Выделяют следующие стадии социализации 4 страница
йатха деве татха гурау тасйаите катхита хй артхах пракашанте махатманах «Лишь тем великим душам, которые обладают непоколебимой верой в Господа и в духовного учителя, сам собой открывается весь смысл ведического знания». Все ведические писания можно понять только благодаря вере и преданности. Мирская ученость тут не поможет. Вот почему мы издали «Бхагавад-гиту как она есть». Есть много так называемых ученых и философов, которые предпочитают научный подход к «Бхагавад-гите». Но они напрасно тратят свое время и только вводят в заблуждение тех, кто читает их комментарии. ТЕКСТ 103 эта бали' сеи випре каила алингана прабху-пада дхари' випра карена родана эта бали' — сказав это; сеи випре — того брахмана; каила алингана — обнял; прабху-пада — лотосные стопы Господа Шри Чайтаньи Махапрабху; дхари' — схватив; випра — брахман; карена родана — рыдает. С этими словами Шри Чайтанья Махапрабху обнял брахмана, и тот, схватив Господа за лотосные стопы, расплакался. ТЕКСТ 104 тома декхи' таха хаите дви-гуна сукха хайа сеи кршна туми, — хена мора мане лайа тома декхи' — увидев Тебя; таха хаите — чем от этого (от созерцания Господа Кришны); дви-гуна — в два раза больше; сукха — счастье; хайа — становится; сеи кршна — тот Господь Кришна; туми — Ты; хена — такое; мора — мой; мане — ум; лайа — принимает. Брахман сказал: «Увидев Тебя, я стал в два раза счастливей. Это значит, что Ты и есть Сам Господь Кришна». ТЕКСТ 105 кршна-спхуртйе танра мана ханачхе нирмала атаэва прабхура таттва джанила сакала кршна-спхуртйе — благодаря появлению Господа Кришны; танра — его; мана — ум; ханачхе — стал; нирмала — чистый; атаэва — поэтому; прабхура — Господа Шри Чайтаньи Махапрабху; таттва — истину; джанила — постиг; сакала — всю. Созерцание Господа Кришны очистило ум брахмана, поэтому он смог в совершенстве понять природу Шри Чайтаньи Махапрабху. ТЕКСТ 106 табе махапрабху танре караила шикшана эи ват кахан на кариха пракашана табе — затем; махапрабху — Шри Чайтанья Махапрабху; танре — ему (брахману); караила — дал; шикшана — наставления; эи ват — этой истины; кахан — кому-либо; на — не; кариха пракашана — открывай. В ответ на это Шри Чайтанья Махапрабху дал брахману подробные наставления и попросил его никому не говорить о том, что Он и есть Сам Господь Кришна. ТЕКСТ 107 сеи випра махапрабхура бада бхакта хаила чари маса прабху-санга кабху на чхадила сеи випра — этот брахман; махапрабхура — Шри Чайтаньи Махапрабху; бада — великий; бхакта — преданный; хаила — стал; чари маса — четыре месяца; прабху-санга — общество Господа; кабху — когда-либо; на — не; чхадила — оставлял. Этот брахман стал великим преданным Шри Чайтаньи Махапрабху и все четыре месяца не расставался с Господом. ТЕКСТ 108 эи-мата бхатта-грхе рахе гаурачандра нирантара бхатта-санге кршна-катхананда эи-мата — таким образом; бхатта-грхе — в доме Венкаты Бхатты; рахе — остается; гаурачандра — Шри Чайтанья Махапрабху; нирантара — постоянно; бхатта-санге — вместе с Венкатой Бхаттой; кршна-катха-ананда — трансцендентное блаженство, доставляемое беседами о Кришне. Шри Чайтанья Махапрабху жил у Венкаты Бхатты и постоянно вел с ним беседы о Господе Кришне, испытывая при этом огромное наслаждение. ТЕКСТ 109 шри-ваишнава' бхатта севе лакшми-нарайана танра бхакти декхи' прабхура тушта хаила мана шри-ваишнава — преданный из Рамануджа-сампрадаи; бхатта — Венката Бхатта; севе — поклоняется; лакшми-нарайана — Божествам Господа Нараяны и богини процветания, Лакшми; танра — его; бхакти — преданность; декхи' — увидев; прабхура — Господа Шри Чайтаньи Махапрабху; тушта — довольный; хаила — становился; мана — ум. Как вайшнав из Рамануджа-сампрадаи Венката Бхатта поклонялся Божествам Лакшми и Нараяны. Видя его искреннюю преданность Господу, Шри Чайтанья Махапрабху был очень доволен. ТЕКСТ 110 нирантара танра санге хаила сакхйа-бхава хасйа-парихасе дунхе сакхйера свабхава нирантара — постоянно; танра санге — в общении с ним; хаила — появились; сакхйа-бхава — дружеские отношения; хасйа — смех; парихасе — шутки; дунхе — обоих; сакхйера — дружбы; свабхава — природа. Благодаря постоянному общению Шри Чайтанья Махапрабху и Венката Бхатта постепенно стали друзьями. Часто бывало так, что они вместе смеялись и шутили. ТЕКСТ 111 прабху кахе, — бхатта, томара лакшми-тхакурани канта-вакшах-стхита, пативрата-широмани прабху кахе — Господь Шри Чайтанья Махапрабху говорит; бхатта — дорогой Бхаттачарья; томара — твоя; лакшми-тхакурани — богиня процветания; канта — своего супруга, Нараяны; вакшах-стхита — пребывающая на груди; пати-врата — верная жена; широмани — самая лучшая. Шри Чайтанья Махапрабху сказал Бхаттачарье: «Богиня процветания Лакшми, которой ты поклоняешься, всегда пребывает на груди у Нараяны. Вне всяких сомнений, она — самая верная жена во вселенной». ТЕКСТ 112 амара тхакура кршна — гопа, го-чарака садхви хана кене чахе танхара сангама амара тхакура — Мой объект поклонения; кршна — Господь Кришна; гопа — пастух; го-чарака — пасущий коров; садхви хана — будучи целомудренной; кене — почему; чахе — хочет; танхара — Его; сангама — общества. «Я же поклоняюсь Шри Кришне, пастушку, пасущему коров. Скажи Мне, почему Лакшми, известная своим целомудрием, ищет общества Моего Господа?» ТЕКСТ 113 эи лаги' сукха-бхога чхади' чира-кала врата-нийама кари' тапа карила апара эи лаги' — по этой причине; сукха-бхога — наслаждения на Вайкунтхе; чхади' — оставив; чира-кала — долго; врата-нийама — обеты и ограничения; кари' — приняв; тапа — аскетические подвиги; карила апара — совершала бесчисленные. «Ради того, чтобы встретиться с Кришной, Лакшми отказалась от всех трансцендентных наслаждений, доступных на Вайкунтхе, и долгое время блюла суровые обеты, налагала на себя аскезу и во всем ограничивала себя». ТЕКСТ 114 касйанубхаво 'сйа на дева видмахе тавангхри-рену-спарашадхикарах йад-ванчхайа шрир лаланачарат тапо вихайа каман су-чирам дхрта-врата касйа — которого; анубхавах — результат; асйа — этого (змея Калии); на — не; дева — о Господь; видмахе — знаем; тава-ангхри — Твоих лотосных стоп; рену — пыли; спараша — коснуться; адхикарах — право; йат — которого; ванчхайа — желанием; шрих — богиня процветания; лалана — лучшая из женщин; ачарат — совершала; тапах — аскетические подвиги; вихайа — обуздав; каман — желания; су-чирам — долгое; дхрта — тверды; врата — та, чьи обеты. «„О Господь, мы не знаем, чем змей Калия заслужил право носить на своих головах пыль с Твоих лотосных стоп, ибо богиня процветания ради этого сотни лет совершала аскетические подвиги, обуздывая все прочие желания и соблюдая суровые обеты. Поистине, мы не понимаем, как змей Калия удостоился такой чести“». КОММЕНТАРИЙ: Этот стих из «Шримад-Бхагаватам» (10.16.36) произносят жены змея Калии. ТЕКСТ 115 бхатта кахе, кршна-нарайана — эка-и сварупа кршнете адхика лила-ваидагдхйади-рупа бхатта кахе — Венката Бхатта говорит; кршна-нарайана — Кришны и Нараяны; эка-и сварупа — одна сущность; кршнете — в Господе Кришне; адхика — больше; лила — игр; ваидагдхйа-ади-рупа — природа веселья. Венката Бхатта ответил: «Господь Кришна и Господь Нараяна неотличны друг от друга. Однако лилы Кришны праздничны по природе, поэтому они доставляют больше наслаждения». ТЕКСТ 116 тара спарше нахи йайа пативрата-дхарма каутуке лакшми чахена кршнера сангама тара спарше — в Ее (Лакшми) прикосновении к Нему (к Кришне); нахи — не; йайа — нарушается; пати-врата-дхарма — обет супружеской верности; каутуке — из сильного любопытства; лакшми — богиня процветания; чахена — жаждет; кршнера — Господа Кришны; сангама — общество. «Господь Кришна и Нараяна — одна и та же личность. Стало быть, общаясь с Кришной, Лакшми не нарушает обет супружеской верности. Когда богиня процветания искала встречи с Господом Кришной, она делала это лишь потому, что ей хотелось повеселиться». КОММЕНТАРИЙ: Из ответа, который дал Господу Шри Чайтанье Махапрабху Венката Бхатта, следует, что он понимал истинное положение вещей. Венката Бхатта сказал Шри Чайтанье Махапрабху, что Нараяна — это образ Кришны, исполненный трансцендентного величия. У Кришны две руки, а у Нараяны их четыре, но это одна и та же личность. Кришна и Нараяна неотличны друг от друга. Нараяна так же прекрасен, как Кришна, но в играх Кришны больше веселья. Праздничная природа игр Кришны вовсе не делает Его отличным от Нараяны. Поэтому желание Лакшми встретиться с Кришной совершенно естественно. Иначе говоря, вполне понятно, что верная жена стремится к общению со своим мужем, кем бы он ни оделся. Поэтому нельзя упрекать Лакшми за то, что она искала общества Кришны. ТЕКСТ 117 сиддхантатас тв абхеде 'пи шриша-кршна-сварупайох расеноткршйате кршна рупам эша раса-стхитих сиддхантатах — в конечном счете; ту — однако; абхеде — в отсутствии различия; апи — хотя; шри-иша — супруга Лакшми, Нараяны; кршна — Господа Кришны; сварупайох — образов; расена — трансцендентной расой; уткршйате — превосходит; кршна-рупам — образ Господа Кришны; эша — это; раса-стхитих — средоточие наслаждения. Венката Бхатта продолжал: «„Духовная наука гласит, что между Нараяной и Кришной нет разницы. И все же раса супружеской любви придает Кришне особую привлекательность. Поэтому Он превосходит Нараяну. Такой вывод можно сделать, изучив науку о духовных отношениях“». КОММЕНТАРИЙ: Этот стих, процитированный Венкатой Бхаттой, можно также найти в «Бхакти-расамрита-синдху» (1.2.59). ТЕКСТ 118 кршна-санге пативрата-дхарма нахе наша адхика лабха паийе, ара раса-виласа кршна-санге — в обществе Господа Кришны; пати-врата — супружеской верности; дхарма — обета; нахе — нет; наша — нарушения; адхика — больше; лабха — блага; паийе — получу; ара — также; раса-виласа — в блаженстве от танца раса. «Богиня процветания не считала, что, вступив в отношения с Кришной, она нарушила обет супружеской верности. Более того, она рассчитывала, оказавшись в обществе Кришны, насладиться танцем раса». ТЕКСТ 119 винодини лакшмира хайа кршне абхилаша ихате ки доша, кене кара парихаса винодини — у той, которая наслаждается; лакшмира — у богини процветания; хайа — есть; кршне — Господа Кришны; абхилаша — желание; ихате — в этом; ки — какая; доша — вина; кене — почему; кара парихаса — высмеиваешь. Венката Бхатта продолжал свое объяснение: «Лакшми, богиня процветания, тоже имеет право вкушать духовное блаженство. Как же можно упрекать ее за то, что она пожелала насладиться с Кришной? Почему Ты смеешься над этим?» ТЕКСТ 120 прабху кахе, — доша нахи, иха ами джани раса на паила лакшми, шастре иха шуни прабху кахе — Господь отвечает; доша нахи — нет греха; иха ами джани — это Я знаю; раса на паила лакшми — Лакшми, богине процветания, не удалось принять участие в танце раса; шастре иха шуни — узнаём об этом из богооткровенных писаний. Господь Чайтанья Махапрабху ответил: «Я знаю, что богиня процветания безгрешна, однако ей так и не удалось принять участие в танце раса. Об этом говорится в писаниях». ТЕКСТ 121 найам шрийо 'нга у нитанта-ратех прасадах свар-йошитам налина-гандха-ручам куто 'нйах расотсаве 'сйа бхуджа-данда-грхита-кантха- лабдхашишам йа удагад враджа-сундаринам на — не; айам — это; шрийах — богини процветания; анге — на груди; у — увы; нитанта-ратех — очень тесно связанной; прасадах — милость; свах — райских планет; йошитам — женщин; налина — как у лотоса; гандха — аромат; ручам — и сияние; кутах — куда меньше; анйах — другие; раса-утсаве — на празднике танца раса; асйа — Его (Господа Шри Кришны); бхуджа-данда — руками; грхита — (быть) обнятыми; кантха — за шеи; лабдха-ашишам — удостоившихся такого благословения; йах — которого; удагат — проявилась; враджа-сундаринам — у прекрасных гопи, трансцендентных девушек Враджабхуми. „Когда во время раса-лилы Господь Шри Кришна танцевал с гопи, Его руки обвивали их шеи. Господь никогда не оказывал такого трансцендентного знака внимания богине процветания или другим Своим супругам в духовном мире. Об этом не могут даже мечтать прекраснейшие из небожительниц, чье сияние и благоухание делает их похожими на цветок лотоса. Что же тогда говорить о простых земных женщинах, даже если с материальной точки зрения они весьма красивы?“ КОММЕНТАРИЙ: Это стих из «Шримад-Бхагаватам» (10.47.60). ТЕКСТ 122 лакшми кене на паила, ихара ки карана тапа кари' каичхе кршна паила шрути-гана лакшми — богиня процветания; кене — почему; на — не; паила — получила; ихара — этого; ки — какая; карана — причина; тапа кари' — подвергнув (себя) суровой аскезе; каичхе — как; кршна — Господа Кришны; паила — достигли; шрути-гана — мудрецы, постигшие ведическое знание. «Можешь ли ты объяснить Мне, почему богиня процветания, Лакшми, не смогла войти в танец раса, тогда как мудрецы, постигшие ведическое знание, сумели сделать это и стали общаться с Кришной?» ТЕКСТ 123 нибхрта-марун-мано 'кша-дрдха-йога-йуджо хрди йан- мунайа упасате тад арайо 'пи йайух смаранат стрийа урагендра-бхога-бхуджа-данда-вишакта-дхийо вайам апи те самах самадршо 'нгхри-сароджа-судхах нибхрта — (которой) укрощены; марут — жизненный воздух; манах — ум; акша — чувства; дрдха — неуклонно; йога — мистической йогой; йуджах — занимающиеся; хрди — в сердце; йат — которого; мунайах — великие мудрецы; упасате — поклоняются; тат — то; арайах — враги; апи — также; йайух — обретают; смаранат — благодаря памятованию; стрийах — гопи; урагендра — змей; бхога — подобным телам; бхуджа — к рукам; данда — подобным палкам; вишакта — привлечены; дхийах — те, чьи умы; вайам апи — мы тоже; те — Твоим; самах — равные; самадршах — испытывающие такие же экстатические эмоции; ангхри-сароджа — лотосных стоп; судхах — пьющие нектар. «„Великие мудрецы укрощают ум и чувства, занимаясь мистической йогой и управляя дыханием. С помощью мистической йоги они обретают способность видеть в своем сердце Сверхдушу и в конце концов входят в безличный Брахман, хотя того же положения благодаря памятованию о Верховном Господе достигают Его враги. Однако гопи, девушки Враджа, привлеченные красотой Кришны, просто хотели обнимать Его и Его змееподобные руки. Так гопи удалось вкусить нектар лотосных стоп Господа. И мы, Упанишады, следуя примеру гопи, тоже можем вкусить нектар Его лотосных стоп“». КОММЕНТАРИЙ: Это стих из «Шримад-Бхагаватам» (10.87.23). ТЕКСТ 124 шрути пайа, лакшми на пайа, итхе ки карана бхатта кахе, — иха правешите наре мора мана шрути пайа — знатоки Вед получают позволение; лакшми на пайа — богиня процветания не получает позволения; итхе ки карана — какова причина этого; бхатта кахе — Венката Бхатта отвечает; иха — в это; правешите — проникнуть; наре — не может; мора — мой; мана — ум. Когда Господь Чайтанья спросил, почему богине процветания не удалось войти в танец раса, а знатоки ведической мудрости смогли сделать это, Венката Бхатта ответил: «Я не в состоянии разгадать эту загадку». ТЕКСТ 125 ами джива, — кшудра-буддхи, сахадже астхира ишварера лила — коти-самудра-гамбхира ами джива — я обычное живое существо; кшудра-буддхи — тот, чей разум ограничен; сахадже астхира — по природе легко теряющий равновесие; ишварера лила — игры Господа; коти-самудра — как миллионы океанов; гамбхира — глубоки. Затем Венката Бхатта сказал: «Я — обычный человек. Мой разум ограничен, и меня легко вывести из равновесия. Поэтому я не способен проникнуть в бездонный океан игр Господа». ТЕКСТ 126 туми сакшат сеи кршна, джана ниджа-карма йаре джанаха, сеи джане томара лила-марма туми — Ты; сакшат — непосредственно; сеи — эта; кршна — Верховная Личность Бога; джана — знаешь; ниджа-карма — Свои деяния; йаре джанаха — которому (Ты) открываешь; сеи — тот; джане — знает; томара — Твоих; лила-марма — смысл игр. «Ты — Сам Кришна, Верховная Личность Бога. Тебе известен смысл Твоих деяний, и тот, кому Ты дашь знание, тоже может понять Твои лилы». КОММЕНТАРИЙ: Верховную Личность Бога, Кришну, и Его деяния невозможно постичь с помощью грубых материальных органов чувств. Чувства необходимо очистить трансцендентным любовным служением Господу. Только тогда, когда Господь, довольный таким служением, откроет Себя нам, мы сможем постичь Его трансцендентный образ, имя, качества и деяния. Это подтверждает «Катха-упанишад» (2.23) и «Мундака-упанишад» (3.2.3): йам эваиша врнуте тена лабхйас тасйаиша атма виврнуте танум свам — «Тот, кто снискал благосклонность Верховного Господа, способен понять Его трансцендентное имя, качества, образ и деяния». ТЕКСТ 127 прабху кахе, — кршнера эка свабхава вилакшана сва-мадхурйе сарва читта каре акаршана прабху кахе — Шри Чайтанья Махапрабху отвечает; кршнера — Господа Кришны; эка — одно; свабхава — качество; вилакшана — особенное; сва-мадхурйе — Своей супружеской любовью; сарва — все; читта — сердца; каре акаршана — пленяет. Шри Чайтанья Махапрабху ответил: «У Господа Кришны есть особенное качество — раса супружеской любви к Нему пленяет сердца всех». ТЕКСТ 128 враджа-локера бхаве паийе танхара чарана танре ишвара кари' нахи джане враджа-джана враджа-локера — жителей Голоки Вриндаваны; бхаве — в экстазе; паийе — обретают; танхара — Его (Господа Кришны); чарана — лотосные стопы; танре — Его; ишвара — Верховной Личностью; кари' — приняв; нахи — не; джане — знают; враджа-джана — жители Враджабхуми. «Найти прибежище у лотосных стоп Шри Кришны может тот, кто следует примеру жителей планеты Враджалока (Голока Вриндавана). Однако жители этой планеты не знают, что Кришна — Сам Бог, Верховная Личность». ТЕКСТ 129 кеха танре путра-джнане удукхале бандхе кеха сакха-джнане джини' чаде танра кандхе кеха — кто-то; танре — Его; путра-джнане — из-за того, что считает сыном; удукхале — к большой ступе; бандхе — привязывает; кеха — кто-то; сакха-джнане — из-за того, что считает другом; джини' — поборов; чаде — забирается; танра — Ему; кандхе — на плечи. «Там кто-то относится к Нему как к своему сыну и иногда привязывает Его к ступе. Другие считают Его близким другом и, поборов Его в шуточном поединке, забираются Ему на плечи». ТЕКСТ 130 `враджендра-нандана' бали' танре джане враджа-джана аишварйа-джнане нахи кона самбандха-манана враджендра-нандана — сына Махараджи Нанды, царя Враджабхуми; бали' — как; танре — Его; джане — знают; враджа-джана — жители Враджабхуми; аишварйа-джнане — связанных с осознанием величия Господа; нахи — нет; кона — каких-либо; самбандха — об отношениях; манана — представлений. «Жители Враджабхуми знают Кришну как сына Махараджи Нанды, царя Враджабхуми. Для них неприемлемо преклонение перед величием Господа». ТЕКСТ 131 враджа-локера бхаве йеи карайе бхаджана сеи джана пайа врадже враджендра-нандана враджа-локера — жителей Враджабхуми; бхаве — в экстазе; йеи — который; карайе — совершает; бхаджана — поклонение; сеи джана — такой человек; пайа — достигает; врадже — во Врадже; враджендра-нандана — Господа Кришны, сына Махараджи Нанды. «Тот, кто поклоняется Господу, идя по стопам жителей Враджабхуми, достигает Господа на трансцендентной планете Враджа, где Его знают как сына Махараджи Нанды». КОММЕНТАРИЙ: Жители Враджабхуми, Голоки Вриндаваны, знают Кришну как сына Махараджи Нанды. Они, в отличие от обычных людей, не признают Его Верховной Личностью Бога. Господь — высший покровитель каждого и повелитель всех живых существ. Во Враджабхуми Кришна, безусловно, является объектом всеобщей любви, однако никто там не воспринимает Его как Верховную Личность Бога. Одни видят в Нем своего сына, другие — друга, третьи — возлюбленного, а четвертые — господина, но в каждом случае в центре стоит Кришна. Жители Враджабхуми связаны с Господом отношениями служения, дружбы, родительской и супружеской любви. Тот, кто посвятил себя преданному служению, может выбрать любой из этих видов взаимоотношений, или рас. Когда такой преданный достигает совершенства, он в своем чистом духовном теле возвращается домой, к Кришне. ТЕКСТ 132 найам сукхапо бхагаван дехинам гопика-сутах джнанинам чатма-бхутанам йатха бхакти-матам иха на — не; айам — тот (Господь Шри Кришна); сукха-апах — легкодоступный; бхагаван — Верховная Личность Бога; дехинам — для материалистов, отождествляющих себя с телом; гопика-сутах — сын матушки Яшоды; джнанинам — для тех, кто предпочитает абстрактные философские рассуждения; ча — и; атма-бхутанам — для подвергающих себя суровой аскезе; йатха — как; бхакти-матам — для тех, кто занят спонтанным преданным служением; иха — здесь (в этом мире). Затем Чайтанья Махапрабху привел следующую цитату: «„Верховная Личность Бога, Кришна, сын матушки Яшоды, легко доступен преданным, посвятившим себя спонтанному любовному служению. Однако Его непросто достичь философам-теоретикам, а также тем, кто идет к познанию души через аскетические подвиги, и тем, кто отождествляет себя с телом“». КОММЕНТАРИЙ: Этот стих, который также приводится в Мадхья-лиле (8.227), представляет собой цитату из «Шримад-Бхагаватам» (10.9.21). ТЕКСТ 133 шрути-гана гопи-ганера анугата хана враджешвари-сута бхадже гопи-бхава лана шрути-гана — знатоки ведических гимнов; гопи-ганера — гопи; анугата хана — став последователями; враджешвари-сута — сыну матушки Яшоды; бхадже — поклоняются; гопи-бхава — экстаз гопи; лана — переняв. «Шрути-ганы, знатоки ведических писаний, поклонялись Господу Кришне в экстазе гопи, идя по их стопам». КОММЕНТАРИЙ: Шрути-ганы, знатоки ведических писаний, хотели принять участие в танце раса Господа Шри Кришны и ради этого стали поклоняться Ему в экстазе гопи. Однако сначала они не смогли осуществить задуманное. Когда им не удалось присоединиться к танцу, просто думая о Кришне в экстазе гопи, они приняли тела гопи. Шрути-ганы даже родились во Враджабхуми как гопи и погрузились в экстаз любви, которую гопи испытывают к Кришне. Лишь тогда им было позволено принять участие в раса-лиле Господа. ТЕКСТ 134 бахйантаре гопи-деха врадже йабе паила сеи дехе кршна-санге раса-крида каила бахйа-антаре — снаружи и внутри; гопи-деха — тело гопи; врадже — во Враджабхуми; йабе — когда; паила — получили; сеи дехе — в этих телах; кршна-санге — вместе с Кришной; раса-крида — танец раса; каила — совершали. «Мудрецы, олицетворяющие ведические гимны, обрели тела, подобные телам гопи, и родились во Враджабхуми. В этих телах они получили дозволение участвовать в раса-лиле, танце Господа». ТЕКСТ 135 гопа-джати кршна, гопи — прейаси танхара деви ва анйа стри кршна на каре ангикара гопа-джати — принадлежащий к общине пастухов; кршна — Господь Кришна; гопи — девушки Враджабхуми, гопи; прейаси — возлюбленные; танхара — Его; деви — жены полубогов; ва — или; анйа — другие; стри — женщины; кршна — Господа Кришну; на — не; каре ангикара — принимают. «Господь Кришна принадлежит к племени пастухов, и Его возлюбленными являются гопи. Хотя небожительницы прекраснее всех в материальном мире, ни они сами, ни любые другие женщины во вселенной не достойны общаться с Кришной». ТЕКСТ 136 лакшми чахе сеи дехе кршнера сангама гопика-ануга хана на каила бхаджана лакшми — богиня процветания; чахе — хочет; сеи — в этом; дехе — теле; кршнера сангама — общение с Кришной; гопика — гопи; ануга — последовательницей; хана — став; на — не; каила бхаджана — поклонялась. «Лакшми хотела наслаждаться Кришной, оставаясь в своем духовном теле богини процветания. Поклоняясь Кришне, она не шла по стопам гопи». ТЕКСТ 137 анйа дехе на паийе раса-виласа атаэва `найам' шлока кахе веда-вйаса анйа дехе — в ином теле (помимо тела гопи); на — не; паийе — достигает; раса-виласа — игр танца раса; атаэва — поэтому; найам — начинающийся со слова найам; шлока — стих; кахе — произносит; веда-вйаса — Двайпаяна Ведавьяса. «Вьясадева, непревзойденный знаток ведических писаний, сложил стих, начинающийся со слов `найам сукхапо бхагаван' потому, что в танце раса-лила нельзя принять участие ни в одном другом теле, кроме тела гопи». КОММЕНТАРИЙ: Этот стих перекликается со стихом из «Бхагавад-гиты» (9.25): йанти дева-врата деван питрн йанти питр-вратах бхутани йанти бхутеджйа йанти мад-йаджино 'пи мам Господь Кришна сказал: «Те, кто поклоняется полубогам, родятся среди полубогов; поклоняющиеся предкам отправятся к предкам; те, кто поклоняется духам и привидениям, появятся на свет в этих формах жизни; те же, кто поклоняется Мне, будут жить со Мной». В этом мире каждая обусловленная душа снова и снова меняет свое материальное тело, однако, когда вечная душа очищается от всех материальных покровов, ей больше не грозит рождение в материальном теле. Такая душа возвращается в свое изначальное духовное состояние, достичь которого может лишь тот, кто понял Кришну благодаря практике сознания Кришны. Кришна говорит в «Бхагавад-гите» (4.9): джанма карма ча ме дивйам эвам йо ветти таттватах тйактва дехам пунар джанма наити мам эти со 'рджуна «Тот, кто постиг божественную природу Моего явления и деяний, больше никогда не родится в материальном мире. Покинув тело, он вернется в Мою вечную обитель, о Арджуна». Войти в духовное царство можно, лишь снова обретя свое изначальное духовное тело. Что же касается раса-лилы Господа, то находящимся в материальном мире бессмысленно подражать танцу Господа. Чтобы участвовать в раса-лиле, нужно обрести духовное тело, подобное телам гопи. В стихе найам сукхапо преданные названы словом бхактимат. Это означает, что они полностью посвятили себя преданному служению и свободны от материальной скверны. В танец Кришны, раса-лилу, нельзя войти, просто имитируя его или воображая себя сакхи и одеваясь, как гопи. Танец раса-лила полностью духовен; его не может коснуться материальная скверна. Поэтому с помощью искусственных, материальных методов невозможно принять в нем участие. Таков смысл стиха найам сукхапо, и его следует хорошо понять. ТЕКСТ 138 пурве бхаттера мане эка чхила абхимана `шри-нарайана' хайена свайам-бхагаван пурве — раньше; бхаттера — Венкаты Бхатты; мане — в уме; эка — одно; чхила — было; абхимана — понимание; шри-нарайана — Господь в образе Нараяны; хайена — есть; свайам — Сам; бхагаван — Бог, Верховная Личность. До того как Шри Чайтанья Махапрабху дал это объяснение, Венката Бхатта считал Верховной Личностью, Богом, Шри Нараяну. ТЕКСТ 139 танхара бхаджана сарвопари-какша хайа `шри-ваишнаве'ра бхаджана эи сарвопари хайа танхара бхаджана — поклонение Нараяне; сарва-упари — среди всех наивысшая; какша — разновидность; хайа — есть; шри-ваишнавера — последователей Рамануджачарьи; бхаджана — поклонение; эи — это; сарва-упари хайа — является высшим из всех. Венката Бхатта был убежден, что поклонение Нараяне представляет собой высшую форму поклонения и превосходит все прочие виды преданного служения. Он думал так потому, что Нараяне поклонялись Шри-вайшнавы, последователи Рамануджачарьи. ТЕКСТ 140 эи танра гарва прабху карите кхандана парихаса-дваре утхайа этека вачана эи — эту; танра — его (Венкаты Бхатты); гарва — гордыню; прабху — Господь Чайтанья Махапрабху; карите кхандана — (чтобы) умерить; парихаса-дваре — посредством шутки; утхайа — поднимает; этека — столько; вачана — слов. Шри Чайтанья Махапрабху знал о заблуждении Венкаты Бхатты, и, чтобы поправить его, Господь завел этот шутливый разговор. ТЕКСТ 141 прабху кахе, — бхатта, туми на кариха самшайа `свайам-бхагаван' кршна эи та' нишчайа прабху кахе — Господь говорит; бхатта — дорогой Венката Бхатта; туми — ты; на кариха самшайа — не сомневайся; свайам-бхагаван — Верховная Личность Бога; кршна — Господь Кришна; эи та' нишчайа — таково заключение. Далее Господь сказал: «Дорогой Венката Бхатта, пожалуйста, отбрось всякие сомнения. Верховная Личность Бога — это Господь Кришна. Таково заключение ведических писаний». ТЕКСТ 142 кршнера виласа-мурти — шри-нарайана атаэва лакшми-адйера харе тенха мана кршнера — Господа Кришны; виласа-мурти — образ, в котором (Он) наслаждается; шри-нарайана — Господь Нараяна; атаэва — поэтому; лакшми-адйера — богини процветания и ее последователей; харе — пленяет; тенха — Он (Господь Нараяна); мана — ум. «Господь Нараяна, исполненная великолепия ипостась Кришны, пленяет умы богини процветания и ее последователей». ТЕКСТ 143 эте чамша-калах пумсах кршнас ту бхагаван свайам индрари-вйакулам локам мрдайанти йуге йуге эте — эти; ча — и; амша — полные части; калах — части полных частей; пумсах — Всевышнего; кршнах — Господа Кришны; ту — но; бхагаван — Личность Бога; свайам — Сам; индра-ари — врагами Индры; вйакулам — потревоженные; локам — планеты; мрдайанти — защищают; йуге йуге — в разные эпохи. „Все перечисленные воплощения представляют собой либо полные воплощения, либо части полных воплощений пуруша-аватар, однако Господь Шри Кришна — изначальная Личность Бога. Эти воплощения нисходят в разные эпохи, когда в мире по вине врагов Индры возникают беспорядки“.
|