Студопедия — Афоризмы - являются необходи­мым напоминанием людям о забытых или ещё неизвестных морально-нрав­ственных и физических принципах со­вершенствования души. 3 4 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Афоризмы - являются необходи­мым напоминанием людям о забытых или ещё неизвестных морально-нрав­ственных и физических принципах со­вершенствования души. 3 4 страница






Здоровая вера, правильно приложенная, может стать мощным рычагом перехода от "почему?" к "как?".

 

 

ВЕРА, КОТОРАЯ ПОМОГАЕТ

Делл и Лиза были активными прихожанами. Они были на виду, занимали руководящие должности в общине, все их знали и уважали за доброе, теплое отношение к людям. Все были потрясены, когда они подали на развод.

Для Делла и Лизы частью их трагедии стало чувство, что все их предали - церковь, родители, друзья. "Почему это случилось со мной?" - прежде всего приходило в голову обоим. Поначалу они пытались оставаться в той же церкви, она была большая, воскресные службы собирали много народу; им казалось, что можно будет без труда сосуществовать, однако не получалось.

Затем Делла и Лизу стали мучить вопросы: "Как склеить разбитую жизнь? Как не задеть других собственной бедой?"

Делл сразу же ушел из этой церкви и вступил в другую, того же вероисповедания.

В процессе развода ни Делл, ни Лиза не обвиняли Бога в своих бедах. Они поискали ответа в собственных душах и поняли, что вера в Бога служит для них источником надежды. Друзья по церкви заверили, что они по-прежнему их поддерживают.

Со временем Делл опять женился и вновь стал лидером в церковной общине. Лиза не только осталась в прежнем приходе, но и организовала программу поддержки одиноких. Даже выйдя замуж, она не потеряла интереса к одиноким. По ее настоянию в церковной общине появилась должность координатора и список людей, отвечающих на телефонные звонки недавно разведенных людей. Социальная программа церкви стала альтернативой одинокому времяпрепровождению дома или шатанию по питейным заведениям города.

Вполне реальное несчастье этой пары привело к созданию разветвленной программы помощи другим людям. Их вера смогла перекрыть боль и потрясение от развода; церковная община поняла их и горевала вместе с ними, не осуждая.

Если все следуют духу религии, трагическая утрата может перерасти в нечто хорошее и доброе.

 

ЧЕТЫРЕ ПРАВИЛА РЕЛИГИОЗНОЙ ПОМОЩИ

 

Есть четыре исключительно верных постулата, и если их верно применять, то здоровая вера может оказать неоценимую помощь во время тяжелой утраты.

 

Религия влияет на основу толкования жизни.

Есть два фундаментально различных подхода к решению задачи восстановления после утраты. Для тех, кто не верует, жизнь временна, смерть постоянна. Для тех же, кто верует, смерть временна, а жизнь бесконечна. В этом состоит различие в стартовой позиции для решения задачи восстановления после горя. Задача одна, но принцип веры, лежащий в основе поведения, совершенно различный.

Для неверующего смерть - это огромная печать "Отменяется" на всех достижениях. Человек может многого в жизни достичь, но все отменяется смертью. Считать жизнь временной, а смерть постоянной - значит жить под девизом: "Пока длилось, было мило, а теперь конец".

Постоянство смерти усиливает власть других жизненных потерь. Реклама пива провозглашала: "Живем единожды, так что хватай все, в чем находишь смак". Нам внушают, что надо брать сегодня, потому что не будет завтра. А что, если я всю жизнь вложил в карьеру, а меня уволили? Что, если разводом кончился брак, который я планировал на всю жизнь? Как встретить старческую немощь? Как оплакивать потерю любимых?

Я знаю, что ответы на эти вопросы у неверующих есть, я только не знаю, какие они. Однако я вижу, что им удается восстановиться после утрат.

Я верю, что смерть временна, а жизнь вечна. Но от этого моя боль при тяжелых утратах, при смерти близких ни на йоту не уменьшается.

Для верующего иначе выглядит стартовая точка для восстановления после горя. Смерть - не страшный штамп "Отменяется", а крайне неприятное событие. Смерть может нарушить лучшие планы - скажем, для тех, кто 60 лет был женат,- но она ничего не отменяет. Верующий смотрит на переживание горя, как на дорогу по темной долине, ведущую на другую сторону. Для неверующего это бесконечный каньон, из которого нет выхода.

Каждой паре, которая приходит ко мне на консультацию перед венчанием, я напоминаю, что брак кончается либо смертью, либо разводом, других путей нет. Это помогает новобрачньгм строить свои планы и отношения на реальной основе.

Я склонен к такому определению смерти: "Смерть - это то, что случается, когда мы заняты составлением совсем других планов".

Смерть может внести опустошение в нашу жизнь, но, согласно моему принципу веры, она не в силах ничего отменить. Я рассказал о своем определении смерти в группе матерей-одиночек и услышал вопрос: "А как же развод?" Разведенная дама сказала: "Я завидую тем, у кого муж умер. Они могут прийти на могилу, чтобы плакать и молиться. А мой муж после развода ходит где-то рядом, и я могу молиться только о том, чтобы он умер!" Но даже эта женщина должна была признать, что в их браке было и нечто хорошее, и развод не может этого отменить, как бы она ни старалась.

Каждую неделю я и моя жена встречаемся с группой поддержки в горе. В ней около 30 человек, в основном вдовы, но есть женщины, потерявшие ребенка, а у некоторых членов группы муж или жена страдают болезнью Альцгеймера.

На наших собраниях обездоленные люди могут выражать свою любовь к давно умершим близким, могут говорить о былой совместной жизни, вспоминать какие-то события и плакать. Несмотря на слезы и горечь потери главное чувство на собраниях - радость. Они знают, что это не конец жизни - это перерыв.

 

Вера дает цель восстановлению после горя.

Тяжела ноша горя, долог процесс восстановления. Вы устаете. Вас терзают такие неописуемые страдания, что вы не в состоянии что-либо делать, иногда вы не можете даже вспомнить знакомое имя или телефон.

Сначала страдания изводят вас до онемения, потом остается тихая, давящая тоска, она пригибает вас к земле и не дает распрямиться. Под этим давлением вам требуется какая-то цель, чтобы появилось желание сделать первые шаги к восстановлению. Самый длинный путь начинается с первого шага, а первый шаг по пути к новой жизни и радости дается труднее всего.

В это время очень важна группа поддержки в горе, но часто бывает трудно сделать первый шаг. Вот когда религия может сыграть главную роль.

Христианские и иудаистские древние книги своими яркими образами помогают увидеть цель, чтобы сделать первый крошечный р шажок.

Самый близкий образ мы находим в Псалмах: "Если я пойду и долиною смертной ени, не убоюсь зла" (Псалом 22, стих 4). Здесь говорится о том, о кто-то уже прошел этот путь до вас, хотя почти все, кто понес утрату, думают, что только на их долю выпало такое страдание. Здесь также говорится, что путь страдания - не тупик, а дорога, имеющая конечный пункт назначения.

 

Вера - противоядие одиночеству, идущему следом за потерей.

Общая черта любых потерь - наступающее одиночество.

"Только я испытываю такое".

"Никому не понять моего горя".

"Я одна, и так будет всегда".

В одиночестве обедать, смотреть телевизор и даже просто идти по улице оказывается ужасно тяжело. Все овдовевшие жалуются: "Моя потребность говорить об утрате гораздо больше готовности друзей слушать".

Для христиан большим утешением звучат слова из Евангелия от Матфея, принадлежащие Иисусу: "...и се, Я с вами во все дни до скончания века" (Мф. 28:20).

Я трактовал бы эти слова так: "Одиночество - заблуждение. Даже если все покинут меня, я не одинок". Эта вера не раз поддерживала меня в моих утратах. Она не уменьшает боль, но делает ее переносимой.

 

Религиозная община может дать мощную поддержку.

Невозможно переоценить ту поддержку, которую религиозная община оказывает человеку в горе. При всех недостатках людей, посещающих церковь или синагогу, нет группы, которая делала бы больше для тех, у кого горе.

Панихида, проходящая в привычном месте в сопровождении знакомых молитв, дает родственникам покойного тепло, какого они не найдут в кладбищенской часовне. Вам помогут накормить участников похорон - в церкви или дома,- и одним этим проявят сочувствие и любовь.

Священники, пасторы и раввины - единственные профессионально обученные люди в нашем обществе, которых не нужно специально приглашать посетить людей в горе. В нашем приходе меня не раз просили зайти к соседу или другу, потерявшему близкого человека или переживающему развод. В большинстве своем это люди, не принадлежащие к церкви, они не просили звать меня, они просто поделились с другом или соседом своим горем. Я никогда не отказываюсь пойти к ним на дом, как не может отказаться врач, психолог или социальный работник. Это одна из немногих привилегий священнослужителей, связанная с ответственностью за людей.

 

 

Как ни много делает церковная община, она может делать еще больше. По традиции, прихожане оказывают прямую помощь и поддержку в горе в течение недели после утраты. При том, что мы сейчас знаем о продолжительности переживания горя, этот срок необходимо продлить до трех лет. Нет другого объединения, которое в состоянии пробыть с человеком столь долгое время. Наличие групп поддержки в горе, групп восстановления после развода, посещение в годовщину смерти, провожатый, который поможет начать снова ходить к службе и совершать простейшие обряды в церкви, - вот средства помощи, которые предоставляет людям церковь или синагога.

Один из священников нашего прихода навещает вдову в годовщину смерти мужа и приносит ей цветок или растение - зримый способ сказать: "Мы понимаем твое горе, мы о тебе заботимся".

На оставшегося в живых супруга часто ложатся обязанности умершего. У нас есть список умельцев в простых домашних делах - водопроводчики, электрики, автомеханики, водители и мастерицы готовить. При необходимости мы обращаемся к ним, и помощь бывает оказана.

Наша церковь имеет "пастырей" или других добровольцев, которые на регулярной основе готовы выслушать страдальцев. Особенно это бывает необходимо после развода, ну и конечно, после смерти близкого человека.

Во всех этих случаях церковная община и здоровая религиозная вера оказывают людям громадную помощь.

 

ЧЕГО НЕ МОЖЕТ РЕЛИГИЯ

 

Помощь религии не безгранична. Понимать и признавать ограничения, существующие для религии, так же важно, как пользоваться тем, с чем религия успешно справляется. Таких ограничений три.

 

Религия не может дать иммунитета от потерь.

Для некоторых религия служит чем-то вроде страховки от пожара: они читают Библию, посещают службы, вносят пожертвования, молятся и делают добро с единственной целью - избежать Божьей кары. Такие люди плохо подготовлены к встречам с утратами, которые неизбежны в нашем смертном мире. Вера не спасет от смерти ни нас, ни наших близких.

Те, кто полагает, что для верующих есть другие "правила", испытывают даже некоторое чувство вины, когда случается беда. Их точка зрения выражается в словах: "Неужели он (она) этого заслуживает?" или "На этот раз кто-то наверху воздал вам по заслугам". По поводу смерти часто задают вопрос:

"Как Бог допустил, чтобы умер такой хороший человек, которого все любили?"

Мы должны понимать, что смерть, развод и другие утраты не обязательно заслужены и что Бог не посвящает свое время заботам о нас. Дождь падает равно на хороших и плохих людей. Удачи осыпают людей, которые заслуживают этого по своим моральным и религиозным качествам, но им же достаются и удары судьбы.

На первых порах нашего религиозного опыта мы с женой входили в группу молящихся. Мы не только собирались для совместных молитв, но и навещали больных дома и в больнице. Однажды нас попросили помолиться за женщину, у которой был неопера-бельный рак - опухоль в брюшной полости размером с грейпфрут. Трое из нашей группы пошли к ней.

При следующем визите к врачу выяснилось, что опухоль пропала. Нечего и говорить, какую радость это вызвало в ее семье и у нас. Все были уверены, что Бог решил вмешаться благодаря нашим молитвам и вере. Месяц спустя женщина умерла от инфаркта.

Однажды ясным солнечным днем мы с женой ехали на воскресное собрание. На перекрестке свет был зеленый, других машин не было. Замедлив ход, мы выехали на перекресток, и нам в бок врезалась машина, идущая на красный свет. Полиция определила, что при столкновении ее скорость была по меньшей мере 90 км в час. Наша машина была искорежена, но мы отделались ушибами.

В церкви реакция была такая: "С вами ничего не может случиться, потому что как же мы без вас?", "Это Божье попечение о вас". Несколько дней спустя почти на том же месте у автомобиля с компанией подростков отказало управление и он врезался в столб. Все погибли.

Если мы спаслись из-за заботы Бога, почему же он не позаботился о молодежи?

Если женщина избежала рака благодаря молитвам нашей группы, значит ли это, что наши молитвы об исцелении ее сердечной болезни не были услышаны? Надо ли искать промысел Божий во всех наших удачах и утратах?

 

Мне кажется, гораздо больше смысла и гармонии в основном принципе иудейско-христианских источников: наш мир смертный, несовершенный, бренный, порочный. Жизнь не всегда справедлива. Трагедии и потери - такая же часть жизни, как победы и радости. Я человек, и все это относится ко мне и моим близким. Единственное, в чем я уверен, - Бог не покинет меня ни при каких обстоятельствах.

Может быть, вам такие слова покажутся слабым утешением, но это самое полезное применение веры в тех случаях, когда у вас тяжелая утрата.

 

Религия не может вернуть умерших близких и умершие отношения.

Больше всего на свете люди хотят, чтобы умершие близкие вернулись к ним. Этого не можем сделать ни мы, ни Бог.

Странно, но когда мы так говорим, то приносим успокоение осиротевшим людям. Для них это означает, что мы понимаем, как велика их утрата, и что мы не можем дать простых и быстрых ответов. При тяжелой утрате человеку нужно сочувствие, понимание, умение выслушать, желание помочь, не дожидаясь просьб. Бывает, что выслушивание религиозных банальностей при смерти или разводе только усиливает ощущение утраты.

Понимание окончательности утраты часто становится началом процесса восстановления для того, кто остался жить. Утрата - это уход навеки, по крайней мере до конца жизни обездоленного человека. Когда же он преодолевает стадию отрицания, то начинает жить и действовать сообразно этой болезненной истине и на этом" этапе принимает основополагающее решение: "Я буду жить!" В первый год такое решение приходится принимать не раз.

Понимание, что вера не может вернуть нам умерших близких, не предполагает неверия в жизнь после смерти. Я не сомневаюсь, что мои умершие друзья и члены семьи находятся на небесах у Бога и им там хорошо. Я спокоен за них, но это нисколько не уменьшает мою грусть и одиночество от их потери. Я больше не увижу их в этой жизни. Эта часть моей биографии ушла безвозвратно.

Бывает, осиротевших людей успокаивают, говоря им, что их близкие теперь в лучшем мире и настанет день, когда они снова встретятся. Когда подобные вещи говорятся в назидание, указывая, как человек должен себя вести в постигшем его горе, это неуместно и зло. Подобные речи мешают восстановлению и создают угрозу здоровью.

Надо понять, что утрата - уход навеки. С осознания этого начинается полная и достойная жизнь после утраты.

 

Вера не может помочь срезать дистанцию.

Каждый служитель церкви хотел бы, чтобы это было не так. Мы все бы отдали за то, чтобы в вере найти короткий путь от утраты к полному восстановлению, но срезать дистанцию не дано никому.

Еще одна странность: вера служит нам лучше всего тогда, когда. мы понимаем, что она не сделает горе более легким, а путь к восстановлению после горя более коротким.

Не следует говорить людям, что если мы будем за них молиться, им станет легче. Не следует хвалить тех, кто приходит в церковь, "сжав зубы", без слезинки, за то, что они- идеал веры. Чаще всего горе все-таки проявляется в том, что человек плачет и явно нуждается в помощи.

Пытаться сократить процесс горя - все равно что больному сахарной болезнью давать побольше сахару. На время ему станет лучше, но затем последует еще более тяжелый приступ.

Люди, пережившие развод или смерть, больше всего хотят от церкви, от пастора и его прихода, чтобы их не оставляли на долгом пути восстановления после утраты. Создавая группы поддержки, привлекая добровольцев для помощи вдовам и вдовцам, направляя усилия на возобновление контактов с теми, кто понес тяжелую утрату два и даже три года назад, - вот как церковь может сказать: "Мы знаем, что путь ваш тяжел и мучителен, и хотим, чтобы вы знали: мы будем с вами на каждом отрезке вашего пути".

 

РЕЛИГИЯ И ВЫ

 

Во время тяжелой утраты религия и религиозная община могут стать для вас необыкновенно мощным источником. Но вы должны понимать, что утраты и горе - это часть жизни и верующего и неверующего. Всем нам достаются разочарования, драмы и смерть. Тяжелые утраты ранят всех, независимо от наличия веры или ее отсутствия.

Вы обретете надежду. Надежду, которая признает, что жизнь уже никогда не будет прежней, но настаивает, что она будет хорошей и полноценной. Вера может быть источником силы для достижения этой цели. Если вы верите, что во время утрат Бог остается с вами, у вас достанет мужества начать все сначала. Вы сможете принять новую обстановку, новый стиль жизни и будете знать, что в любых жизненных невзгодах, сейчас и в будущем, вы не одиноки.

 

ГЛАВА 11

ДЕТИ И ГОРЕ

Для детей потеря - тоже тяжелое потрясение

 

Представьте, что для вас в детстве означала бы смерть близких, развал семьи или другая тяжелая утрата:

· Вы испытываете ту же грусть, страх, злость, что и взрослые.

· У вас нет слов, чтобы выразить свои чувства.

· Еще не зная жизни, вы слабо представляете себе, что происходит.

· Вы считаете, что в чем-то виноваты.

Вот так что-то такое детское умирает, дети чувствуют горе взрослых, но у них нет слов передать свои чувства.

 

Когда взрослые стараются оградить детей от переживаний, часто получается еще хуже. Обычно дети думают, что взрослые обвиняют их в случившемся. Они привыкли думать в терминах поломанной игрушки или пролитой чашки, молчание взрослых и их грусть они воспринимают как свою вину. Если умирает кто-то из родителей или бабушка, ребенок начинает бояться, что все взрослые, которые его окружают, умрут. Если родители разводятся, ребенок думает, они его больше не любят.

Самое важное для нас, взрослых,- понять, что мы играем решающую роль в будущей жизни ребенка после тяжелой утраты. Когда взрослые помогают ребенку пережить горе так, как они помогают себе, на детской душе не остается шрамов. Если взрослые при утратах упускают из виду ребенка, эффект от травмы может сказываться всю жизнь и далее отразится на будущем потомстве. Ребенок, который унесет с собой во взрослую жизнь шрамы, полученные в детстве, будет равнодушен к чужому горю.

 

Мэтью и Лайзе было 6 и 8 лет соответственно, когда мать усадила их за кухонный стол, дала по тарелке каши, а сама вышла на веранду и застрелилась. Дети нашли тело и позвали соседей.

Отцу достало мудрости отвезти детей к опытному консультанту. Консультант сидела с Мэтью и Лайзой на полу и помогала им рисовать маму. Одни картинки отражали злость детей на маму за то, что она их покинула, другие - страх. Некоторые картинки относились к счастливым временам, когда мама была веселая.

В день похорон Мэтью и Лайза положили свои рисунки в гроб матери. Каждый из них добавил к ним подарок, который сам выбрал.

Несколько месяцев спустя консультант смогла убедить детей, что мама умерла не потому, что рассердилась на них. Не потому, что они не убирали за собой игрушки и одежду. Не потому, что они не доедали все, что положено на тарелку, или капризничали. Мама очень грустила. Она любила их и не хотела огорчать. Ее смерть была трагическим событием, которого они не смогли избежать.

Учителей воскресной церковной школы, куда ходили дети, предупредили, что они должны внимательно выслушивать Мэтью и Лайзу и убеждать, что мать умерла не потому, что этого хотел Бог.

Со временем их отец снова женился. Мэтью и Лайза любят мачеху, а она старается, чтобы они не забывали мать. С ними все будет хорошо.

 

Когда же взрослые не думают о ребенке, результаты получаются совсем иные.

Розмэри была в том же возрасте, что и Мэтью с Лайзой, когда ее жизнь круто перевернулась. Отец, всю жизнь страдавший депрессией, с четвертой попытки покончил с собой. К несчастью для Розмэри, окружающие взрослые не отреагировали на несчастье надлежащим образом, как в предыдущем случае.

Ее мать пристрастилась к алкоголю и наркотикам, отказываясь от поддержки друзей, семьи и церкви. Она вступала в частые связи с мужчинами, работала урывками. Розмэри начала мочиться в постель, похудела, плохо спала и выглядела запуганной.

Очень велика вероятность, что на душе Розмэри остались неизгладимые шрамы, а полученный ею эмоциональный удар отразится на всей ее дальнейшей жизни.

 

РАЗГОВОР С ДЕТЬМИ О СМЕРТИ

Чтобы дети оправились от встречи со смертью, взрослые должны сделать следующее:

1. Создать атмосферу открытости и честности, в которой детям нетрудно спрашивать и выражать собственные мысли и чувства. Пусть дети принимают участие в семейных разговорах об ушедшем человеке, о смерти и предстоящих похоронах. Когда дети маленькие, лучше делать это, сидя с ними на полу. Держите их на коленях, почаще говорите, что вы их любите, пусть они поплачут.

Помните: взрослые склонны скрывать чувства, а дети - проявлять. Приглядывайтесь, не нужно ли им ваше внимание.

2. Поинтересуйтесь, как дети относятся к смерти. Я задавал им такие вопросы:

· Ты был когда-нибудь на похоронах? Как это было?

· Тебе приходилось видеть мертвых или дотрагиваться до них?

· Как ты думаешь, что ты увидишь на похоронах?

· Что еще ты знаешь о смерти и похоронах?

· Что бы хотел узнать?

· О чем бы ты хотел спросить _______ (имя умершего)?

Детей очень успокаивает ваше желание поговорить с ними о свершившихся событиях. Сядьте рядом с ними на пол или за низкий столик, дайте им бумагу и карандаши, книжку-раскраску или вырезные картинки, чтобы они могли проявить себя.

3. Дать простую и точную информацию. Развеивайте ужасы, созданные детским воображением. Не употребляйте таких выражений, как "дедушка ушел от нас", "мама уснула" или "Бог забрал их к себе". Дети воспринимают подобные слова буквально: "ушел" - значит, не захотел с ними жить, "уснула" - они будут ждать, когда она проснется. Я не раз слышал, как ребенок со страхом говорит, что если Бог захочет, то следующим возьмет его.

В возрасте лет семи пользу, помощь и облегчение могут принести вот такие слова: "Когда кто-то умирает, это значит, что его тело больше не работает. Сердце не бьется, не надо дышать, есть и спать. Ему не бывает холодно, жарко или больно. Тело ему не нужно, а это значит, что мы его больше не увидим".

Вам придется повторить это не раз, потому что дети не воспринимают смерть как продолжительное состояние.

 

Даун было три года, когда погиб ее 12-летний брат Майкл. Она буквально поняла слова, что он ушел, и ждала, когда снова его увидит. Тело Майкла кремировали, и семья повезла прах в другой штат, они намеревались предать его земле. Даун смотрела на пепел в пепельницах в аэропорту и думала, что это Майкл. Когда самолет стал снижаться, она заплакала, что он задавит Майкла. Когда они вышли из самолета, она расстроилась, что он их не встретил.

Каждый раз, как вы видите, что ребенок в замешательстве, повторяйте ему прежнее утверждение. Начните так: "Помни, что _____ (имя) умер, а когда кто-то умирает, это значит, что мы его больше не увидим".

4. Рассказать детям заранее о том, что они увидят на панихиде, что там будет происходить. Если можно, покажите рисунок гроба. Опишите, как выглядит тело. Если будут видны раны или другие отметины, опишите их как можно проще.

Часто спрашивают: разрешать ли детям дотрагиваться до мертвого тела? Ответ - да, если они хотят и если заранее подготовлены к этому. Дети по природе своей любопытны, и если прикосновение к телу безопасно, то пусть дети узнают то, что хотят знать. Объясните им понятными словами, что тело холодное, а не теплое. Дайте потрогать свою руку, а потом кожаную обивку стула. Скажите примерно так:

Если хочешь, ты можешь потрогать (имя). Но раз ее (его) тело не работает, оно теперь на ощупь другое. Не теплое и мягкое, а холодное и твердое. ____ (имя) не будет больно, если ты ее (его) потрогаешь, тебе тоже.

Существует много рассказов о том, какой вред детям наносит прикосновение к мертвецу. Я не сталкивался с подобной реакцией и не слышал о таком от тех, кто имел дело со смертью. Эти страхи скорее отражают беспокойство взрослых в связи со смертью. Ключ ко всем детским переживаниям лежит в отношении взрослых.

5. Дать детям возможность проститься. Проще и эффективнее всего позволить им нарисовать картинки, которые потом они положат в гроб. Сохраните копии. Если ребенок школьного возраста, он может написать записку и положить ее в гроб. Кроме записки ребенок может положить в гроб фотографии, особенно где умерший снят вместе с ребенком, послания на кассетах, игрушки или предметы одежды, как бы на память.

Ничего нет плохого в том, что дети видят слезы взрослых. Объясните, что вам очень не хватает умершего человека и поэтому очень грустно.

 

ВОЗРАСТНЫЕ РАЗЛИЧИЯ

 

Проявления детского горя зависят от возраста. Малыши не то что не горюют - они воспринимают смерть иначе, чем старшие дети и взрослые, и иначе проявляют себя. Утраты и горе - часть жизни человека, начиная с младенчества.

 

Младенчество

Младенцы проявляют понимание утраты уже на первом году жизни. Для развития им требуется, чтобы их держали на руках, похлопывали, тискали. Они боятся громкого шума и падения - отделения от источника безопасности.

Первая игра, на которую отзываются младенцы,- "ку-ку". Вы смотрите на ребенка, устанавливаете с ним зрительный контакт, потом каким-то предметом прекрываете этот контакт и снова восстанавливаете со словами "ку-ку!". Для родителей и бабушек-дедушек большая радость видеть, что малыш пытается сам удалить предмет, нарушивший зрительный контакт.

 

Дошкольники

Лет до четырех дети испытывают грусть потери, но не понимают, что такое смерть.

После года появляется страх отделения; если в семье кто-то умирает, дети боятся выходить из дома и стараются держаться возле родителей.

Но смерть не кажется им постоянной, скорее., это сон с последующим пробуждением. Некоторым кажется, что мертвый - это несколько менее живой; в этом их убеждает телевизор: сегодня человек "умер", а завтра они снова видят его на экране - живого.

 

Аните было четыре года, когда умер ее дедушка. Она с родителями пришла в дом деда, он лежал в гробу в гостиной. Аниту отправили в столовую. Она выглянула из-за угла и увидела, что некоторые люди плачут, но не поняла почему. Ей хотелось поиграть с дедушкой.

В день похорон Аниту взяли на кладбище. Когда гроб стали опускать в землю, она заплакала. Она не хотела, чтобы дедушку оставляли одного в земле, ему будет холодно, скучно и темно. Может быть, он плохо себя вел и на него все рассердились? Она пыталась сказать родителям, что дедушка еще не поцеловал ее на прощанье, но никто не слушал.

Сейчас Анита уже бабушка, но до сих пор хранит то грустное воспоминание.

 

Начальная школа

В возрасте от пяти до десяти лет дети уже понимают, что смерть - это навсегда. Они уже встречались со смертью людей или домашних животных.

 

Жасмине было пять лет, ее брату Карлу - десять. Они собирались в школу, отец должен был их отвезти; мать уже ушла на работу. Когда Жасмина вышла из дома, она увидела, что отец сидит в машине, уткнувшись головой в руль. Она побежала в дом и сказала Карлу, что папа заснул в машине. Карл понял, что случилось что-то ужасное, и позвал соседа.

Жасмина приставала к окружающим с вопросом, когда же папа повезет их в школу. Карл сбежал в свою комнату, не зная, ак сказать сестре, что папа умер.

На панихиде Жасмина пристально вглядывалась в тело отца. Она дернула за рукав мою жену: "Я видела, как папа пошевелился. Сейчас он проснется". Джун нежно сказала ей: "Нет, Жасмина, твой папа не шевелился. Он не спит, он умер". Жасмина прислонилась к ней, взяла за руку и кивнула: "Папа умер".

Карл отнесся к смерти отца, как взрослый. Он волновался, кто же теперь будет их растить и не придется ли ему оставить школу и пойти работать. По счастью, взрослые выслушали его и заверили, что со временем все наладится.

 

На пороге половой зрелости

К тому времени, как ребенок становится подростком, он уже далеко ушел от тех дней, когда с ним играли в "ку-ку". Смерть получает социальную окраску, и в том, что касается подростков, имеет первостепенную важность. Для ребенка 12-13 лет смерть родителя его пола чревата громадными проблемами в будущем, и правильно было бы пригласить к нему профессионального психиатра.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 290. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия