Кратко резюмируя все вышеизложенное, отметим главное.
Каждая наука в процессе познания своего предмета вырабатывает свой метод. Имеет его и общая теория права. Методология (от греческих слов «метод» — путь к чему-либо и «логос» — наука, учение) — это теоретическое обоснование используемых в науке методов познания окружающей нас действительности, учение о научном методе познания. Государственно-правовые явления изучаются с различных философских, мировоззренческих позиций: а) метафизики; б) диалектики (материалистическая и идеалистическая). Одни теории связывают наличие государства и права с божественной силой либо объективным разумом (объективный идеализм); вторые — с сознанием человека, его психикой, переживаниями, ощущениями, объявляют государство и право результатом согласования воли, договора людей (субъективный идеализм); третьи акцентируют внимание на материально-диалектических причинах (объективный материализм); четвертые связывают формы государства и права с географическими характеристиками территории, этническими и национальными особенностями людей (субъективный материализм). Существуют теории, представляющие государство и право явлениями постоянными (они были всегда и будут существовать вечно) и неизменными, глубоко не связанными друг с другом и иными общественными явлениями (метафизические учения о государстве и праве). Религиозные теории отвергают саму возможность познания государства и права (агностицизм), утверждают примат веры над разумом. Каждому из этих методов присущи свои законы, принципы, категории. Методологической основой общей теории права является философия, представляющая собой развитую форму мировоззрения на основе рационального объяснения мира и человека. Философия изучает наиболее общие законы развития объективного мира, человеческого общества и мышления, позволяет проникнуть за внешнюю видимость явлений общественной жизни, увидеть их связи и взаимосвязи, познать их сущность, законы, которые управляют ими. Как мировоззрение философия вырабатывает идеальные модели развития общества и человека, а также пути их осуществления. Она раскрывает смысл человеческого бытия, очерчивает ценностные параметры политического, правового, нравственного, эстетического и научного отношения человека к миру. Гегель считал, что всякая наука есть прикладная логика. Учение о формах и методах теоретического мышления исторически развивалось в рамках философии. Диалектическая логика не существует вне материалистической диалектики. Она раскрывает значение наиболее общих законов развития объективного мира для. движения мышления к истине, т. е. является наукой о совпадении содержания знания с объектом, раскрывает формы мышления лишь с точки зрения их строения, не отвлекается от выраженного в них конкретного содержания, берет их не в застывшем, не в изолированном виде, а во взаимосвязи, в движении, в развитии. Если формальная логика анализирует уже сложившиеся теории, то диалектическая вскрывает логические принципы перехода к новому знанию, исследует образование и развитие теорий. Основные требования диалектической логики: а) всесторон-ний охват предмета в мышлении; б) рассмотрение предмета «в его развитии», «самодвижении»; в) привлечение всей человечес-кой практики для полного «определения» предмета; г) понимание того, что абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Любая юридическая наука, в том числе и основополагающая в этой области — общая теория права, должна творчески использовать категории философии с учетом специфики своего предмета, вырабатывая собственные специальные приемы и способы. В общей теории права познание имеет своей главной целью выяснение истины для того, чтобы преобразовать существующую действительность, опираясь на объективный критерий — практику. Во-первых, сами понятия (категории) рассматриваются как такие мыслительные образы, которые выработались в длительной исторической практике познания и преобразования людьми своих жизненных условий. Во-вторых, теоретические выводы сверяются с действующей практикой, т. е. явлениями реальной общественной жизни. В-третьих, эти выводы проверяются в своей исторической истинности в качестве установок на творческое преобразование существующих условий. Диалектика как методология не сводится к подбору примеров из предметной области для иллюстрации истинности ее положений, так как она в своих категориях формирует законы познания и ею нельзя овладеть, обращаясь только к сумме примеров, фактов. Далее, диалектика не является орудием, инструментом простого доказывания, подобно тому как при ограниченном понимании проблемы можно было бы считать таким инструментом формальную логику или элементарную математику. Даже формальная логика представляет собой прежде всего метод для отыскания новых результатов, для перехода от известного к неизвестному. Доказательности истинности того или иного теоретического положения служит историческая материальная практика людей, поэтому ссылка на категории диалектики как средство простого доказывания не имеет ничего общего с ее методологическим применением. Она не является универсальной «отмычкой» для решения всех вопросов специальных наук, для открытия новых истин конкретных наук, ибо эти вопросы решают сами специалисты. Обобщая закономерные связи природы и общества, философские категории выступают и как категории мышления, познания и поэтому имеют всеобщее методологическое значение, играют роль опорных пунктов всякого познания, являются одновременно и логическими категориями. Таким образом, материалистическая диалектика как методология, т. е. как диалектическая логика, включает: • общие категории, т. е. понятия о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления (например, «содержание», «форма»; «сущность», «явление», «причина», «следствие»); • категории, отражающие специфические связи в процессе познания («материя» и «сознание»; «эмпирическое» и «теоретическое»; «абстрактное» и «конкретное»; «историческое» и «логическое»); • принципы познания (единство исторического и логического, восхождение от абстрактного к конкретному); • общелогические и общенаучные приемы познания (анализ и синтез, индукция и дедукция, системный и функциональный анализ, конкретно-социологический анализ). Экономический базис (содержание) — определяющая причина возникновения и развития права и государства (форма). Категории «содержание» и «форма» объясняют как зависимость государства и права от базиса, так и их относительную самостоятельность. Общая теория права, используя уже выработанные понятия (категории), изучая данные институты под углом зрения содержания этих категорий, прослеживает, какое выражение они получают в исследуемой области. Например, философская категория «сущность» фиксирует определенный уровень знания объективного мира. Сущность предмета — это его основание, которым реально, в действительности определяются другие его свойства. Оперируя этим понятием, теория государства и права вырабатывает свои: «сущность государства», «сущность права». Эти категории не создают новой философской концепции, они диалектически «снимают» содержание философских положений. Методологическое и теоретическое значение конкретных категорий огромно. Это — «остов», «скелет» знания и инструмент приобретения новых. Категории логически связаны между собой, составляют систему знаний. Их применение для всякого нового познания и составляет методологию науки. Юридические понятия (категории) формулируются в виде определений, кратко раскрывающих существо правовых явлений. Они, несомненно, имеют теоретическое значение для соответствующей отрасли государственно-правовой науки и немаловажны для практики применения права. Чем сложнее соответствующее государственно-правовое явление, тем с меньшим успехом можно выразить в кратком его определении все существенное. Определение в таком случае служит лишь средством для первоначальной ориентировки в предмете, а раскрыть полностью конкретное содержание данного явления не может. Общая теория права, изучая общие закономерности динамики государственно-правовых явлений, вскрывает тенденции и намечает прогнозы развития государства и права, вырабатывая и более конкретные, рациональные практические выводы и рекомендации. Нужно только постоянно помнить, чтобы эти рекомендации опирались не только на общие соображения, но и на конкретный анализ явлений действительности. Общая теория права в процессе познания государственно-правовых явлений использует: а) общенаучные методы, к которым относятся: исторический, формально-логический, социологический, системный, структурно-функциональный, статистический, восхождение от абстрактного к конкретному и др. Каждый из перечисленных методов во взаимосвязи с другими позволяет получить конкретные знания о тех или иных закономерностях развития и функционирования правовой материи в целом и ее отдельных частей. б) общелогические методы теоретического анализа (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование, аналогия, моделирование); в) частнонаучные методы (сравнительного правоведения, технико-юридического анализа, конкретизации, толкования и т. п.). Итак, метод общей теории права сложен по своей структуре. Он представляет собой внутренне организованную систему общефилософских, общенаучных и частнонаучных принципов, приемов, средств познания государственно-правовой надстройки. Методология не может оставаться раз и навсегда данной, неизменной во всех частях. Она постоянно обогащается, подчиняясь задачам все более глубокого изучения предмета исследования — государства и права, которые находятся в постоянном развитии. Таким образом, методология общей теории права — это применение обусловленной материалистической диалектикой совокупности определенных теоретических принципов, логических приемов и специальных способов исследования государственно-правовых явлений. Метод восхождения от абстрактного к конкретному состоит в том, что процесс научного познания предмета начинается с выделения определенного круга единичных элементов в составе конкретного целого и соответствующей выработки абстрактных (односторонних) описаний этих элементов. В последующем от этих односторонних (частичных), фрагментар-ных представлений совершается переход к общим понятиям, в которых находят отражение природа, сущность, законы конкретного целого, вся совокупность свойственных ему взаимосвязей, отношений, свойств. Так, исходным в познании права может служить самое общее, абстрактное определение права. Но одного его будет недостаточно, сколь бы удачным оно ни было. «Все дефиниции, — отмечал Ф. Энгельс, — имеют в научном отношении незначительную ценность. Чтобы получить действительно исчерпывающее представление о жизни, нам пришлось бы проследить все ее проявления, от самой низшей до наивысшей». Чтобы получить удовлетворительный ответ на вопрос о природе, сущности, развитии правовой материи, предварительное абстрактное (неполное) определение нужно дополнить развернутой системой теоретических понятий о праве. Нужна детально разработанная теория, отражающая систему действительных связей и сторон, свойств и закономерностей правовой реальности. С методом восхождения от абстрактного к конкретному тесно связаны историческое и логическое в познании права. Логический и исторический методы определяют порядок и последовательность выработки определений, понятий, категорий, входящих в содержание теории. Под историческим понимают реальную объективную действительность, взятую в ее временном движении, развитии и функционировании, а под логическим — объективную и необходимую связь понятий и категорий, в которых нашла свое отражение данная реальная действительность. Логическое показывает, как понято историческое, а историческое, в свою очередь, служит материальной основой логического. Однако недостаточно просто различать логический (теоретико-познавательный) и исторический (материальный) процессы. Соотношение логического и исторического касается начала самого познания. «С чего начинается история, — отмечает Ф. Энгельс, — с того же должен начинаться и ход мыслей, и его дальнейшее движение будет представлять собой не что иное, как отражение исторического процесса в абстрактной и теоретически последовательной форме; отражение исправленное, но исправленное соответственно законам, которые дает сам действительный исторический процесс, причем каждый момент может рассматриваться в той точке его развития, где процесс достигает полной зрелости, своей классической формы». (См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. С. 497). Различие между историческим и логическим методами состоит в следующем. Исторический метод предполагает критический анализ и сопоставление суждений, понятий и категорий с теми историческими фактами, событиями, процессами, в ходе осмысления которых эти суждения, понятия, категории возникали, формулировались. При логическом способе исследователь проводит анализ и сопоставление понятий о предмете с современными ему историческими фактами, событиями, процессами, с современной ему фазой развития предмета. Применяется также сравнительный метод познания права, когда сопоставляются различные правовые системы, правовые памятники разных эпох и т. д. Сравнительно-правовой метод применяется по отношению к предметам и явлениям, сосуществующим в данный исторический момент. Так, например, в Российской Федерации с помощью сравнительного метода можно изучить различные региональные правовые системы, федеральное законодательство и законодательство субъектов в составе РФ, законодательство стран СНГ, международное право и внутригосударственное законодательство. Сравнивая различные правовые системы, можно получить конкретные данные, полученные каждой правовой системой. Существует отрасль юридической науки сравнительное правоведение,которая занимается изучением различных правовых систем мира. Общенаучное значение в юридических науках, как и в иных областях знаний, имеет метод системного анализа, с помощью которого правовые явления рассматриваются в единстве, взаимосвязи, т. е. в качестве элементов целостных систем.
|