ПРЕЦЕДЕНТНОЕ ИМЯ
Напомню, что прецедентное имя (ПИ) есть индивидуальное имя, связанное или с широко известным текстом или с прецедентной ситуацией. Оно представляет собой своего рода сложный знак, при употреблении которого происходит апелляция к набору дифференциальных признаков данного ПИ. Оно может состоять из одного или нескольких элементов, обозначая при этом одно понятие. Форма хранения в когнитивной базе прецедентного имени" (и, забегая немного вперед, прецедентного высказывания) отличается от формы храпения феноменов (ПС и ПТ). Как показывают исследования (см. работы И. В. Захаренко, Д. Б. Гудкова и мои 1996—1999 годов), в когнитивной базе хранится сам вербальный феномен, а также то, что за ним стоит и что, собственно, и делает его прецедентным — совокупность дифференциальных признаков и атрибутов20.
Отмечу, что есть свидетельства того, что ПИ как феномен давно известно русской культуре. Приведу только один пример. Известный больше всего по Пугачеву второй и поистине классический тип самозванства был осмеян официальной историографией. Почин принадлежит Екатерине II, которая называла Пугачева «маркизом»,т. е. мошенником, похожим на маркиза Карабаса из «Кота в сапогах». [Панченко А.М. О русской истории и культуре. СПб., 2000. С. 32]
Итак, прецедентное имя обладает определенной структурой, ядро которой составляют его дифференциальные признаки, а периферию — атрибуты
Дифференциальные признаки составляют некую сложную систему определенных характеристик, отличающих данный предмет от ему подобных.
Дифференциальные признаки ПИ могут включать характеристику предмета (см. схему 13): (1)по внешности, или (2) по чертам характера, или (3) актуализироваться через прецедентную ситуацию.
(1) Приведу примеры первого варианта — характеристика по внешности. Варя слабо ахнула. Фандорин, которого она считала порядочным человеком,-полицейский агент? А еще Печорина ич себя разыгрывает! Интересная бледность, томный взор, благородная седина. Вот и доверяй после этого людям. [Акунип Б. Турецкий гамбит. М., 2000. С. 38]
За ним, постукивая по полу тросточкой, неспешно вышагивал высокий, сухощавый господин в прекрасно сшитом сюртуке, белейшей сорочке с безупречными воротничками, да еще и в цилиндре — ни дать ни взять граф Монте-Кристо, вот и дворник его назвал «сиятельством». Сходство с бывшим узником замка Иф усугублялось благодаря холеной, бледной физиономии (надо сказать, весьма эффектной) и романтическими черными усиками. Да и возраст у щеголя был примерно такой же, как у парижского миллионщика — из-под цилиндра виднелись седые виски. [Акучин Б. Любовница Смерти. М., 2001. С. 69—70] Сравнивая кого-либо с Кощеем Бсссмсрным, автор прежде всего имеет в виду внешнее сходство со сказочным персонажем: очень худой, тощий. Например, в статье «СЭС спит — ей кошки снятся», говоря о заинтересованности хозяев животных в привлекательном внешнем виде их питомцев, автор пишет: ... породистая кошка ни в коем случае не должна выглядеть Кощеем, иначе на выставке награды ей не видать. [МК, 06.06.1997] Или: И те, и другие девушки — что надо, Мэри Поппинс отдыхает. [МК, 16.03.2001] В последнем случае имеет место апелляция к Мэри Поппинс из известного отечественного фильма, в котором она поет песенку, содержащую слова: «Ах, какое блаженство, знать, что я совершенство, знать, что я идеал».
(2) Примеры второго варианта — характеристика по чертам характера (включая проявление характера в действиях, поведении). Россия — страна сложная... страна не колбасная. Это не страна Штольца... Не страна Обломова — это точно. Но и не страна Штольца... [Э. Радзинский в т/п «Итоги. Ночной разговор», 07.02.1999] — Гордон — конкретный пример Обломова. Обломова перестройки... он перестроил — Да я Штольц скорее, чем Обломов, [т/п «Вместе», 10.03.2000]
— Что ж, хорошо-с, — в голосе Мизинова [шеф жандармерии] зазвучала тихая угроза. — Вы... узнали такое, о чем вам знать совершенно ни к чему. В целях государственной безопасности я помещаю вас под временный административный арест. Вас доставят под конвоем в кишиневский гарнизонный карантин и будут содержать там под стражей до окончания кампании. Так что пеняйте на себя. Варя побледнела. — Но я даже не повидалась с женихом... — После войны повидаетесь, — отрезал Малюта Скуратов и повернулся к двери,
О Господи, твоя воля!.. Прости, Господи, но что ж ты за дубина великовозрастная!.. митрофанушка, недоросль, а еще Полины Михайловны сын! Впрочем, я сам виноват. Надо было тобой раньше заняться. [Толстая Т. Кысь. М., 2000. С. 161]
Для будущих энциклопедии: Александр Петлюра - король помоек. барахолок, мусорных дел мастер, современный Плюшкин (…) «А лошадь-то тебе зачем?» «Да, машет рукой, театр «Эрмитаж» реквизит списывал, я и забрал.» Вот он весь в этом. Натуральный Плюшкин. Залежи фуфаек, отдельные коллекции крепдешиновых платьев, тюбетеек, среднеазиатских халатов. [МК. 24.02.2001 ]
Однажды утром Катя решила навести марафет в запущенной холостяцкой квартире, добрую половину которой занимал ненужный хлам. «Ты настоящий Плюшкин! - весело объявила она пришедшему под вечер мужу и указала на гору старого барахла, сложенную в прихожей. - Пойдем отнесем все это не помойку.» [МК. I 7.03.2001] ... они носились по Москве в поисках приличной мебели и хрусталя. Муза, как Плюш кин, скупала комиссионки и тащила все в свое новое жилище. [МК. 16.03.20(11] ... Жириновский выдает привычную хлестаковщину: «Украли миллион миллиард... Триллион долларов!!!» [МК, 17.03.2000] (3) Третий вариант — актуализация ПИ через прецедентную ситуацию. Проиллюстрирую его следующим примером: приблизительно в 1995-1996 гг реклама компании «Европа» неизменно сопровождалась фигурой Петра 1, вызывая устойчивую ассоциацию с окном в Европу, которое и «прорубил» указанный правитель.
Аналогичные примеры. Нам рассказали, как один семилетний мальчуган чуть было не проломил камнем голову своему более удачливому сопернику, азаодно и любимой. Юный Отелло был вовремя обезврежен бдительными вожатыми. [ЛиФ, № 26, 2001]
— Она показала, что подпись Ильи Висницкого под разрешением к применению — Ну, ты сравнил! Я, конечно, не ура-патриот, но разница между ними все же есть. — Разница есть. И сходства есть. [Незнанский Ф. Опасно для жизни. М., 2000 С. 317]
На жену все время давили, чтобы я признал своею отца негодяем, что он совершал преступления... Но я же не Павлик Морозов. Я этого не делал. [Серго Керия в т/п «Большие родители») [Она] сказала, что снимет копии всех документов, с каких только сможет. И с записных книжек, которыми она пользуется, чтобы соединять отца с нужными людьми. [...] Не нравятся мне эти девочки, больше похожие на мальчиков по имени Павлик Морозов. [Маринина А. Когда боги смеются. М.. 2001. Г. 2 С. 275] — Папа, за мамой все дяденьки ухаживали... — Что ты болтаешь, чудовище? Там и дяденек-то не было. Одни женщины с детьми. — Так, вот с этого места, пожалуйста, поподробнее, - включится Александр. Да? Не было? А болгарские дяденьки? — прищурил свои синие глазёнки Павлик
Анекдот дня: Иван Сусанин стал национальным героем, потому что никому не рассказывал о своей программе. [МК, 27.03.2000; на следующий день после выборов Президента, которым стал В. В. Путин] Атрибутами ПИ называются некие «элементы», тесно связанные с означаемым ПИ, являющиеся достаточными, но не необходимыми для его сигнификации (кепка Ленина, бакенбарды Пушкина", маленький рост Наполеона). В качестве атрибутов могут выступать некоторые детали одежды пли внешности, которые принадлежат денотату (в другой терминологии— референту) и по которым его можно «идентифицировать», «узнать». Подобная «идентификация» может быть названа номинацией по атрибуту («именованием» предмета через его атрибут), посредством которой в коммуникации осуществляется апелляция к прецедентному имени. На этом приеме основаны многие анекдоты, карикатуры, он широко используется в кинематографии. Вспомним портреты-зарисовки К. Васильева (к примеру, портрет Д. Д. Шостаковича, на котором изображены только очки великого композитора, но «за ними», за их «полетом» легко «читается» образ самого их хозяина). Или фильм Т. Абуладзе «Покаяние», главный герой которого «составлен» из атрибутов различных прецедентных имен, т. е. деталей одежды и/или внешности, способных вызвать устойчивые и однозначные ассоциации с «денотатом» — реальным «хозяином» имени: усы Гитлера, очки Берии, френч Сталина,— а также бельканто и любовь к классической итальянской музыке, что вызывает ассоциацию с Муссолини. Вспомним также известное «Мы живем, под собою не чуя страны»... О. Э. Мандельштама или «То он в бронзе, а то он в мраморе» А. Галича, где именно по атрибутам легко восстанавливается образ Сталина.
Далее, рассмотрев в общем виде структуру прецедентного имени, обратимся к функциональному аспекту данного феномена. Анализ употребления ПИ в речевом общении показал, что именно структурное устройство прецедентного имени определяет особенности его функционирования в речи. - Прежде всего, прецедентное имя, как любое другое индивидуальное имя, способно именовать предмет, указывая непосредственно на денотат. В таком случае ПИ функционирует как имя собственное (дифференциальные признаки прецедентного имени оказываются как бы «игнорируются», однако связь данного имени (в этом случае оно выступает в первую очередь как имя собственное, а не прецедентное) с «породившим» его текстом (в данном случае не важно, прецедентным или нет) может сохраняться), например: «Обломов — герой романа Гончарова».
Приведём в качестве примера небезызвестный фильм «Бакенбарды»: персонажи, подражавшие Пушкину, использовали определенные атрибуты образа поэта — бакенбарды, черный цилиндр, черный плащ на белой шелковой подкладке, тяжелая трость с большим наболдашником. Те же персонажи, начав подражать Маяковскому, обрились налысо, надели старые мешковатые штаны (брюками назвать сей вид одежды представляется несколько затруднительным) и «заслуженные» безразмерные свитера без ворота, т. е. начали эксплуатировать атрибуты образа другого великого поэта — «глашатая и бунтаря».
- Может иметь место апелляция к дифференциальным признакам ПИ, составляющим ядро инварианта его восприятия, т.е. ПИ функционирует как имя прецедентное (При таком функционировании ПИ не требуются какие-либо комментарии пли расшифровки как самого имени, так и ситуации, в которой оно употребляется, само ПИ является «самодостаточным», чтобы выразить нечто большее, чем очевидное и непосредственное значение знака), например: «Как же! Жди! Он же шага лишнею не сделает, Обломов несчастный!»
|