Система методов государственно-правового познания
Центральным компонентом, «инструментальной частью» методологии является метод,под которым понимается способ познания предмета науки. Общеизвестно высказывание английского мыслителя Ф. Бэкона, который сравнивал метод с фонарем, освещающим путь ученому. Образно он высказался так: даже хромой, идущий с фонарем по дороге, опередит того, кто бежит впотьмах без дороги. В правоведении методы познания — это тот инструмент, который позволяет проникнуть в юридическую ткань и познать ее. Выделяются следующие группы методов: 1) всеобщий философский метод; 2) общенаучные методы; 3) специальные методы, или методы конкретных наук; 4) частные методы правовой науки. Всеобщий философский метод используется во всех конкретных науках, на всех стадиях научного познания. Его основой являются принципы и законы диалектической логики, закон перехода количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания. Всеобщий философский метод предполагает изучение государства и права как явлений, которые определяются природой человека и условиями жизни общества; связаны с другими социальными явлениями — экономикой, политикой, духовной сферой и т.п.; находятся в постоянном развитии и обновлении. Противоположным диалектической логике методом познания действительности, но в то же время органично с ней связанной, является метафизика, с точки зрения которой предметы и явления рассматриваются вне связи и развития. Тем самым становится возможным «заглянуть внутрь» правовых явлений, процессов, исследовать их признаки и свойства, или специфически юридическую природу. Именно такой способ познания права и правовых институтов применил Г. Кельзен, обосновывая нормативистское учение права. Всеобщий философский метод раскрывается через общенаучные методы познания (в определенной мере они являются составляющими всеобщего метода). К ним относятся: анализ и синтез; индукция и дедукция; восхождение от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному; метод единства исторического и логического и др. Анализ — это мысленное расчленение изучаемого явления на составные части и исследование каждой из них отдельно. Путем синтеза воссоздается единая целостная картина. Посредством индукции обеспечивается переход от изучения единичных факторов к общим положениям и выводам. Дедукция делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным. Метод восхождения от абстрактного к конкретному — универсальный прием общетеоретического познания. Так, сформулировав понятие государственного режима, можно затем перейти к анализу его конкретных разновидностей — демократического, тоталитарного и т.д. Если же исследователь направляет процесс познания от конкретного к абстрактному, то он, к примеру, изучая разнообразные виды правонарушений — преступления, гражданские деликты, административные и дисциплинарные проступки, — затем конструирует общее абстрактное понятие правонарушения. Используя исторический метод, общаятеория права исследует государственные и правовые явления и процессы в той последовательности, в которой они возникали, развивались и сменялись одни другими. Такой подход позволяет конкретно и наглядно представить все особенности различных правовых и государственных явлений. Однако обилие описательного материала и частных исторических подробностей может затруднить серьезное теоретическое изучение права и государства. Исторический метод показывает, что в природе и в обществе развитие идет от простого к сложному. Применительно к предмету науки о праве и государст-ве это означает, что во всей совокупности государственно-правовых явлений и процессов необходимо в первую очередь выделить те, которые возникли раньше других и являются основой более сложных. Методология исследования права и государства предполагает использование таких методов, как системный подход, сравнение, конкретно-социологические исследования и др. В частности, системный подход важен при исследовании системного построения права, его институтов и норм, анализе вопросов о функциях и механизме государства и др. Специальные методы представляют собой методы, разработанные конкретными науками — статистические, конкретно-социологические, психологические, математические, кибернетические и др. В правоведении они применяются достаточно широко, в особенности при исследовании прикладных проблем науки. Частно-правовые, или специально-юридические, методы. Применя-ются на стадии познания юридической практики. Формально-юридический или юридико-технический, догматический метод используется для познания внешней и внутренней формы правовых явлений и позволяет на основе обобщения сформулировать понятия, дефиниции, определения (правосубъектность, субъективное право, вина). Методы толкования права предназначены для уяснения истинной воли законодателя, выраженной в тексте закона. Сравнительно-правовой метод — основан на последовательном изуче-нии и сопоставлении большого числа сходных объектов. Так, достоинства и недостатки государственного или правового института определяются в сопоставлении с аналогичными институтами зарубежных стран. Метод государственно-правового моделирования используется для поиска оптимальной модели организации аппарата государства, рационализации административно-территориального деления, формирования системы законодательства и др. Метод правотворческого эксперимента — экспериментальный способ познания. Он основан на апробации компетентным правотворческим органом предполагаемых законодательных нововведений в ограниченном масштабе в целях проверки эффективности, полезности и экономичности экспериментальных правовых норм и проверки оптимальных моделей правотворческих решений общего действия. Используется в законодательной практике, в частности, для апробации как нового законодательного акта, так и отдельных правовых институтов (комплекса правовых норм в проектируемом законе). Следует обратить внимание на два обстоятельства. Во-первых, методы представляют инструментарий правового познания только в своей совокупности. Игнорирование какой-то из составляющих ведет к неточному результату. Таким образом, метод правовой науки — это единство всеобщего, общенаучных, специальных и частно-правовых способов познания. Во-вторых, теория государства и права — это наука философско-юридического уровня. Поэтому определенная пропорция философских и общенаучных средств познания, с одной стороны, и специально-юридических, с другой — должна быть выдержана. Абсолютизация неюридического (философского, социологического) приводит к результатам, которые мало пригодны для юридической (и социальной в целом) практики (а значит, и для правовой науки). Понятно, что использование философских методов требует от исследователя основательной общефилософской подготовки (это, кстати, в традициях общетеоретического правоведения). Точно так же применение специально-юридических средств познания предполагает основательную специальную подготовку: наличие (как минимум) юридического образования, определенного профессионального юридического опыта, знания законодательства и практики его применения. Однако этим обстоятельством очень часто пренебрегают. Очевидно, этим объясняется вовлечение в орбиту юридических исследований проблем, которые к собственно юридической проблематике имеют весьма косвенное отношение. В таких исследованиях право выступает в лучшем случае иллюстрацией. Подобные изыскания можно было бы оставить без внимания, если бы они «не обрушивались» на обучающихся в юридических вузах, не притязали на восприятие их научной общественно-стью в качестве монографических исследований. Прав профессор О.В. Мартышин, который исходит из того, что наложение философии права на теорию права «ведет к дублированию, созданию надуманных проблем, в том числе в связи с необходимостью размежевания» (см.: Мартышин О.В. Общетеоретические юридические науки и их соотношение // Государство и право. 2004. № 7. С. 10). Какие-то механизмы блокирования подобного рода квазиюридических изысканий все же должны быть найдены. В отношении диссертационных работ не лишним было бы компетентное мнение ВАК по этому вопросу.
|