Б.Е. Захава о манере актерской игры
Одним из важнейших компонентов в реализации режиссерского замысла является манера актерской игры, которая заключает в себе конкретный вопрос КАК НУЖНО ИГРАТЬ ДАННЫЙ СПЕКТАКЛЬ. Б.Е. Захава, ученик Е.Б. Вахтангова, на своих лекциях говорил студентам, что в выборе манеры игры не может быть никаких догматических рецептов, как и случайностей. «Нужно только сознательно выбрать форму существования актера на сцене и его взаимоотношения Элементы «системы» и манера актерской игры Элементы «системы»: вера и наивность, отношения и оценка, общение и физическое самочувствие, внутренний монолог и подтекст, подводное течение («второй план» по Вл. И. - Немировичу-Данченко) - относятся к внутренней психотехнике. Элементы «системы»: характерность, дикция, музыкальность и чувство ритма, акробатика и пластика - относятся к внешней психотехнике. В каждой роли важным является один из этих элементов. К примеру, М.А. Захаров пишет о своем поиске современной «оценки», О. Яковлева считает необходимым «уловить мелодию» (т. е. музыкальность), А. Демидова - «неповторимую интонацию» [4]. Ульянов играл в советские времена роль директора завода Друянова в одной из пьес Мишарина, найдя такую речевую характерность, что чиновники от искусства возмутились, мол, не может положительный герой говорить таким скрипучим голосом. М.Ульянов им на это отвечал, «что не я так говорю, а один знакомый мне директор завода...» Фарсовые персонажи, как правило, не имеют сложной психологической разработки характеров, им присуща одна черта (обжорство, пьянство, тупость, хитрость, алчность и т.д.), доведенная до гиперболы. Элементы системы не могут существовать в спектакле в их ученическом виде. Нельзя ставить своей целью существование только в логике театра психологического, добиваясь «переживаний» вообще. В чем состоит секрет актерского творчества? В способности актера воплощать через тело, голос, жест и т.д. свои навязчивые идеи и представления. нечто от грез впускается им в свое сознание и это нечто приводит в движение всю его психику и он начинает жить жизнью другого - жизнью, зачастую, нереальной, как в упражнениях на «веру».
18. Жест, как выразительное средство актерской игры.
|