Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Эволюционные и циклические модели развития культуры





Понятие «эволюции» начало использоваться ещё в Англии XVII в. для обозначения упорядоченной последовательности событий, выход которой содержался внутри нее с самого начала. В середине XX в. открытая Дарвином в области естествознания теории эволюции укоренилась в изучении социогуманитарных науках. Базу социокультурного классического эволюционизма заложили такие мыслители, как Спенсер, Тейлор, Л.Морган. Эволюционизм до настоящего времени является наиболее влиятельной научной моделью развития культуры

Основоположники эволюционизм а стремились объяснить феномены культуры человечества в терминах научных законов, т.к. считали ее производной естественных причин. Это отличало их от предшественников, считавших историю человечества последовательностью уникальных событий, не поддающихся объединению в регулярные последовательности.

Главная идея заключается в единых для всего человечества исторических законах развития культуры. Человеческая культура понималась как совокупность процессов адаптации людей, организованных в общества, к их природному окружению. К. развивается от низшего к высшему путем непрерывных постепенных изменений (непрерывный прогресс – процесс перехода от простого состояния к более сложному). Развитие каждого элемента К. изначально предопределено. Культурные различия народов обусловлены степенью их развития. Эволюция понималась как однолинейный процесс универсальных стадий последовательного развития соц. систем: дикость-варварство-цивилизация (Морган).

На идеях эволюционизма основывается модель развития культуры Маркса, утверждавшего, что в истории наблюдается постоянный последовательный прогресс. Каждая новая стадия развития истории закономерно вытекает из предыдущей и по сравнению с ней является более «высокой» ступенью развития. Движущая сила – материальные общественные отношения производства. Сознание человека, его идеалы и ценности являются вторичными по отношению к материальным отношениям и формируются ими. Материальные отношения подобно фактам природной жизни можно фиксировать и на этой основе применять общенаучный критерий повторяемости. Таким образом, в истории не смотря на различия конкретных культур, обычаев, языков, искусства Маркс выделяет 5 общественно-экономических формаций: первобытное общество, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и коммунистическое.

Ясперс в теории «осевого времени» предложил следующую модель развития культуры. Он вычленил так называемую осевую эпоху, охватывающую период примерно от 800 до 200 г. до н.э. Эта эпоха характеризуется созданием особого типа личности, существующего и поныне. В это время возникают мировые религии и философия, новый тип культуры, ставящий вопрос о смысле человеческого бытия. Ось истории – явление Христа. Ясперс делит историю на 3 периода: доисторический – К. «немоты» или археологическая; К. «слова» или «сознания» (К. цивилизаций осевого периода); К. «духа» (универсальная К. осевого времени). Эти культуры (К.) сменяют друг друга. В последнее время появилась информация о предсказании Ясперсом появления К. нового типа, современного, с новым типом личности.

Эволюционизм является убедительной, но одной точкой зрения на развитие культуры. В ХХ в. циклические модели развития культуры связываются с именами Флоренского, Сорокина.

Под циклом понимается обобщенное представление об универсальной форме внутренней динамики макросоциокультурного объекта в период его существования от возникновения до распада.

Флоренский считал, что культура развивается по синусоиде, волнообразно – принцип маятника. Он называет две, сменяющие друг друга культуры – Средневековую (религиозную, иррациональную, объективную) и Возрождение (безрелигиозную, рациональную, субъективную).

В циклической модели П.А.Сорокина, исторический процесс представлен как последовательная смена 3 типов культур или культурных суперсистем, которые отличаются характерными для каждой представлениями о природе ценности и методе ее познания. Эти типы представляют собой три фазы единого цикла:

1. Сенситивная: конечная истинная ценность чувственна. Кроме нее нет других реальностей и не существует внечувственных ценностей. Доминирует чувственное переживание. (Общеевропейская культура XVI–XX вв.)

2. Идеационная: конечной истинной целью является сверхчувственный и сверхразумный Бог. Доминируют процессы познания. (Средневековаякультура Европы с IX по XXII вв.)

3. Идеалистическая или интегральная: конечная истинная ценность – Многоликая Бесконечность, обнимающая все различия, беспредельно, качественно и количественно. Она не выразима. Мы способны лишь приблизиться к трем ее аспектам: рациональному, чувственному и сверхчувственному. Доминирует идеология. (Греческая культура V в. до н.э. или европейская культура XIII в.)

Гуманитарная интерпретация социокультурных циклов представляет собой попытку построить модель макроисторических процессов, свободную от эволюционизма и линейного прогрессивизма. Она признает правомочность и самодостаточность эмпирически существующего многообразия социокультурных систем. В этом смысле такой подход тесно связан с утверждением культурного плюрализма.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 1682. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...


Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия