми, условными; реальные отношения меж­ду играющими; единицей С.-р. и. и фактором, объединяющим все ее аспекты, является роль; сюжетом С.-р. и. предстает вос­производимая в ней область действительности; С.-р. и. является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста.

СЮСЮКАНЬЕ — недостаток произношения, заключающий­ся в замене свистящих межзубными.

 

 

Т

ТАВТОЛОГИЯ [греч. tautologia, от tauto то же самое + logos слово] — специальное или непредусмотренное использование слов в составе словосочетания или предложения, основанное на повторении однокоренных слов, уже выраженного смысла, одинаковых звуков.

ТАЙНОРЕЧИЕ — см. Криптолалия.

ТАКТ — 1) основная единица ритмико-интонационного чле­нения речи, произносимая одним непрерывным произноси­тельным потоком и выделяемая паузами; 2) размеренное, ран номерное движение звуковых раздражений; 3) ритм движе­ний; 4) чувство меры, правильное поведение.

ТАКТИЛЬНАЯ РЕЦЕПЦИЯ — см. Тактильная чувствительность.

ТАКТИЛЬНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ [лат. tactilis осязательный] — отражение в сознании некоторых механических свойств предмета, действующих на соответствующие рецепторы кож­ной поверхности одним из видов раздражений (прикоснове­ние, давление, вибрация, зуд).

ТАКТИЛЬНЫЙ [лат. tactilis] — осязательный.

ТАНГОРЕЦЕПТОРЫ [лат. tangere касаться + receptor прини­мающий] — специализированные окончания чувствительных нервных волокон, расположенные в коже и реагирующие на прикосновение к ней; наибольшее количество Т. находится на концевых фалангах пальцев, кончике языка и тыльной по­верхности кисти, чем и объясняется особая чувствительность при прикосновении к этим участкам тела.

ТАСИКИНЕЗИЯ — непреодолимая потребность находиться в постоянном движении.

ТАХИЛАЛИЯ [греч. tachys быстрый, скорый + греч. lalia речь] — нарушение речи, выражающееся в чрезмерной быст­роте ее темпа (20—30 звуков в секунду), родственное по своей природе баттаризму; в отличие от последнего Т. представляет собой отклонение от нормальной речи только в отношении ее темпа при полном сохранении фонетического оформления, а также лексики и грамматического строя.

ТАХИПНОЕ — учащенное дыхание, одышка.

ТВАНГ — см. Ринолалия.

ТВЁРДАЯ АТАКА ЗВУКА — см. Атака звука твердая.

ТВЁРДОЕ НЁБО — костная стенка, отделяющая полость рта от носовой полости, — является одновременно крышей поло­сти рта и дном носовой полости; по форме Т. н. представляет собой выпуклый кверху свод; в передней части Т. н. образует­ся нёбными отростками верхнечелюстных костей, в заднем отделе — горизонтальными пластинками небных костей.

ТВЕРДОНЁБНЫЙ — см. Палатальный.

ТВЁРДОСТЬ СОГЛАСНОГО — более низкий, по сравнению с мягкими, тембр согласного, обусловливаемый отсутствием палатализации и выступающий в качестве отрицательной фо­нологической характеристики в коррелятивных парах «твер­дый-мягкий» в совр. русском языке.

ТЕКСТ [лат. textus ткань, сплетение, соединение] — закон­ченное, целостное в содержательном и структурном отноше­нии речевое произведение; продукт порождения (производ­ства) речи, отчужденный от субъекта речи (говорящего) и, в свою очередь, являющийся основным объектом ее восприятия и понимания; может быть устным и письменным.

ТЕЛЕГРАФНЫЙ СТИЛЬ — нарушение речи, проявление лоб­ного аграмматизма; характеризуется отрывочностью экспрес­сивной речи, состоящей сплошь из существительных и глаго­лов в неопределенной форме; Т. с. характерен для моторной афазии.

ТЕЛЕТАКТОР — переговорный аппарат для слепоглухонемых, работающий на тактильной основе.

ТЕЛО ЯЗЫКА — мышечный орган, заканчивающийся спере­ди плоской закругленной верхушкой языка; кзади отграничен от корня пограничной бороздой.

ТЕМБР ГОЛОСА [фр. timbre] — см. Голоса тембр.

ТЕМБРОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ ВЫСОТЫ — нерасчлененное вос­приятие высоты звуков или шумов речи, при котором высота поглощается тембром.

ТЕМП [итал. tempo, от лат. tempus время] — 1) степень бы­строты движения, осуществления чего-либо; 2) определенная частота повторения выполняемых многократных действий.

ТЕМП РЕЧИ — скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обусловливающее степень ее артикуляторной напряженности и слуховой отчетливости; Т. р. может быть измерен двумя способами: числом звуков (сло­гов), произносимых в единицу времени, или средней длитель­ностью звука (слога); нормальный темп речи в среднем со­ставляет 10—12 звуков в секунду.

ТЕМП РЕЧИ НАРУШЕННЫЙ — темп, который является чрез­мерно ускоренным, чрезмерно замедленным или прерывис­тым; нарушения темпа речи могут быть физиологическими или патологическими (функциональными или органическими); см. Баттаризм, Брадилалия, Заикание, Итерации физиологические, Полтерн, Тахилалия.

ТЕМПЕРАМЕНТ [лат. temperamentum надлежащее соотноше­ние частей, соразмерность] — характеристика личности со стороны ее динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний; в большинстве классификаций присутствуют два компонента Т. — активность и эмоциональность; различают собственно Т. как определенное устойчивое сочетание психодинамических свойств, проявляющихся в деятельности и поведении, и его органическую основу: свойства нервной системы — силу, уравновешенность и подвижность возбудительного и тормозного процессов.

ТЕМПЕРАМЕНТ МЕЛАНХОЛИЧЕСКИЙ [греч. melas, melanos тем­ный, черный + chole желчь] — темперамент, характеризующий­ся преобладанием подавленного настроения и слабостью воле­вых проявлений (нерешительностью, неуверенностью в себе).

ТЕМПЕРАМЕНТ САНГВИНИЧЕСКИЙ [лат. sanguis, sanguinis кровь] — темперамент, характеризующийся живостью и под­вижностью эмоциональных реакций, быстротой и силой воле­вых проявлений.

ТЕМПЕРАМЕНТ ФЛЕГМАТИЧЕСКИЙ [греч. phlegma, phlegmatos слизь, флегма] — темперамент, характеризующийся устой­чивым настроением, мало поддающимся внешнему влиянию, вялостью эмоциональных реакций и медлительностью в воле­вой деятельности.

ТЕМПЕРАМЕНТ ХОЛЕРИЧЕСКИЙ [греч. chole желчь] — тем­перамент, характеризующийся повышенной возбудимостью, порывистостью и силой эмоциональных реакций и бурными волевыми проявлениями.

ТЕМПЕРАМЕНТА ТИПЫ — см. Темперамент меланхолический, Темперамент сангвинический, Темперамент флегматический, Темперамент холерический.

ТЕМПЕРАЦИЯ [лат. temperatio правильное соотношение] — выравнивание интервальных соотношений между ступенями звуковой системы в музыке; в совр. европейской музыке применяется равномерная темперация с делением октавы на 12 равных полутонов.

ТЕНДЕНЦИОЗНОСТЬ — 1) последовательное проведение определенной идеи, тенденции; 2) пристрастность или пред­взятость, необъективность.

ТЕНДЕНЦИЯ [лат. tendentia направленность] — направление развития к.-л. явления, мысли, идеи.

ТЕНОР [итал. tenore] — высокий мужской певческий голос (до малой — ля 1-й октавы); различают лирический, драмати­ческий, лирико-драматический Т.

ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЯЗЫКА МЕЖДОМЕТНАЯ — одна из теорий происхождения языка, согласно которой язык про­исходит из непроизвольных выкриков, сопровождавших эмо­циональные состояния первобытных людей.

ТЕРАПИЯ [греч. therapeia лечение] — 1) область медицины, изучающая внутренние болезни; 2) лечебное воздействие без оперативного вмешательства, лечение.

ТЕРАПИЯ СНОМ — искусственное увеличение продолжитель­ности сна для использования защитной роли охранительного торможения.

ТЕРМИН [лат. terminus граница, предел] — слово или сло­восочетание, являющееся названием специального понятия к.-л. сферы производства, науки или искусства.

ТЕРМИНОЛОГИЯ [термин + греч. logos слово, учение] — 1) система терминов к.-л. сферы производства, науки или ис­кусства; 2) совокупность терминов к.-л. языка; 3) теория о применении и распространении терминов в отдельных облас­тях производства, науки, искусства.

ТЕРМО- [греч. therme тепло] — первая составляющая часть сложных слов, означающая: 1) относящийся к теплоте, темпе­ратуре; 2) обрабатываемый, получаемый при помощи теплоты и т. п.

ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ [термо- + лат. regulo управляю] — со­вокупность физиологических процессов, обеспечивающих по­стоянство температуры тела у теплокровных животных и че­ловека.

ТЕРРЕНКУР [фр. terrain местность + нем. Kur лечение] — дозированные по расстоянию, времени и углу подъема пешие восхождения; метод тренировки, а также лечения больных некоторыми формами заболеваний сердечно-сосудистой сис­темы.

ТЕСТ [англ. test проверка] — система заданий, представля­ющих собой ограниченное во времени стандартизированное испытание, позволяющее измерить уровень развития опреде­ленного психологического свойства (качества) личности.

ТЕСТ БУРДОНА — см. Метод Бурдона.

ТЕСТЫ ИНТЕЛЛЕКТА — методики психологической диагнос­тики, предназначенные для выявления умственного потенци­ала индивида; в большинстве Т. и. испытуемому на специаль­ном бланке предлагается установить указанные инструкцией логические отношения классификации, аналогии, обобщения и др. между терминами и понятиями, из которых составлены задачи теста.

ТЕТАНИЯ [греч. tetanos оцепенение, судорога] — заболевание, характеризующееся судорожными припадками и расстройствами нервной системы, связанными с низким содержанием
кальция в крови и др. факторами.

ТЕТАНИЯ ДЕТСКАЯ — см. Спазмофилия.

ТЕТАНУС — состояние длительного сокращения мышцы, возникающее при поступлении к ней отдельных нервных им­пульсов с такой частотой, что расслабление между отдельны­ми последовательными сокращениями не происходит.

ТЕТИЗМ — расстройство звукопроизношения, при котором вместо всех или многих согласных фонем произносятся лишь 2—4 стереотипные фонемы, обычно — [т'], [м], [н]; обычно Т. связан с общим недоразвитием речи, характерным для ту­гоухости, алалии и т. п.

TETPA- [греч. tetra четыре] — часть сложных слов, обозна­чающая «четыре».

ТЕТРАПАРЕЗ [тетра- + греч. paresis ослабление] — парез всех четырех конечностей.

ТЕТРАПЛЕГИЯ [тетра- + греч. plege удар, поражение] — па­ралич четырех конечностей, обычно при повреждении шей­ного отдела спинного мозга.

ТЕХНИКА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ — совокупность приемов и средств, направленных на четкую и эффективную организа­цию учебных занятий.

ТЕХНИКА РЕЧИ — см. Звукопроизношение.

ТЕХНИКА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ — наиболее рацио­нальные способы выполнения двигательных действий; она беспрерывно совершенствуется и обновляется, становится все более эффективной, процесс развития техники обусловлен стремлением достигнуть наивысших результатов, более глубо­ким познанием закономерностей движения, совершенствова­нием методов обучения, более совершенным спортивным ин­вентарем.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ — средства обучения, косвенно отображающие действительность: визуальные (диа­фильмы, диапозитивы и т. п.); аудиальные (звукозаписываю­щие и звуковоспроизводящие устройства); аудиовизуальные (видеозаписи, телепрограммы и т. п.); манипуляционные (тре­нажеры); автоматические (компьютеры) и др.

ТЕЯ-САКСА БОЛЕЗНЬ — один из видов идиотии амавротической; генетически детерминированное расстройство обмена липидов в мозговой ткани; особенно часто встречается в кров­нородственных браках; проявляется в раннем детстве; харак­теризуется нарастающим слабоумием, прогрессирующим сни­жением зрения, судорогами.

ТИК [фр. tic] — быстрые непроизвольные стереотипные со­кращения определенных мышц; вид гиперкинеза.

ТИМОПСИХИКА — обозначение сферы инстинктов, влече­ний, эмоциональных переживаний.

ТИМУС — дольчатая железа позвоночных животных и чело­века, расположенная справа и слева от трахеи; функциониру­ет до периода полового созревания, участвуя в процессе кро­ветворения; функции Т. изучены не полностью; зобная желе­за, вилочковая железа.

ТИП [греч. typos отпечаток, форма, образец] — форма, вид чего-либо, обладающие существенными качественными при­знаками; 2) единица расчленения изучаемой реальности в ти­пологии; 3) человек, наделенный к.-л. характерными свойства­ми, яркий представитель к.-л. группы людей (сословия, нации и. т. п.).

ТИП ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ РЕЧИ — вид письменной речи, свя­занный с типологическими особенностями соотношения сиг­нальных систем; характеризуется тем, что образные и эмоци­ональные моменты пронизывают весь текст.

ТИП ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — вариант взаимо­отношений основных нервных процессов, возникший и сфор­мировавшийся в результате соединения и взаимодействия врожденных и приобретенных свойств нервной системы; ха­рактеризуется сочетанием различных качеств процессов воз­буждения и торможения — их силы, уравновешенности, под­вижности, а также взаимоотношениями между первой и вто­рой сигнальными системами, корой и подкоркой; возможно существование большого количества типов высшей нервной деятельности; И. П. Павловым выделено четыре наиболее ча­сто встречающихся типа (темперамента) — в зависимости от особенностей возбудительного и тормозного процессов, и три типа — в зависимости от соотношения первой и второй сиг­нальных систем; свойства и качества нервной системы, опре­деляющие ее тип, могут под влиянием условий внешней сре­ды меняться.

ТИП ЛОГИЧЕСКИ СВЯЗАННОЙ РЕЧИ — вид письменной речи, связанный с типологическими особенностями соотношения сигнальных систем; характеризуется тем, что текст носит по­нятийно-обобщенный характер, образно-эмоциональные мо­менты отсутствуют.

ТИП НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ — см. Tun высшей нервной деятельности.

ТИП НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ — результат зна­чительного преобладания второй сигнальной системы, прева­лирование рассудочности над эмоциональностью, с наклон­ностью к абстрактному мышлению, отвлеченным рассужде­ниям; в то же время объективные явления реального мира не обладают для людей с Т. н. с. м. присущими этим явлениям яркостью, образностью и играют в психической деятельности второстепенную роль.

ТИП НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ СИЛЬНЫЙ МАЛОПОДВИЖНЫЙ УРАВНОВЕШЕННЫЙ — соответствует флегматическому темпера­менту; одинаково интенсивные возбудительный и тормозной процессы торпидны, стойки; характеризуется большой работос­пособностью, усидчивостью, упорством при преодолении пре­пятствий, дисциплинированностью; убеждения и взгляды, сим­патии и привязанности вполне определенны и устойчивы; при выражении чувств преобладает умеренность, сдержанность; же­сты, мимика, интонации речи — спокойные, без лишней аффек­тации; ровное настроение, невозмутимость нарушаются редко, только при необычно сильных раздражителях и на короткое время.

ТИП НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ СИЛЬНЫЙ НЕУРАВНОВЕШЕННЫЙ (БЕЗУДЕРЖНЫЙ) — соответствует холерическому темперамен­ту; основные нервные процессы лабильны, непостоянны, нео­динаково интенсивны — преобладает возбудительный; харак­терны вспыльчивость, несдержанность; мимика и жесты жи­вые и выразительные, течение мыслей ускоренное, тон речи повышенный; работоспособность, особенно интеллектуальная, очень высокая; настроение подвержено колебаниям, как и привязанности; раздражителен, но способен в значительной степени дисциплинироваться посредством волевого акта.

ТИП НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ СИЛЬНЫЙ ПОДВИЖНЫЙ УРАВНО­ВЕШЕННЫЙ — соответствует сангвиническому темпераменту; одинаково интенсивные возбудительный и тормозной процессы лабильны, легко взаимозаменяемы; люди с таким типом не­рвной системы инициативны и стеничны, настойчивы и любознательны, легко увлекаются к.-л. работой, творческим про­цессом, способны к длительной целенаправленной продуктив­ной деятельности; они чутки и отзывчивы, эмоциональные ре­акции, хотя и интенсивны, адекватны и непродолжительны; речь живая, сопровождается энергичными жестами, выразительной мимикой, соответствующими интонациями; при отсутствии оп­ределенных целевых установок могут стать вялыми, медлитель­ными; независимо от сознания наступает иррадиация торможе­ния, легко приходящего на смену возбуждению.

ТИП НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ СЛАБЫЙ — соответствует мелан­холическому темпераменту; оба процесса — возбудительный и тормозной — слишком слабые для того, чтобы преобладание одного из них вносило бы изменения в нервную деятельность; люди с таким типом нервной системы быстро утомляются, астенизируются, теряются в сложной обстановке, нерешитель­ны; хрупки и ранимы при действии патогенных факторов, в частности — психотравмирующих; внушаемы, уступчивы, мол­чаливы и застенчивы; жесты и мимика их обычно маловыра­зительны.

ТИП НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ СРЕДНИЙ — отсутствие заметного преобладания одной из сигнальных систем в структуре нервной деятельности.

ТИП НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ — следствие преобладания первой сигнальной системы, превалирование эмоциональности над рассудочностью; люди с художествен­ным типом нервной системы отличаются склонностью к об­разному конкретному мышлению, легко увлекаются театром, музыкой, живописью и т. п.; выражение чувств характеризу­ется непосредственностью и яркостью, речь эмоциональна.

ТИПИЗАЦИЯ — разработка типовых конструкций или тех­нологических процессов на основе общих для ряда изделий (процессов) характеристик; один из методов стандартизации.

ТИРАДА [фр. tirade] — длинная фраза, отдельная реплика, произнесенные в приподнятом тоне.

ТИФЛОГРАФИКА [греч. typhlos слепой + графика] — теория построения рельефных рисунков и чертежей, применяющихся в школе слепых в качестве учебно-наглядных пособий.

ТИФЛОПЕДАГОГ [греч. typhlos слепой + греч. paidagogos вос­питатель, учитель] — педагог со специальным высшим обра­зованием, осуществляющий обучение и воспитание слепых и слабовидящих детей.

ТИФЛОПЕДАГОГИКА [греч. typhlos слепой + педагогика] — раздел дефектологии (коррекционной педагогики); наука, раз­рабатывающая содержание, методы, приемы и средства обу­чения и воспитания детей с нарушениями зрения.

ТИФЛОПСИХОЛОГИЯ [греч. typhlos слепой + психология] — раздел специальной психологии, изучающий психическое развитие слепых и слабовидящих людей, пути и способы его кор­рекции при обучении и воспитании.

ТИФЛОТЕХНИКА — отрасль приборостроения по разработке и производству технических средств для коррекции и компен­сации недостатков зрения; совокупность такого рода техни­ческих средств.

ТИХИЙ ПРИСТУП — см. Пароксизм.

ТОЖДЕСЛОВИЕ — см. Тавтология.

ТОЖДЕСТВО — равенство, полное сходство предметов или явлений.

ТОКСИН [греч. toxikon яд] — отравляющее вещество.

ТОКСИЧНОСТЬ — способность некоторых химических со­единений и веществ биологической природы оказывать вред­ное воздействие на организм человека, животных или расте­ний.

ТОКСОПЛАЗМОЗ — инвазионное заболевание человека и животных, вызываемое токсоплазмами (род простейших, па­разиты млекопитающих и человека): поражение лимфатичес­ких узлов, глаз, головного мозга и др.; нередко протекает в скрытой форме; человек заражается чаще всего от собак и кошек. Возможно внутриутробное заражение, в результате которого у ребенка выявляются различные уродства и анома­лии развития: поражения глаз, гидро- или микроцефалия, су­дорожные припадки; в головном мозгу встречаются отдель­ные участки обызвествления; нарушения интеллекта различ­ной степени тяжести и др.

ТОЛЧОК — артикуляционный процесс, заключающийся в выталкивании воздуха при размыкании сомкнутых голосовых складок.

ТОМОГРАФИЯ [греч. tomos ломоть, слой + grapho пишу] — рентгенологический метод исследования объекта с получени­ем на рентгенограмме изолированного теневого изображения любого слоя объекта).

ТОН [греч. tonos напряжение, повышение голоса, ударе­ние] — 1) физическая характеристика звука, определяемая частотой колебания голосовых складок; 2) ударение, основан­ное на изменении тона (в 1-м зн.) во время произнесения данного слога.

ТОНАЛЬНОСТЬ — 1) в музыке — высотное положение лада (ладотональность); в обозначении Т. указывается звук тоники и лад; 2) см. Интонация.

ТОНАЛЬНЫЕ ЯЗЫКИ — языки, в которых тон (в зн. 2) играет смыслоразличительную роль (напр., китайский, вьетнамский).

ТОНАЛЬНЫЕ ЗВУКИ — см. Гласные звуки.

ТОНЕМА — ударение как смыслоразличительная единица.

ТОНЗИЛЛИТ [лат. tonsillae миндалевидные железы] — вос­паление небных миндалин.

ТОНЗИЛЛОЭКТОМИЯ [лат. tonsillae миндалевидные железы + эктомия] — удаление небной миндалины.

ТОНИЧЕСКИЕ СУДОРОГИ [лат. tonus напряжение] — см. Су­дороги тонические.

ТОНИЧЕСКИЙ — относящийся к ударению, связанный с уда­рением.

ТОНУС — длительное, не сопровождающееся утомлением, возбуждение нервных центров и мышц (напр., центра блужда­ющего нерва, регулирующего деятельность сердца).

ТОНУС МЫШЕЧНЫЙ — длительно сохраняющееся состояние упругости мышцы.

ТОНУС НЕРВНО-МЫШЕЧНЫЙ — мышечный тонус, обуслов­ленный активирующим влиянием нервной системы на мышеч­ную ткань.

ТОНУС ПЛАСТИЧЕСКИЙ — состояние мышцы, в котором она приобретает и сохраняет любую форму и степень натяжения, приданные ей искусственно.

ТОПИЧЕСКИЙ [греч.- topos место] — местный.

ТОПОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД — господствовавший в XIX в. научный метод, заключавшийся в том, что каждая человеческая способность, все психические функции определялись наличием отдельных центров в мозгу (центры речи, слуха, письма и др.).

ТОРМОЖЕНИЕ — активный, неразрывно связанный с воз­буждением нервный процесс, приводящий к задержке деятель­ности нервных центров или рабочих органов; в первом случае Т. называется центральным, во втором — периферическим.

ТОРМОЖЕНИЕ БЕЗУСЛОВНОЕ — разновидность коркового торможения, в отличие от условного торможения наступает без предварительной выработки; Т. б. включает в себя индукционное (внешнее) торможение и запредельное (охранительное) торможение.

ТОРМОЖЕНИЕ ВНЕШНЕЕ — экстренное прекращение услов­но-рефлекторной деятельности при воздействии посторонних стимулов; биологическое значение его — преимущ. обеспечение ориентировочной реакции на неожиданно возникший раздра­житель.

ТОРМОЖЕНИЕ ВНУТРЕННЕЕ — торможение, наблюдаемое при угасании условных рефлексов, а также их дифференцирова­нии при образовании запаздывающих и. следовых условных рефлексов.

ТОРМОЖЕНИЕ ВНУТРЕННЕЕ ПРОГРЕССИВНОЕ — см. Тормо­жение проактивное,

ТОРМОЖЕНИЕ ВНУТРЕННЕЕ РЕГРЕССИВНОЕ — см. Торможе­ние ретроактивное.

ТОРМОЖЕНИЕ ЗАПРЕДЕЛЬНОЕ — торможение, которое воз­никает при действии стимулов, возбуждающих соответствую­щие корковые структуры выше присущего им предела рабо­тоспособности, и обеспечивает тем самым реальную возмож­ность ее сохранения или восстановления.







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 401. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия