Понятие методологии общей теории права
Понятие методологии науки используется в двух значениях. В узком — как учение о принципах, способах, приемах научного познания предмета общей теории права и государства. В широком — как совокупность научных принципов, методологических подходов, мировоззрение исследователя, а также выработанная наукой система методов познания, юридических (и государствоведческих) понятий и категорий, служащих инструментами познания права и государства. Методология в этом значении есть инструментарий познания предмета общей теории права и государства и, следовательно, призвана обслуживать выполняемую ею (наукой) познавательную функцию. Соответственно в содержание методологии включены: принципы научного познания; научные подходы; мировоззрение исследователя; методы познания; научные понятия и категории (категори-альный, или понятийный, аппарат юридической науки). Специфика и роль перечисленных компонентов методологии позволяют выделить в ее структуре две составляющие: во-первых, философско-мировоззренческую, которая является основанием, принципами формирования государственно-правового знания; во-вторых, инструменталь-ную, представленную логическим, или «рабочим», инструментарием государственно-правового познания. Назначение методологии не сводится только к познанию государствен-но-правовой действительности. Она выполняет также функции систематиза-ции полученного государственно-правового знания, выработки понятийного аппарата юридической науки. Таким образом, предметная область науки о праве и государстве получает выражение в системе научных понятий, теорий, образуя логически цельную систему знания. Следовательно, методология общей теории права (теории государства и права - общей теории государства и права представляет собой теоретическое объяснение оснований и принципов объективного познания государственно-правовой действительности, а также логические способы и приемы ее исследования. К принципам познания науковедение относит исходные, руководящие идеи, положения, которыми обязан руководствоваться исследователь. Принципы познания являются составной частью всеобщего, или диалекти-ческого, метода, они сформулированы диалектической логикой. К ним относятся: • принцип объективности, означающий, что в процессе познания следует подходить к исследуемым явлениям так как они существуют в реальности, на искажая их сути, не идеализируя их; • принцип всесторонности познания; • принцип историзма познания, указывающий на то, что исследуемое явление должно рассматриваться в развитии. Применительно к государству и праву это означает, что выявление их сущности требует обнаружения того, как они возникли, какие причины их породили и способствовали становлению и развитию. Есть целый ряд и других науковедческих принципов, применяемых в процессе познания. Научные подходы. Это методологический компас, который указывает исследователю направление исследования, выбор средств познания, определяет (в значительной мере) его мировоззрение. Это своего рода избираемая исследователем стратегия познания, методологическая платформа, на которой базируются его взгляды при изучении государства и права. Так, с позиции исторического материализма государство и право (как и иные надстроечные явления) рассматриваются как вторичные, производные и зависимые от экономического базиса; возникновение, функционирование и развитие государства и права детерминировано материальными условиями жизнедеятельности; содержание правовых норм и институтов предопределено условиями общественного развития и т.д. Основанный на идеалистическом мировоззрении такой методологический подход, как идеализм, напротив, исходит из того, что государство и право — порождение сознания; государственно-правовые институты формируются под воздействием религии, морали, традиций и психологии нации, ее ментальности, типа культуры и множества других факторов духовно-культурного порядка. При анализе типологии государства и правовых систем применяются формационный или цивилизационный подходы; при изучении сущности права — естественно-правовой, социологический, нормативный, либертарный, интегративный и т.д. Длительное время в отечественной науке господствовал монистический подход к понятию государства и права, основанный на методологии марксизма-ленинизма. Такая методология считалась единственно верной (истинной в последней инстанции), не подлежащей критике. Соответственно все другие теории признавались ложными, их можно было критиковать, но не принимать. Схема марксистско-ленинского подхода основывалась на экономическом детерминизме: государство и право возникают в результате появления частной собственности, т.е. ее следствием является раскол общества на антагонистические классы, примирение вражды между которыми возможно только посредством государства и права. Марксизм всецело основывался на формационном подходе. Из поля зрения выпадали учения о правовом и социальном государстве. Сейчас, напротив, наблюдаются воинствующее неприятие и беспощадная критика этого подхода. Более перспективным является все же интегративный или многоаспектный подход, позволяющий учесть самые разные взгляды и позиции при оценке природы права и государства. Выбор исследователем в процессе изучения государственно-правовых явлений научных принципов, методологических подходов, сама постановка целей исследования и их результаты в значительной мере предопределяются философско-юридическим мировоззрением, миропониманием или позицией ученого. Так, приверженность ученого к философии идеализма обусловли-вает его естественно-правовые взгляды в вопросе правопонимания. В свою очередь разнообразие подходов в рамках этого философского течения предопределяло разнообразие подходов к пониманию права: сравним понимание права у представителей исторической школы права и у сторон-ников так называемого рационалистического естественного права (Г. Гроций, И. Кант). Мировоззренческая позиция исследователя обусловливается его политико-идеологическими взглядами, идентификацией данного исследователя с тем или иным политическим течением. На позиции исследователя сказывается и принадлежность его к той или иной юридической школе. Очевидно, что соотнесение исследователя с так называемым широким или узконормативным правопониманием вводит его в определенные методологические рамки, в значительной мере предопределяет характер и результат исследования.
|